СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 5 классе "Личность Александра Македонского"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип - урок изучения нового материала. Форма - урок с применением ИКТ-технологий. Второй урок в разделе "Македонские завоевания".

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 5 классе "Личность Александра Македонского"»

Конспект урока истории.

Тема: «Александр Македонский. Великий полководец».

Учитель: Кабанова Марина Анатольевна.

Класс: 5 класс «А».

Предмет: история.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок с применением ИКТ- технологий.

Место урока в изучаемой теме: второй урок по теме: «Македонские завоевания в IV в. до н. э.»

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И. «История Древнего мира» 5 класс. М.: Просвещение, 2009, интернет ролик – фильм «Александр Македонский», презентация «Александр Македонский», карточки «Хронограф»,

Основные даты: 334-324 гг. – поход греко-македонского войска на Восток,

334 год до н.э. – битва на реке Граник,

333 год до н.э. – битва близ города Исс,

331 год до н.э. – битва у селения Гавгамелы,

327 год до н.э. – поход Александра в Индию,

324 год до н.э. – завершение похода в Вавилоне.

Персоналии: Александр Македонский, Дарий III, Диоген, Клит, Парменион.

Эпиграф урока: «Ищи, сын мой, царство по себе, Македония слишком мала для тебя!»

Цель урока: сформировать представление об образовании державы Александра Македонского, сделать вывод о личности Александра.


Задачи урока:

Образовательные : расширить знания о выдающемся полководце Александре Македонском; дать характеристику греко-македонскому походу на Восток (цель, этапы, основные сражения, итог и значение).

Развивающие: продолжение формирования умений работы с исторической картой, историческими источниками; развитие критического мышления в процессе восприятия информации и определение собственной позиции; совершенствование навыков самостоятельной работы учащихся.

Воспитательные: прививать интерес к историческим событиям прошлого; воспитывать у детей волевые качества на примере Александра Македонского; давать нравственную оценку поступкам Александра Македонского и воспитывать чувство негативного отношения к войне.

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД:

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска (умение извлекать необходимую информацию из различных источников: речи учителя, печатного текста, с экрана, карты);

- способность и умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

- умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- умение организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

-осознание качества и уровня усвоения;

- контроль и оценка результатов.

План изучения новой темы:

1. Определение цели, этапов похода.

2. Составление хронографа основных сражений и их значения.

3. Определение причин победы македонян.

4. Значение похода. Роль Александра Македонского.

Ход урока:

I Проверка домашнего задания.

II Изучение новой темы.

  • Завоевания Александра Македонского.

  • Держава Александра и её распад.

III Закрепление нового материала.

IV Подведение итогов урока. Рефлексия.

I Проверка домашнего задания по теме «Возвышение Македонии»:

Вопросы к классу:

  • Почему Греция потеряла свою независимость?

  • Чем была вооружена армия царя Македонии Филиппа?

  • Почему греки жили недружно и воевали между собой?

  • Что давала тактика Филиппа ссорить противников?

  • Где находится Македония?

II Изучение новой темы. Завоевания Александра Македонского (слайд № 1 в презентации).

Александр Македонский решил продолжить дело своего отца Филиппа и возглавить поход в Азию (слайд № 2 в презентации)

Александр с детства мечтал о подвигах и славе. Всякий раз, когда приходило известие, что царь Филипп завоевал какой-нибудь город или одержал победу, Александр мрачнел и говорил друзьям: «Мальчики, отец успеет захватить все, так что мне вместе с вами не удастся совершить ничего великого и блестящего».

Воспитателем Александра был крупный ученый Греции Аристотель. Он дал Македонскому царевичу глубокие знания и внушил интерес к науке и искусству.

Но больше времени Александр уделял не наукам, военным упражнениям. Однажды Филиппу предложили купить красивого коня по кличке Буцефал. Необъезженный конь не подпускал к себе никого. Тогда Александр смело схватил коня за уздечку и повернул его мордой к солнцу и заметил, конь пугается видя свою тень. Александр вскочил на коня, а когда вернулся Филипп обнял сына и сказал: «Ищи, сын мой, царство по себе, Македония для тебя слишком мала!» (демонстрация видеофрагмента, слайд № 3), обсуждение- какие черты характера проявились в юном Александре?

  • Александр и Диоген.

Перед походом на Персию Александр решил побеседовать со старым мудрецом Диогеном. Царь застал его лежащим под открытым небом и греющимся на солнышке. Диоген слегка приподнялся при виде множества людей и пристально посмотрел на Александра. Поздоровавшись, царь спросил Диогена, нет ли у него какой-нибудь просьбы. «Есть, - ответил тот, - отступи чуть в сторону и не заслоняй мне солнца». Царю так понравился ответ, что он воскликнул: «Если бы я не был Александром, то хотел бы быть Диогеном» (слайд № 4 в презентации)

Причиной войны с персами Александр объявил месть за давнее событие – разрушение Афин во время греко-персидской войны, царь также желал мстить за своего отца, обвиняя персов в подготовке его убийства.

Как вы думаете в чем истинная причины похода?

(Безудержное стремление македонского царя стать властелином Азии)

(Демонстрация видеофрагмента «Образование державы Александра Македонского»)

Изучение наиболее значимых сражений Македонского:

– самостоятельная работа учащихся с учебником п.1, стр. 190- 191 (Первые победы), после прочтения- демонстрация слайда, запись даты в хронограф и контурную карту.

  • Рассказ о «Гордиевом узле»:

В городе Гордии показали достопримечательность: искусно связанный канат на колеснице. По преданию - кто его развяжет - станет властителем всей Азии. При большом стечении народа Александр попытался развязать узел, но не смог. Тогда он выхватил меч и перерубил его. Отсюда и возникло выражение "гордиев узел", означающее всякое запутанное сплетение обстоятельств; "разрубить гордиев узел" – разрешить какое-либо сложное, запутанное дело, затруднения насильственным, прямолинейным способом. (демонстрация слайда № 5)

  • Сражение у Исса. Чтение текста на стр. 191, (демонстрация слайда № 6, запись даты в хронограф)

  • Осада Тира, поход в Египет, провозглашение Александра Фараоном (демонстрация слайда № 7 презентации, обсуждение- какие изменения в характере Александра вы заметили?

  • Сражение у Гавгамел, (демонстрация слайда № 8, запись даты в хронограф, работа с картой).

Пока Александр находился в Египте, Дарий собрал новую армию, усилив её боевыми колесницами. Греко-македонское войско встретилось с главными силами Дария III в Междуречье (просмотр видеофрагмента «Александр перед битвой» с комментарием учителя) (3м.30с.)

Персидское государство перестало существовать, войско Александра овладело главными городами – Вавилоном, Сузами, Персеполем, Экбатанами. В царских дворцах были захвачены несметные сокровища. Македонские военачальники были в восторге – захваченные богатства превосходили их мечтания. Александр двинулся в Среднюю Азию.

Между тем бежавший от Александра царь-неудачник Дарий Третий был убит своими приближёнными. Войско провозгласило Александра «царём Азии». Он стал требовать, чтобы полководцы отвешивали ему земные поклоны, целовали край его одежды, почитали его как бога. Всё это раздражало македонских военачальников. Однажды на пиру Клит стал упрекать Александра: «Ты возомнил себя богом! Победы над врагами, добытые нашей кровью, приписал себе одному!» В ярости Александр схватил копьё и нанёс Клиту смертельный удар. Тут же гнев царя угас, он пришёл в ужас от содеянного, но жизнь другу, спасшему его от гибели в битве при Гранике, уже нельзя было вернуть (демонстрация слайда презентации, дать оценку поступку Александра).

Цель Александра – завоевать весь мир. Пройдя с боями через восточные области Персидского царства, войско Александра вторглось в долину Инда. В кровопролитной битве с правившим здесь царём македоняне столкнулись с боевыми слонами. Лошади пугались огромных животных, но меткие лучники Александра ранили многих слонов. Те пришли в ярость, повернули назад и начали топтать своих же воинов. Александр и на этот раз одержал блестящую победу. Окрылённый успехами, он объявил о походе в долину Ганга. Однако его войско, измученное тяжёлыми боями и переходами, отказалось повиноваться (демонстрация слайда).

Пришлось Александру повернуть назад. Десятилетний поход завершился в 325 году до н. э. в Вавилоне. В этом величайшем из городов Востока царь сразу же замыслил новый поход – на Запад, желая подчинить все страны до Атлантического океана. Но летом 323 года до н. э. Александр Македонский внезапно заболел и умер (демонстрация слайда № 8).

Распад державы Александра Македонского.

Как вы думаете долго могло просуществовать государство А. Македонского?

Когда в 323 году до н.э. Александр умер, его держава распалась. Отдельные её части, в прошлом самостоятельные государства не были объединены общим хозяйством. Тело царя еще не похоронили, а полководцы начали воевать за власть. Выделились большие самостоятельные царства: Македонское, Египетское, Сирийское.

За всю историю человечества ни одно государство, за исключение Российской империи не достигло таких размеров, как держава Александра. Но Российская империя создавалась столетиями, а Александр завоевал свои владения почти за десять лет. Правда, и просуществовало его держава недолго. И тем не менее Александр Македонский вошел в историю как символ полководческого таланта, славы и величия.

III Закрепление нового материала.

Дайте характеристику Александра Македонского. Какие черты вам понравились, какие нет (при помощи медальонов двух цветов, продемонстрировать своё отношение к личности Македонского).

IV Подведение итогов урока. Выставление оценок. Рефлексия

домашнее задание: параграф 42, контурная карта № 12, написать сочинение: «Что привлекает вас в личности Александра Македонского? Что вам не нравится в нём?» (слайд № 9).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!