СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 5 классе "Ассирийская держава"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала. В основе - установление причинно-следственных связей.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 5 классе "Ассирийская держава"»

Тема урока: Ассирийская держава.

Цель урока: - выяснить причины возникновения и гибели Ассирийской державы.

Задачи:

- образовательная: познакомить учащихся с историей открытия железа, показать значение этого открытия для развития хозяйства и военного дела; подвести учащихся к пониманию причин возникновения и гибели Ассирии;


- развивающая: продолжить формировать умения работать с исторической картой, выделять опорные знания в тексте, иллюстрациях, умение устанавливать причинно-следственные связи; развивать мыслительные способности учеников;


-воспитательная: воспитывать чувство сопричастности и сочувствия к угнетённым народам.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: проблемно-диалогическая с использованием групповой работы, элементами исследования.

Оборудование: проектор, ноутбук, экран, карта "Древний Восток", карта "Ассирийская держава в VIII-VII вв. до н.э.».

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Постановка проблемы.

  3. Изучение нового материала (поиск решения проблемы).

  4. Первичное закрепление.

  5. Итог урока.

Ход урока.

  1. Организационный момент, приветствие.

  2. Постановка проблемы урока.

-Ребята, свой урок я хочу начать с таких слов:

"Россия - священная наша держава

Россия - любимая наша страна.

Могучая воля - великая слава

Твоё достоянье на все времена."

- Вам знакомы эти слова?

- Да, это слова из государственного гимна нашей страны (сл. Михалкова С.).


- Я не случайно начала урок с этих слов. Какие понятия характеризуют нашу страну?

- Держава, могучая воля, великая слава.

- Как вы понимаете слово "держава"?

- Держава - большое и сильное государство.


- Тема нашего урока: "Ассирийская держава".


- Какова цель нашего урока? Какую проблему мы должны решить?

- Главной проблемой сегодняшнего урока будет выяснение причин возвышения и гибели Ассирийской державы. В конце урока мы должны будем решить эту проблему.


  1. Изучение нового материала (поиск решения проблемы).

- Итак, я предлагаю совершить путешествие в Ассирию X века до н. э. на машине времени. Машина сработает верно только в том случае, если мы правильно укажем время, в которое отправляемся.

- Покажите на ленте времени X век до нашей эры.

- Верно, машина сработала и вот мы в Ассирии. Посмотрите внимательно на карту.



  1. Местоположение Ассирии.

- Определите географическое положение этого государства? Для этого используйте опорные слова.

восточнее Средиземное море

верхнее среднее течение река Тигр

севернее Вавилон

- Какие природные особенности местности вы нашли?

- Плодородных земель мало, степи, предгорья и горы, богатые железной рудой.

2) Основные занятия ассирийцев.

- А теперь исходя из природных особенностей Ассирии сделайте вывод об основных занятиях ассирийцев.

- Охота, скотоводство, обработка железа.

- Ассирийцы одними из первых овладели способом обработки железа. Произошло это около 10 века до н. э.

- А какие металлы люди уже знали и пользовались ими? (медь и бронза)

- В чем преимущества железа перед медью и бронзой? (тверже, встречается чаще)

- Со временем в каждой семье появились железные орудия труда: топор, лопата, наконечник к лемеху плуга.

- Какое еще занятие стало процветать? (земледелие)

  1. Ассирийское войско.

- Что еще можно было изготавливать из железа? (оружия)

- Посмотрите внимательно на иллюстрации и скажите, чем была вооружена армия ассирийцев? (топорики, железные мечи, копья, щиты, шлемы, тугие луки)

- Что еще использовали ассирийцы в битвах? (конницу, таран, для переправы через реку надували кожаные мешки)

- А теперь подумайте и сделайте вывод о том, какой была армия ассирийцев?

-Сильной, непобедимой, могучей.



  1. Физкультминутка.

1, 2 – Ассирия страна!

3, 4 - а кто же победили?

5, 6 – узнаем все, как есть…

7, 8 – урок продолжить просим!

1, 2, 3, 4, 5 – работать можно нам опять!



5) Завоевания ассирийских царей.

- А сейчас я предлагаю вам отправиться в Ассирийскую державу в VIII-VII веке до н. э. Зададим дату машине времени. Отметьте время, в которое мы отправляемся.

- Посмотрите внимательно на карту.

- Какой стала территория Ассирии? (большой)

- Посмотрите на карту. Какие страны попали под власть Ассирии? (Двуречье, Сирия, Палестина, Финикия)

- В какие страны совершали походы ассирийские цари? (В Египет, В Урарту)

- А теперь попробуйте самостоятельно установить причинно-следственные связи между следующими понятия: железные оружия, конница, таран; могучая армия; увеличенная территория Ассирии. (с появлением железного оружия ассирийская армия становится самой сильной в мире и может покорить другие страны)

- Какую часть проблемы мы решили на данном этапе урока? (первую)

- А теперь отправляемся в археологическую экспедицию, для того, чтобы выяснить, как происходило завоевание стран.

Класс делится на 3 группы.

Вы, археологи- исследователи, пришли к 3-м археологическим стоянкам. Я, руководитель археологической экспедиции. Ранее при раскопках была обнаружена надпись на камне - надпись ассирийского царя Синахериба.

- Я считаю, что царь Ассирии, глава войска справедливый, добрый, не мог приносить зло завоеванным народам, а только присоединял территории других стран.

- А вы как считаете?

- Своё мнение, вы должны подтвердить с помощью исторических документов:


1-ая группа - Из надписи ассирийского царя о походе в Урарту: «Кровь я их заставил течь, как реки; селения я запалил, как костры; свежую воду канала превратил я в болото; прекрасные сады вырубили мои воины… ни колоса я не оставил»


2-ая группа – «В 689 году до н.э. я, царь Синахериб, решил стереть с лица земли Вавилон, чтобы никто не смел соперничать в блеске и роскоши со столицей Ассирии. Я сделал это основательно: жители были полностью перебиты, дома разрушены, а на улицы были пущены воды Евфрата, чтобы смыть с лица земли «ненавистный город»».


3-ая группа - Отрывок из рассказа ассирийского царя о походе в Вавилонию: «… Двести восемь тысяч человек, малых и больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный рогатый скот и овец без числа – тяжелую добычу я награбил и увел в Ассирию. Непокорных я оружием побил, трупы их развесил на кольях, которые вокруг города велел поставить».


- Какой вывод на основании этого отрывка можно сделать о характере ассирийских подходов?

- Ассирийцы вошли в историю как безжалостные завоеватели. В завоеванных странах они прибегали к страшным жестокостям: устраивали массовые казни, сажали пленников на кол, ослепляли их, сдирали с них кожу.

- Почему они вели себя так жестоко? (чтобы никто не осмелился восстать против них)

- Столицу Ассирии – город Ниневию называли логовищем львов и городом крови.

- А вот как выглядело возвращение Ассирийского царя из похода.

- Кто изображен в центре картины? Царь Ашшурбанапал.

- Как обращаются с побежденными?

  1. Гибель Ассирийской державы.

- Казалось, могуществу Ассирии не будет конца. Но!!! Покоренные народы люто ненавидели Ассирию. Один за другим они отказывались ей повиноваться.

- Какими методами Ассирия создавала свою державу?

- Почему она не могла существовать вечно? (держава, построенная на насилии не может существовать долго)

- В чем же причина гибели Ассирийской державы? (Покоренные народы не смирились со своим положением, они обязательно поднимутся на борьбу)

- Да! Зло всегда наказуемо!

После смерти Ашшурбанапала от Ассирии отделился Вавилон. Вавилоняне заключили союз с мидийцами. Союзники вторглись в Ассирию. После долгой осады Ниневия была взята, а царский дворец сожжен. Это произошло в 612 году до н.э. Великая Ассирийская держава погибла.


  1. Решение проблемы.

- Обратимся к проблеме урока. В чем же причина возвышения и гибели Ассирийской державы?


  1. Первичное закрепление.

Вставить пропущенные слова в предложения (слайд).


  1. Итог урока.

- На этом наше путешествие в Древнюю Ассирию подошло к концу. Мы побывали в Ассирии X века и Ассирийской державе VIII-VII веков. Что мы выяснили на уроке?

А теперь нам пора возвращаться домой. Мне было очень приятно с вами работать.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!