Тема урока: Ассирийская держава.
Цель урока: - выяснить причины возникновения и гибели Ассирийской державы.
Задачи:
- образовательная: познакомить учащихся с историей открытия железа, показать значение этого открытия для развития хозяйства и военного дела; подвести учащихся к пониманию причин возникновения и гибели Ассирии;
- развивающая: продолжить формировать умения работать с исторической картой, выделять опорные знания в тексте, иллюстрациях, умение устанавливать причинно-следственные связи; развивать мыслительные способности учеников;
-воспитательная: воспитывать чувство сопричастности и сочувствия к угнетённым народам.
Тип урока: изучение нового материала.
Технология: проблемно-диалогическая с использованием групповой работы, элементами исследования.
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, карта "Древний Восток", карта "Ассирийская держава в VIII-VII вв. до н.э.».
План урока.
Организационный момент.
Постановка проблемы.
Изучение нового материала (поиск решения проблемы).
Первичное закрепление.
Итог урока.
Ход урока.
Организационный момент, приветствие.
Постановка проблемы урока.
-Ребята, свой урок я хочу начать с таких слов:
"Россия - священная наша держава
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля - великая слава
Твоё достоянье на все времена."
- Вам знакомы эти слова?
- Да, это слова из государственного гимна нашей страны (сл. Михалкова С.).
- Я не случайно начала урок с этих слов. Какие понятия характеризуют нашу страну?
- Держава, могучая воля, великая слава.
- Как вы понимаете слово "держава"?
- Держава - большое и сильное государство.
- Тема нашего урока: "Ассирийская держава".
- Какова цель нашего урока? Какую проблему мы должны решить?
- Главной проблемой сегодняшнего урока будет выяснение причин возвышения и гибели Ассирийской державы. В конце урока мы должны будем решить эту проблему.
Изучение нового материала (поиск решения проблемы).
- Итак, я предлагаю совершить путешествие в Ассирию X века до н. э. на машине времени. Машина сработает верно только в том случае, если мы правильно укажем время, в которое отправляемся.
- Покажите на ленте времени X век до нашей эры.
- Верно, машина сработала и вот мы в Ассирии. Посмотрите внимательно на карту.
Местоположение Ассирии.
- Определите географическое положение этого государства? Для этого используйте опорные слова.
восточнее Средиземное море
верхнее среднее течение река Тигр
севернее Вавилон
- Какие природные особенности местности вы нашли?
- Плодородных земель мало, степи, предгорья и горы, богатые железной рудой.
2) Основные занятия ассирийцев.
- А теперь исходя из природных особенностей Ассирии сделайте вывод об основных занятиях ассирийцев.
- Охота, скотоводство, обработка железа.
- Ассирийцы одними из первых овладели способом обработки железа. Произошло это около 10 века до н. э.
- А какие металлы люди уже знали и пользовались ими? (медь и бронза)
- В чем преимущества железа перед медью и бронзой? (тверже, встречается чаще)
- Со временем в каждой семье появились железные орудия труда: топор, лопата, наконечник к лемеху плуга.
- Какое еще занятие стало процветать? (земледелие)
Ассирийское войско.
- Что еще можно было изготавливать из железа? (оружия)
- Посмотрите внимательно на иллюстрации и скажите, чем была вооружена армия ассирийцев? (топорики, железные мечи, копья, щиты, шлемы, тугие луки)
- Что еще использовали ассирийцы в битвах? (конницу, таран, для переправы через реку надували кожаные мешки)
- А теперь подумайте и сделайте вывод о том, какой была армия ассирийцев?
-Сильной, непобедимой, могучей.
Физкультминутка.
1, 2 – Ассирия страна!
3, 4 - а кто же победили?
5, 6 – узнаем все, как есть…
7, 8 – урок продолжить просим!
1, 2, 3, 4, 5 – работать можно нам опять!
5) Завоевания ассирийских царей.
- А сейчас я предлагаю вам отправиться в Ассирийскую державу в VIII-VII веке до н. э. Зададим дату машине времени. Отметьте время, в которое мы отправляемся.
- Посмотрите внимательно на карту.
- Какой стала территория Ассирии? (большой)
- Посмотрите на карту. Какие страны попали под власть Ассирии? (Двуречье, Сирия, Палестина, Финикия)
- В какие страны совершали походы ассирийские цари? (В Египет, В Урарту)
- А теперь попробуйте самостоятельно установить причинно-следственные связи между следующими понятия: железные оружия, конница, таран; могучая армия; увеличенная территория Ассирии. (с появлением железного оружия ассирийская армия становится самой сильной в мире и может покорить другие страны)
- Какую часть проблемы мы решили на данном этапе урока? (первую)
- А теперь отправляемся в археологическую экспедицию, для того, чтобы выяснить, как происходило завоевание стран.
Класс делится на 3 группы.
Вы, археологи- исследователи, пришли к 3-м археологическим стоянкам. Я, руководитель археологической экспедиции. Ранее при раскопках была обнаружена надпись на камне - надпись ассирийского царя Синахериба.
- Я считаю, что царь Ассирии, глава войска справедливый, добрый, не мог приносить зло завоеванным народам, а только присоединял территории других стран.
- А вы как считаете?
- Своё мнение, вы должны подтвердить с помощью исторических документов:
1-ая группа - Из надписи ассирийского царя о походе в Урарту: «Кровь я их заставил течь, как реки; селения я запалил, как костры; свежую воду канала превратил я в болото; прекрасные сады вырубили мои воины… ни колоса я не оставил»
2-ая группа – «В 689 году до н.э. я, царь Синахериб, решил стереть с лица земли Вавилон, чтобы никто не смел соперничать в блеске и роскоши со столицей Ассирии. Я сделал это основательно: жители были полностью перебиты, дома разрушены, а на улицы были пущены воды Евфрата, чтобы смыть с лица земли «ненавистный город»».
3-ая группа - Отрывок из рассказа ассирийского царя о походе в Вавилонию: «… Двести восемь тысяч человек, малых и больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный рогатый скот и овец без числа – тяжелую добычу я награбил и увел в Ассирию. Непокорных я оружием побил, трупы их развесил на кольях, которые вокруг города велел поставить».
- Какой вывод на основании этого отрывка можно сделать о характере ассирийских подходов?
- Ассирийцы вошли в историю как безжалостные завоеватели. В завоеванных странах они прибегали к страшным жестокостям: устраивали массовые казни, сажали пленников на кол, ослепляли их, сдирали с них кожу.
- Почему они вели себя так жестоко? (чтобы никто не осмелился восстать против них)
- Столицу Ассирии – город Ниневию называли логовищем львов и городом крови.
- А вот как выглядело возвращение Ассирийского царя из похода.
- Кто изображен в центре картины? Царь Ашшурбанапал.
- Как обращаются с побежденными?
Гибель Ассирийской державы.
- Казалось, могуществу Ассирии не будет конца. Но!!! Покоренные народы люто ненавидели Ассирию. Один за другим они отказывались ей повиноваться.
- Какими методами Ассирия создавала свою державу?
- Почему она не могла существовать вечно? (держава, построенная на насилии не может существовать долго)
- В чем же причина гибели Ассирийской державы? (Покоренные народы не смирились со своим положением, они обязательно поднимутся на борьбу)
- Да! Зло всегда наказуемо!
После смерти Ашшурбанапала от Ассирии отделился Вавилон. Вавилоняне заключили союз с мидийцами. Союзники вторглись в Ассирию. После долгой осады Ниневия была взята, а царский дворец сожжен. Это произошло в 612 году до н.э. Великая Ассирийская держава погибла.
Решение проблемы.
- Обратимся к проблеме урока. В чем же причина возвышения и гибели Ассирийской державы?
Первичное закрепление.
Вставить пропущенные слова в предложения (слайд).
Итог урока.
- На этом наше путешествие в Древнюю Ассирию подошло к концу. Мы побывали в Ассирии X века и Ассирийской державе VIII-VII веков. Что мы выяснили на уроке?
А теперь нам пора возвращаться домой. Мне было очень приятно с вами работать.