Разработка урока в классе, где есть дети с ОВЗ.
Предмет: история
Класс: 5
Учитель: Мочалова Алла Николаевна, учитель истории МКОУ «Спасская СОШ» Верхнехавский район, Воронежской области.
Тема: Победа греков над персами в Марафонской битве
Тип урока: «Открытие» нового знания
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Предметные: раскроют причины, ход и последствия битвы при Марафоне
Личностные: на примере борьбы греков и персов (целей борьбы) сформируют свое отношение к проблеме конфликтов и методов борьбы.
Метапредметные: развитие навыков работы с историческими источниками,
Познавательные УУД: анализ исторической событий, установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД: взаимодействие в группах и с учителем, участие в обсуждение аспектов темы, активное слушание партнера, взаимодействие детей с ОВЗ со всем классом.
Регулятивные УУД: постановка и формулировка проблемы урока и задач, контроль за действиями по плану.
Личностные УУД: развитие интереса к истории, нравственное оценивание целей греко-персидских войн.
Ресурсы: презентация «Победа греков над персами в Марафонской битве», рабочая тетрадь, учебник «Всеобщая история 5 класс, АА Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, учебная карта «Древняя Греция в V в. до н.э».
Цель урока: создать целостное представление о героической борьбе греков против персидской агрессии.
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Закрепление опорных знаний
Физ. минутка.
Закрепление изученного.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности(1 мин).
Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.
Учитель приветствует. Проверяет присутствующих, настраивает на работу, проверяет степень готовности к уроку: наличие учебников, тетрадей.
Формируются знания морально – этических норм.
Умение концентрировать внимание
2.Актуализация знаний (2 мин)
Цель: подготовить и мотивировать учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, привлечь к учебному процессу детей с ОВЗ, актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового задания: внимание, мышление; организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися задания.
3. Постановка учебной задачи (1мин)
Подвести учащихся к названию темы: (Слайд 1)
Олимпийский марафон;
Рассказ о воине принесшего радостную весть о победе( Слайд 2, 3)
Рассказ сопровождается показом презентации.
Какова тема урока? Нам предстоит рассмотреть трагические страницы истории этого государства. Зная тему, определите главный вопрос урока?
Главный вопрос урока: Благодаря чему греки смогли выиграть эту войну?(Слайд 4)
Фронтальный опрос (3 мин)
Цель: Закрепление знаний по истории Древнего мира.
Работа по карточкам
Карточки для детей с ОВЗ:
Карточка№1
Какие реки протекают в: Индии, Китае, Египте?
Карточка № 2
На чем писали в Древнем Египте, Вавилоне, Китае?
Карточка №3
Чем иероглифы отличались от современных букв?
Карточки для других детей:
Карточка№1
Сравнить природные условия Египта и Греции.
Карточка№2
Заполнить таблицу «Религия древних греков»
Вопросы для всех детей:
Мы начали знакомство с историей Древней Греции, вы познакомились с её местоположением и природой, занятиями её жителей, религией и устройством полисов.
Ребята, были ли в истории Древней Греции события, которые прославили греков на весь мир? (Олимпийские игры, поэмы Гомера, демократическое устройство Афин).
В прошлой четверти вы познакомились с персидской державой.(Слайд 5) Чем она известна? А сейчас существует государство персов? Что с ним стало.Учитель показывает (карту персидских захватов).
Сегодня мы познакомимся с событием в истории, которое тоже принесло грекам славу, но это была совсем другая слава.
Итак, мы с вами приступаем к изучению нового материала
4.Изложение новой темы (10 мин)
Цель:обеспечение восприятия, осмысления обучающимися темы урока.
Итак, мы начинаем. (Слайд 6)
План урока:
Над греками нависла угроза порабощения.
Марафонская битва.
Марафонская битва состоялась в 490 г. до нашей эры. Эта битва была между Афинянами и персами. Во главе персов стоял могущественный царь Дарий I? А во главе греков – мужественный полководец Мильтиад.(Слайд 7). Сражение происходило в 42 км. от Афин в Марафонской бухте. В ожесточенной схватке эллины обратили врагов в бегство и погнали их к морю.(Слайд 8). Семь кораблей захватили греки. На остальных персы поспешно отплыли в сторону Афин. Разгадав замысел противника Мильтиад воскликнул: «Персы плывут к нашему городу, всё войско здесь, Афины никем не защищены! Что же делать?! Бежать в Афины – 42 км.?!(Слайд9)
Живая модель (Вместо физкультминутки) для всего класса, в том числе для детей с УВЗ.
Вперёд сыны Эллады, Вперёд за жен, за стариков своих, вперёд!!!(Слайд 10)
И побежали греки в свой город.( Дети изображают ходьбу на месте).
Бегут они по каменистой ( Дети постукивают себя кулачками по ключицам)
Бегут они по лугам (Дети перетирают ладошки)
Бегут по болотам ( Дети руки делают в замок и изображают хлюпанье)
Трудно бежать грекам, доспехи тяжелые, но не останавливаются воины.
Впереди они видят свой родной город Афины, но не бегут они в свои дома, а приближаются к берегу моря и останавливаются здесь в ожидании персов.
А персидский царь обогнув Аттику, ничего не подозревая плывет в надежде разграбить Афины, увести в рабство его жителей, убить непокорных. И вдруг видит на берегу стоит готовое к новому сражению афинское войско. Не стал испытывать судьбу ДарийI, а уплывает прочь.(Слайд 11)
5.Первичное применение новых знаний (12 мин)
Цель: Проговаривание и закрепление нового знания, умение работать в группах.
Класс разделяется на три группы, в каждой группе ребенок с ОВЗ, для него специальный рисунок, который нужно закрасить.
Задание для 1 группы:
Перед вами карта потертая временем, здесь совсем стерлись названия городов, их нужно восстановить.
Задание для 2 группы:
Перед вами две греческие вазы(модели). Рассматривая рисунки на вазах, установите, какую информацию они несут для современных историков?
Задание для 3 группы:
Перед вами рисунки греческих и персидских воинов. Какой из воинов самый защищённый и самый опасный в бою? Ответ обоснуйте.
Задание: прочитайте текст на с. 162– 163 учебника и ответьте на вопросы.
Вопросы по тексту учебника: (5 мин)
С каким требованием явились послы Дария I в города Эллады?
Почему Спартанцы не участвовали в Марафонской битве?
Как выглядели воины двух армий, чем отличались? (Слайд 12, 13)
Записать новые термины (Слайд 14)
Первичное закрепление (4 минут)
Цель: выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; проведение коррекции.
Закрепление знаний.(5 мин)
Цель: Осознание учащимися значения изучаемой темы
Учитель: В завершении урока мы вернемся к главному вопросу урока.
Благодаря чему греки смогли выиграть эту войну?
Обучающиеся отвечают на вопрос учителя, в том числе и дети с ОВЗ.
Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.
Афиняне доказали всем грекам, что граждане, любящие Родину и свободу, могут побеждать численно превосходящего врага.
Обучающиеся формулируют выводы, аргументируют свою точку.
Рефлексия деятельности (2 мин)
Цель: самооценка результатов деятельности своей и всего класса
10.Инструктаж домашнего задания
Цель: Дать инструкции обучающимся по правильному выполнению домашнего задания, в том числе и для детей с ОВЗ.
Д/З §34 стр. 165. (Слайд 15)