СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по истории 5 класс "Ассирийская держава"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по истории для 5 класса тема "Ассирийская держава" с соблюдением норм ФГОС .  Учебник Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций

Авторы: Ф.А. МихайловскийВ.О. НикишинО.В. ТомашевичС.П. Карпов,

 А.В. Стрелков     Под научной редакцией С.П. Карпова   Русское слово, 2019г.

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории 5 класс "Ассирийская держава"»

Технологическая карта урока по теме

«Ассирийская держава»

Составитель: учитель истории и обществознания Зеленов Сергей Васильевич.

Место работы: МБОУ «Выльгортская СОШ №2» Республика Коми.

Учебный предмет: история

Класс. 5

Учебник : Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций

Авторы: Ф.А. Михайловский, В.О. Никишин, О.В. Томашевич, С.П. Карпов,

 А.В. Стрелков Под научной редакцией С.П. Карпова Русское слово, 2019г.

Тип урока: изучение нового материала

Цель деятельности учителя: Ознакомление учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, с причинами возникновения и падения могущественной военной державы ассирийцев, их нравами и обычаями.


Задачи:

Обучающие:

- формирование понятия «держава»,

- способствовать пониманию особенностей природных условий Ассирии,

- способствовать пониманию возможностей хозяйственного освоения территории,

- проанализировать основную внешнюю политику, которые вели ассирийские правители.

- способствовать формированию представлений об ассирийском войске, культурных достижениях ассирийцев.

Развивающие:

- создание условий для развития умений анализировать причины быстрого роста территории государства, превращения Ассирии в могущественную державу,

- продолжить формирование навыков работы с текстом учебника, картой,

- продолжить формирование умения работать с иллюстрацией, составлять рассказ на основе рисунка;

- продолжить формирование умений: критического анализа исторических источников, работы в группе, публичных выступлений и аргументации своего мнения; 

Воспитательные:

-способствовать пониманию культурного многообразия мира,

- способствовать формированию уважения к культуре других народов.


Результаты обучения:

Личностные: 

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,

- высказывание отношения к завоевательной политике ассирийцев,

- сравнение своих оценок исторических событий с оценками других,

- понимание ценности и значения культурного наследия древних людей.

Предметные

- показывают на карте территорию Ассирийской державы;

-объясняют причины возвышения Ассирии и ее гибели;

- описывают армию ассирийцев;

-характеризуют самого известного правителя Ассирии;

Метапредметные:

  • Регулятивные:

- осуществляют целеполагание;

-осознают конечный результат работы, соотносят его с поставленными целями урока;

- самоорганизация.

  • Познавательные:

- обрабатывают разные источники учебной информации;

- выбирают исторические факты из незнакомого текста по заданию;

- определяют понятия; ориентируются по исторической карте;

- делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи;

  • Коммуникативные:

-дискутируют; осуществляют смысловое чтение;

-сотрудничают в парах;

- принимают на себя роль путешественников;

- выслушивают мнения других.


Методы, использованные на уроке: беседа, проблемные вопросы, проблемно-познавательная задача, кейс- технологии, самостоятельная работа, рефлексия, коррекция.


Формы работы: работа индивидуальная, диалог, самостоятельная, индивидуальные выступления.



Оборудование: доска и мел, учебник, историческая карта, раздаточный материал: заготовки для выполнения задания на стадии рефлексии.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

УУД

1.Организацион

ный этап 

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку (Ученики организуют своё рабочее место). Включение в рабочий ритм.


Учащиеся приветствуют учителя



2.Актуализация знаний


Актуализация опорных знаний и фиксирование закрепления в пробном действии. Учитель использует прием «Дерево вопросов»

Учащиеся работают в парах. Прием «Дерево вопросов».

Перед вами «Дерево вопросов», на каждом листочке с обратной стороны указан вопрос по теме прошлого урока. Желающие снимают один пронумерованный листочек (начиная с 1) и отвечают на вопрос классу.

Вопросы на «Дереве»:

Загадки.

1. Евреи после странствий и скитаний

Искали плодородную долину,

Ведь Моисей, согласно всем преданьям,

Ведет их в область, названную… 

2. У этой крепости решалась их судьба,

Все это было правда, а не сон,

В едином крике завершилась та борьба,

Названье этой крепости… 

3. Есть главный город в каждом государстве,

Его столицей называют.

И таким для всех евреев Израильского царства

Стал город, называемый… 

4. В его правление на холме построен храм,

В честь бога Яхве появился он,

Народ был благодарен мастерам,

Правителя же имя… 









Молодцы! Вы благополучно справились с заданием.




















Учащиеся отгадывают загадки























Учащиеся отвечают на загадки

Ответ на первую загадку: Палестина







Учащиеся отвечают на загадки

Ответ на вторую загадку: Иерихон







Учащиеся отвечают на загадки

Ответ на третью загадку: Иерусалим











Учащиеся отвечают на загадки

Ответ на первую загадку: Соломон

















Учащиеся слушают учителя, работают с картой и отвечают на вопрос.
















работа в парах

Индивидуальная работа























работа в парах

Индивидуальная работа













работа в парах

Индивидуальная работа











работа в парах

Индивидуальная работа

















работа в парах

Индивидуальная работа

П: извлекают необходимую информацию из предложенного учителем материала, систематизируют собственные знания.

К: оформлять свои мысли в устной форме, согласован но работать в паре. Выслушивают мнения других















К:оформлять свои мысли в устной форме, согласован но работать в паре. Выслушивают мнения других

П: извлекают необходимую информацию из предложенного учителем материала, систематизируют собственные знания.

К:оформлять свои мысли в устной форме, согласован но работать в паре. Выслушивают мнения других

П: извлекают необходимую информацию из предложенного учителем материала, систематизируют собственные знания.

К: оформлять свои мысли в устной форме, согласован но работать в паре. Выслушивают мнения других




3. Изучение нового материала

 

















































































































































































































































































































































































































































































4. Физминутка





















5.  Первичное осмысление и закрепление








Ребята, сегодня мы вновь отправляемся в путешествие по Западной Азии, а поможет нам в этом карта на стр.97 учебника. Откройте карту и давайте вспомним, в каких государствах мы уже побывали?






Молодцы! Вы благополучно справились с заданием.


Учащиеся слушают учителя, Открывают учебник

работают с картой и отвечают на вопрос.

(Междуречье, , Финикия, Палестина, Египет).


Фронтальная эвристическая беседа

работа с картой в учебнике


Л: формирование

умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений.

П: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Извлекают необходимую информацию из источника.


А как вы думаете, о каком государстве пойдет речь на уроке?

Предлагается сформулировать цели изучения темы в виде вопросов, на которые надо получить ответы в результате работы на уроке.



Как истинные путешественники, что мы должны узнать об этом государстве? При ответе вам может помочь учебник

Вопросы (дополняет учитель):

Направляет и помогает учащимся в формулировке вопросов.

Учащиеся высказывают предположения.

(Ассирия)















Составляют вопросы.



  • Где находится Ассирия?

  • Какие занятия были у жителей этой страны в древности?

  • Воевало ли оно с другими странами?

  • Как управлялась это государство?


П: Выделяют и формулируют проблему; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Р: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Умение спрогнозировать результат своей работы.



К: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Из какого источника мы можем получить информацию о местоположении Ассирии?

Что для этого мы должны сделать?


Из исторической карты и из текста учебника



Один учащийся проговаривает вслух алгоритм работы с исторической картой.

П: Осознанно и произвольно строят речевые высказывания; выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Пожалуйста, с соседом по парте поработай с картой и текстом учебника на стр 94.





Работа в парах


П: Извлекают необходимую информацию из источника.

К: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Кто сможет словами определить его географическое местоположение? Если вы затрудняетесь, используйте материал параграфа на стр. 94


По карте и тексту параграфа учащиеся пытаются охарактеризовать природно-климатические условия Древней Ассирии

и записывают в тетрадь:

Ассирия – государство, расположенное в верхнем течении р. Тигр.


Коллективная работа


П: Структурируют знания.


Рассказ учителя об освоении железа: «Большую часть ее территории составляли горы и предгорья, богатые залежами железной руды. Железная руда похожа на рыхлую рыжую землю (слово «рудый» означает «рыхлый»). Долгое время никто и не подозревал, что из мягкой, рыхлой земли можно получить твердое и крепкое вещество. Правда, железо было знакомо людям еще в глубокой древности: время от времени на землю падают из космического пространства метеориты, которые содержат в себе железо. Поэтому многие древние народы называли железо «небесным камнем». Однако метеоритного железа было мало, и оно ценилось намного больше золота. (Например, в гробнице египетского фараона Тутанхамона найдено множество предметов из золота общим весом в несколько тонн и только три самых драгоценных предмета из железа: священный жук, браслет и кинжал.) Добывать железо из железной руды жители Передней Азии научились около 10 века до н.э.

В чем преимущество железа перед другими металлами? Встречается чаще, и поэтому значительно дешевле, а также железо тверже.

Открытие железа оказало очень сильное влияние на развитие народов Передней Азии. Как вы думаете почему? В Ассирии почва была твердая, поэтому долгое время основными занятиями жителей оставалась охота и скотоводство. Но с появлением стальных плугов, лопат и мотыг земледелие стало процветать.

Где еще ассирийцы могли широко использовали железо?

Учащиеся слушают учителя и отвечают на вопрос.


П: Извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

















































П: Анализирую объект, выделяя существенные и несущественные признаки; восстанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепи рассуждений.

К: Умеют слушать и слышать друг друга; адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

Постарайтесь полученную информацию отобразить в виде схемы:

Учащиеся самостоятельно пытаются составить схему в тетради, затем обсуждают

Индивидуальная работа в тетради






П: Выбирают вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам; выбирают знаково-символические средства для построения модели; выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки).

Ассирийское войско

Карточка № 1

1.Ассирийцы создали хорошо организованную армию, которая считалась лучшей на Востоке. Кроме пехоты и конницы в неё входили сапёрные ( т.е. военно – строительные) войска и отряды разведки. Ассирийцы первыми ввели железное вооружение, намного превосходящее медные и бронзовые мечи и наконечники копий.

В ассирийской армии применялось большое количество подручных средств, необходимых для успешного ведения военной операции. Сапёры имели средства для наведения переправы через реки, а каждый воин – специальный мешок из бычьей шкуры: надутый воздухом, он хорошо держал человека на воде.

2. Из «Анналов» Синахериба. (691 год до н.э.). 

«Как лев я взъярился, облачился в доспехи, шлем, украшение битвы, возложил я на главу свою, на мою боевую колесницу высокую, ниспровергающую супостата, в ярости сердца твоего я взошёл поспешно. Могучий лук, вручённый мне Ашшуром, в руки мои я схватил, дротик, пересекающий жизни, во длани мои я взял, над всем войском злобного недруга, словно ураган, грозно я закричал…»

Каким вооружением пользовались ассирийцы?

Подумайте, какая информация является необходимой (дает ответ на вопрос), а какая избыточной (дополняет ответ, делает его более полным)?


Карточка №2.

1.При нападении страшны были также боевые колесницы, обитые медью и запряженные парой лошадей. На них обыкновенно стояли три человека: возница, стрелок из лука или копейщик, и оруженосец, закрывавший воина щитом. Ставши в ряд, эта тяжелая кавалерия старалась сильным натиском опрокинуть врага. Когда он рассеивался и бежал, воины на колесницах добивали и растаптывали колесами отстающих, сбрасывали беглецов в реку. Ассирийцы впервые широко стали использовать конницу. Всадники были вооружены длинными копьями и луками.

2.После того как пройдет ассирийская армия, отряды землекопов и механиков выравнивают дороги, готовят орудия для разрушения стен: навес на колесах, покрытый кожами с металлическими бляхами. Внутри его на канатах подвешены большие бревна с железными наконечниками. Раскачивая бревна, воины разбивают стены крепостей.

Что же еще впервые стали использовать ассирийцы?

Подумайте, какая информация является необходимой (дает ответ на вопрос), а какая избыточной (дополняет ответ, делает его более полным)?

в VIIIв до н.э. Ассирия создала самую сильную и многочисленную армию в мире.

Молодцы вы отлично справились со всеми заданиями . но у нас остался завершающий вопрос на который мы еще не нашли ответ. Скажите что это за вопрос





Отлично. Где мы сможем найти ответ на поставленный вопрос?



Правильно, открываем учебник стр 97 читаем по одному предложению.



































Физкультминутка 

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.





работа в группе

Учащиеся слушают учителя, работают с карточками и отвечают на вопросы



























































(железное вооружение, мешки из бычьей шкуры , надутые воздухом для переправы через реки.)













































Ответ ----В Ассирии впервые появилась конница как самостоятельный род войск. -------для осады городов-таран

























Учащиеся твечают на вопрос учителя: «Как управлялась Ассирия»







Учащиеся отвечают (в учебнике)







Комментированное чтение










Коллективная работа с карточками и обсуждение в группе

Записывают в тетради































































Коллективная работа с карточками и обсуждение в группе

Записывают в тетради













































Коллективная работа с карточками и обсуждение в группе

Записывают в тетради



















































Учащиеся формулируют и записывают определение, сравнивают свои определения, записывают лучшее. 2 – 3 пары читают вслух составленные определения.






П: Извлекают необходимую информацию из источника; выражают смысл ситуации различными средствами.

Смысловое чтение с целью поиска ответа на заранее поставленные вопросы.

Работа с текстом: постановка цели чтения, направление внимания на полезную в данный момент информацию.

Работа с текстом: выделение главной и избыточной информации.

Интерпретация текста: обнаружение доводов в подтверждение выдвинутых тезисов.

Оценка информации: находить доводы в защиту своей точки зрения.

К: Построение речевого высказывания.

Л: аргументированно оценивать свои и чужие поступки, конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.







П: Извлекают необходимую информацию из источника; выражают смысл ситуации различными средствами.

Смысловое чтение с целью поиска ответа на заранее поставленные вопросы.

Работа с текстом: постановка цели чтения, направление внимания на полезную в данный момент информацию.

Работа с текстом: выделение главной и избыточной информации.

Интерпретация текста: обнаружение доводов в подтверждение выдвинутых тезисов.

Оценка информации: находить доводы в защиту своей точки зрения.

К: Построение речевого высказывания.

Л: понимать культурное многообразия мира, уважение к истории других народов мира

























П: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков

Р: оценивают свою работу.

К: строят небольшие монологические высказывания.



П: Смысловое чтение с целью поиска ответа на заранее поставленные вопросы.

Работа с текстом: постановка цели чтения, направление внимания на полезную в данный момент информацию.

Работа с текстом: выделение главной и избыточной информации.

Интерпретация текста: обнаружение доводов в подтверждение выдвинутых тезисов.

Оценка информации: находить доводы в защиту своей точки зрения.

К: Построение речевого высказывания.


Учитель предлагает учащимся оценить итоги урока.

Где находится Ассирия?

  • Какие занятия были у жителей этой страны в древности?

  • Как управлялась это государство?

  • Воевало ли оно с другими странами?

  • Что такое «держава»?

  • Почему государство Ассирия считалось большим и сильным государством?

.


.









6. Итоги урока.

Рефлексия

 

Сегодня мы многое узнали об Ассирийской державе. Какие ассоциации у вас теперь возникают, когда вы слышите название этого государства, что вам больше всего запомнилось?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему вы научились на уроке?

- Удалось достичь целей урока?

- Что получилось?

- В чем испытали затруднения?

- Над чем предстоит поработать?

Затем оценивает учащихся и предлагает каждому оценить самого себя, заполнив лист самооценки.



ЛИСТ САМООЦЕНКИ Дата: _____________



На уроке

я

выполнил(а) / не выполнил(а) все задания

соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения

Материал урока мне был

понятен / не понятен

Моя оценка себе

За поведение на уроке:

За работу на уроке:

На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание:




Учащиеся оценивают деятельность на уроке

Оценка – выделение и осознание учащимися того, что усвоено и что ещё нужно усвоить, результатов работы



П: умение определять роль прилагательных в устной и письменной речи.

Р: умение оценивать достигнутые результаты.

7. Домашнее задание

 

Учитель предлагает записать домашнее задание: параграф 17,

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник













Примечание: УУД: Л – личностные; К – коммуникативные;

П – познавательные; Р – регулятивные.