СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Разработка урока истории в 5 классе по теме "Религия древних греков"
МУ «Отдел образования и по делам молодежи»
администрации МО «Оршанский муниципальный район»
МОУ «Упшинская основная общеобразовательная школа»
Заседание районного методического объединения
учителей истории и обществознания
Религия древних греков
Паспорт открытого урока по истории в 5 классе
Силина Римма Дмитриевна,
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
Упша
17 декабря 2015 года
ПАСПОРТ УРОКА
1. Класс: 5
2. Продолжительность: 45 минут
3. Место проведения: кабинет истории
4. Учебный предмет: история
5. Тема: Религия древних греков
6. Тип урока: комбинированный урок
7. Цель урока: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов развития религиозных представлений людей
8. Задачи:
8.1. Образовательные:
создать у обучающихся представление об особенностях религии древних греков, характерных чертах древнегреческого пантеона богов
8.2. Развивающие:
Продолжить формировать: умения работы с историческим источником (рабочие печатные материалы, предоставленные учителем, материалы учебника, мифы), умения анализировать представленные материалы, умение извлекать необходимую информацию, обобщать ее и делать выводы.
Развивать умение правильно говорить и излагать свои мысли в логической последовательности.
Формировать умение взаимодействовать в группе.
8.3. Воспитательные:
Воспитывать интерес к античной культуре и изучению истории в целом.
9. Планируемые результаты:
Предметные: выявлять причинно-следственные связи между условиями жизни древних греков и их занятиями; расширение и приведение в систему знаний о греческих богах и их роли в жизни греков
Универсальные учебные действия:
Личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала; оценивать роль мифологии в истории человечества; осознавать важность изучения истории
Регулятивные:
умение принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления, проявлять инициативность и самостоятельность, высказывать своё предположение.
Познавательные: умение извлекать информацию из текста, презентации, умение находить ответы на вопросы, давать определения понятий, умение анализировать, сравнивать, обобщать факты и события.
Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать
на себя ответственность за результат своих действий; умение наблюдать за действиями партнёра, находить неточности и
корректировать их, находить общее решение, умение формулировать высказывание.
10. Методы: Проблемный, диалоговый, наглядный, частично-поисковый, практический.
11. Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.
12. Оборудование: Проектор, компьютер, школьная доска, настенная карта «Древняя Греция»
13. Дидактические средства: Учебник, мультимедийная презентация
14. Список использованных источников: История: учебник для общеобразовательных учреждений/А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под.ред. А.А.Искендерова. – М.: Просвещение, 2012
Е.Н.Сорокина. Поурочные разработки по всеобщей истории. К учебнику А.А.Вигасина и др. – М.: ВАКО, 2015
ПЛАН УРОКА
Организация начала урока.
Приветствие обучающихся и гостей.
Оценка эмоционального состояния.
Актуализация знаний
Игра «Крестики – нолики»
Проблемный вопрос
Постановка учебной задачи
Открытие нового знания
Работа с картой
Заполнение таблицы «Олимпийские боги
Инсценировка мифа
Первичное закрепление
Задание «Телеграмма»
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Игра «Исторический детектив»
Включение нового знания в систему знаний и повторение
Вывод по проблеме урока
Рефлексия деятельности (итог урока)
Оценивание учащимися урока и своей деятельности на уроке
Оценивание эмоционального настроения
Домашнее задание
Технологическая карта урока «Религия древних греков»
Этап урока | Слайды
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности. /Организация начала урока
|
| Проверяется готовность к уроку. «Хайре!» (возрадуйся) - говорили греки приветствуя друг друга. «Хайре» говорю я вам всем. Сегодня мы с вами продолжим разговор о Древней Греции. -Ребята, на столе перед вами лежит рабочий лист. На этом рабочем листе вы будете выполнять задания в ходе урока. Поставьте отметку на смайлике, который лучше всего отражает ваше настроение в начале урока.
| Приветствуют учителя. Включение в деловой ритм, подготовка к работе.
Оцениваю свое настроение |
|
|
|
|
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии |
| Мы с вами говорили о Древней Греции. Давайте вспомним, что мы узнали об этой стране. Предлагаю вам поиграть в игру «Крестики-нолики». Если вы согласны с утверждением, ставьте «Х» (крестик), если нет – «О» (нолик). Игровое поле у вас в рабочем листе. Читаю вопросы на слайде. Проверяю. Оцените себя в этом задании.
(подождать, чтобы все записали)
«Боги ль на землю сошли и явили свой образ или на небо мы сами богов узреть восходили?» Филипп Фессалийский
Как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь? Как называется вера в богов? Определите тему урока.
Запишите тему урока в рабочих листах.
Какова цель нашего урока?
|
О богах Религия Религия древних греков.
Дети записывают тему урока
Познакомиться с религией древних греков |
3.Выявление места и причины затруднения
|
| Изучая мифы, Профессор Вова Почемучкин пришел к выводу, что Религия древних греков связана с природными условиями и занятиями древних греков.
Прав ли профессор Почемучкин? Что мы должны знать, чтобы ответить на этот вопрос?
Где найдем необходимые сведения? А что мы уже с вами знаем?
- давайте вспомним, какие природно-климатические условия на Балканском полуострове?
-А теперь назовите основные занятия греков, исходя из природно-климатических условий
Что нам еще нужно узнать?
|
Ответы детей. Какие природные условия были в Греции Чем занимались греки, их основные занятия. Каким богам поклонялись греки.
В учебнике, в Интернете, в исторических документах, в мифах, свои знания
Очень тепло Мало рек и осадков Есть много гор, Эгейское море, Ионическое море Мало плодородной земли и богатых пастбищ
Выращивали виноград и оливки Мореплавание и морская торговля Разведение овец и коз (для крупных не хватало пастбищ) Ремесло Войны (Борьба за господство в Эгейском море)
Каким богам поклонялись греки |
4. Построение проекта выхода из затруднения
|
| Я предлагаю вам в течение всего урока подумать над следующим заданием
Проблемный вопрос: Как связаны религия, природные условия и занятия древних греков? ! (повесить на доску) |
|
5.Реализация построенного проекта/ первичное усвоение/решение учебной задачи
|
| На севере Греции возвышается гора Олимп – самая высокая из всех гор Эллады. Работа с картой Ребята, найдите гору Олимп на карте. Атласы у вас на столах. По презентации: Склоны её покрыты густыми лесами. Там растут дубы и каштаны, вечнозелёный кустарник. Трудно подняться на эту гору, скалистые склоны её обрывисты, на вершине лежит вечный снег. Там в вышине – золотые дворцы бессмертных богов. Смертному невозможно проникнуть в них. Место, посвященное всем богам, называют пантеоном. Три брата – Зевс, Посейдон и Аид – поделили между собой власть над миром. Олимпийские боги проводят время в пирах и развлечениях, вмешиваются в дела людей. - А сейчас я вам предлагаю поработать с текстами Приложения №1 и таблицей «Олимпийские боги» Найдите Приложение № 1
Ваша задача: прочитать текст и заполнить таблицу. Будете работать в парах. Определитесь, кто находит ответ, а кто пишет. Находите своих богов и записывайте в таблицу ручкой, а остальных богов определите во время выступления одноклассников. У первой пары боги и богини под номерами №1-5, у второй - № 6-10 , у третьей - № 11-13.
Выступления групп. (проверка задания по слайдам)
Ребятки, давайте немного отдохнем.
Физкультминутка: Встали, дружно потянулись, Богу солнца улыбнулись! Богу Гебу наш поклон Многократным будет он. Руки вверх к богине Нут, Пусть немножко отдохнут. Тело наше сделай круг, повтори Амона путь, Готовы из знаний, Плести сотни сот, Поможет нам в этом бог мудрости Тот.
- Богов из какой страны мы вспомнили?
Боги Древней Греции могущественны и коварны, – так считали древние греки. Они боялись и почитали своих богов, потому что боги покровительствовали их занятиям. Что бы задобрить своих богов греки приносили им жертвы, возводили в их честь
Вспомните, что такое миф?
Какие мифы мы с вами изучали?
Древнегреческий поэт Гомер, написавший поэмы «Илиада» и «Одиссея», любит путешествовать. Сегодня на машине времени он попал к нам. Давайте посмотрим и послушаем, что он нам расскажет.
Ребята, выходите. Занимайте свои места. (даю время на подготовку)
(Сценка о боге Дионисе и пиратах). Спасибо, ребята.
- Что можно узнать из этого мифа о жизни древних греков? |
Самостоятельная работа
Богов Древнего Египта
Миф – это сказание о богах и легендарных героях. Миф об Осирисе и Исиде, миф о первых людях, миф о всемирном потопе, миф о начале Троянской войны
О занятиях греков. Занимались виноградарством и виноделием. Покровитель – бог Дионис На почвах Греции плохо росли зерновые, зато виноградники давали большие урожаи: греческие земледельцы производили много вина и для себя и на продажу. Поэтому, особенно почитался у греков Дионис-покровитель виноградарства и виноделия. |
6. Включение в систему знаний и повторение |
| Ребята, мне пришла телеграмма из Греции, в которой нас просят принять участие в расследовании. Археологи расшифровали надписи на осколках амфор, но они не могут понять, о каких богах идет речь в этих надписях. Давайте им поможем. Каждый по 1 отрывку прочтет. 1.Когда я, блистая красотой, в пышном наряде вхожу в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца Зевса. (Гера) 2.Меня называют самым мрачным из богов. Глубоко под землей моё царство. Вход в него там, где заходит солнце. Нет возврата из моего царства. Трехглавый пес Цербер сторожит вход в царство мертвых. (Аид) 3.По решению Зевса две трети года – весну и лето - Персефона поводит со мной на земле. В это время цветут цветы, деревья, поля дают хлеб, а на треть Персефона спускается под землю к мрачному Аиду, и земля замирает. (Деметра) 4.С колчаном за спиной, с луком в руках я преследую дичь по горам и лесам. Мои любимые спутницы – нимфы и наяды. Охотники приносят мне в жертву первых убитых животных. (Артемида) 5. Я любимая дочь Зевса. В полном вооружении. В шлеме, с острым копьем вышла я из головы моего отца. Вздрогнул Олимп, когда спрыгнула я на землю. (Афина) Итак, проверим.
? Давайте вернемся к вопросу нашего урока. Как связаны религия, природные условия и занятия древних греков? Вывод: В религиозных верованиях |
боги появились те, которые покровительствовали основным занятиям древних греков. отражали природные явления, от которых зависела жизнь людей Они не могли объяснить явления природы, от которых зависела порой их жизнь. |
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке |
| Оцените урок и свою работу на уроке. Выберите предложение. Какое настроение у вас в конце урока. Отметьте смайлик. |
|
9. Домашнее задание |
| Богиня Клио приготовила задания: Для всех: § 28, пересказ любого древнегреческого мифа. Для любознательных! Какие подвиги совершил Геракл? Для творческих! Нарисовать иллюстрацию к одному из мифов § 28. |
|
|
| «Вале!» - говорили римляне, прощаясь. «Вале!», - говорю вам я, мои дорогие.
|
|
1
3. Циклоп Полифем – сын бога Посейдона
4. Алкиной – герой поэмы «Илиада»
головами
6. Ариадна – богиня любви и красоты
уязвимое место; слабая сторона чего-либо
8. Одиссей – царь острова Крит
выйти из затруднительного положения.
Крестики-нолики
Х
0
0
Х
Х
Х
0
0
Х
«Боги ль на землю сошли и явили свой образ
или на небо мы сами богов узреть восходили?» Филипп Фессалийский
Религия древних греков
Религия древних греков связана с природными условиями и занятиями древних греков
Как связаны религия, природные условия и занятия древних греков?
Гора Олимп
Пантеон – место, посвященное всем богам
Задание. 2. Заполнить таблицу «Олимпийские боги» I группа -№1-4, II группа- № 5-8 III группа - № 9-13.
1
№
ЗЕВС
2
ИМЕНА БОГОВ
3
БОГ НЕБА, ДОЖДЯ И ГРОМА
ЧЕМУ ПОКРОВИТЕЛЬСТВОВАЛИ
ПОСЕЙДОН
4
АИД
БОГ МОРЯ
КОПЬЕ МОЛНИЯ
С какими символами изображались
БОГ ПОДЗЕМНОГО ЦАРСТВА
5
ГЕРА
ТРЕЗУБЕЦ
6
ТРЕХГЛАВЫЙ ЦЕРБЕР
БОГИНЯ НЕБА, ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА БРАКА И СЕМЬИ
АРТЕМИДА
7
БОГИНЯ ОХОТЫ
АПОЛЛОН
ОДНОЗУБЕЦ, ДИАДЕМА
8
БОГ СОЛНЕЧНОГО СВЕТА И ИСКУССТВА
АФИНА
ЛУК И СТРЕЛЫ
КИФАРА
БОГИНЯ МУДРОСТИ И ЗНАНИЙ, СПРАВЕДЛИВОЙ ВОЙНЫ
АФРОДИТА
9
БОГИНЯ ЛЮБВИ И КРАСОТЫ
10
ШЛЕМ И КОПЬЕ
ДЕМЕТРА
11
ГРЕБЕНЬ И ЗЕРКАЛО
БОГИНЯ ПЛОДОРОДИЯ И ЗЕМЛЕДЕЛИЯ
ДИОНИС
12
ГЕФЕСТ
БОГ ВИНОДЕЛИЯ
СНОП ПШЕНИЦЫ
БОГ ВЕТРА, ОГНЯ И КУЗНЕЧНОГО ДЕЛА
13
ГРОЗДЬЯ ВИНОГРАДА
ГЕРМЕС
МОЛОТ И НАКОВАЛЬНЯ
БОГ ПУТЕШЕСТВИЙ, ТОРГОВЛИ, ВЕСТНИК БОГОВ
АРЕС
БОГ ЖЕСТОКОЙ И БЕЗЖАЛОСТНОЙ ВОЙНЫ
САНДАЛИИ С КРЫЛЫШКАМИ
ШЛЕМ И ЩИТ
Главным образом у греков был Зевс – бог дождя, грома и молний .
Священной птицей Зевса был орел. Бога изображали могучим мужчиной средних лет.
Взмахнет Зевс рукой – удары грома раскатятся по небу, сверкнет молния, и хлынут потоки дождя на землю.
Бога моря Посейдона изображали могучим мужчиной с горделивой и величавой осанкой. Взмахнет Посейдон своим грозным трезубцем – вздымаются, словно горы, морские волны, бушует на море свирепая буря.
Бог Аид – брат Зевса и Посейдона – властитель мрачного подземного «царства мертвых». Там текут страшные холодные реки, туда не проникают лучи солнца и всегда стоит безотрадная ночь. Точно гонимые ветром, носятся там души умерших, жалуясь на свою судьбу. Никому нет возврата из этого царства печали.
Богиня Гера – супруга Зевса, верховная богиня. Греки почитали Геру как охранительницу семьи . Считалось, что она помогает женщинам во время родов. В Троянской войне Гера была ярой защитницей греков и противницей троянцев.
Артемида – богиня-охотница , она вооружена луком и часто пользуется стрелами как орудием наказания. Артемида обладает решительным и жестоким характером. Так, например, один юный охотник, нечаянно подсмотревший купание обнаженной богини, был ею превращен в оленя и растерзан псами.
Аполлон – покровитель певцов и музыкантов, вообще всех искусств ; он врач, к тому же обладает пророческим даром.
По всей Греции почитали Афину – богиню мудрости, богиню – воительницу , охранявшую города, верили, что Афина помогает ткачихам, горшечникам и вообще всем ремесленникам . Афину представляли величественной девой в длинном одеянии. На ее голове шлем, а на груди часто изображали козью шкуру с головой сказочного чудища горгоны Медузы. В правой руке Афины копье, у ее ног извивается священная змея.
Афродита была богиней красоты и любви . Это ей отдал Парис золотое яблоко. Нежась в своих покоях, расчесывает она золотым гребнем кудри.
Деметра – богиня плодородия и земледелия, покровительница материнства. Дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону. Одно из самых почитаемых олимпийских божеств.
Бог Дионис был покровителем виноградарства и виноделия . На почвах Греции плохо росли зерновые, зато виноградники давали большие урожаи: греческие земледельцы производили много вина и для себя, и на продажу. Поэтому Дионис особенно почитался земледельцами. Его изображали красивым юношей с гроздьями винограда в руках.
А в это время муж ее – самый искусный мастер и самый некрасивый из богов, хромоногий Гефест , трудится у наковальни в своей кузнице. Отцом Гефеста был Зевс, а матерью – Гера. Гефест – бог огня и кузнечного дела.
Арес – бог кровавой войны . Греки называли его «губитель людей, разрушитель городов, запятнанный кровью». Поэт Гомер же называл Ареса самым ненавистным из богов.
Исторический детектив
Вывод:
в религиозных верованиях греков получили отражение, прежде всего те природные явления, от которых зависела жизнь людей,
и боги появились те, которые покровительствовали основным занятиям древних греков
Ода богу или богине
© 2019, Силина Римма Дмитриевна 4686 92