СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 7 классе "Под рукой российского государя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 7 классе "Под рукой российского государя"»

Тема урока: «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России

Цель урока: формирование у учащихся знаний о вхождении Украины в состав России и факторах объединения русского и украинского народов.


Ход урока


  1. Орг. момент

  2. Мотивационный этап

  1. Проверка д/з

- Перечислить основные задачи внешней политики

- Какие из этих задач удалось решить русским царям 17в.?

- Покажите по карте действия войск в ходе русско - шведской войны.

- Покажите по карте действия русско - турецкой войны.

- Как складывались отношения России и Крымского ханства?


  1. Определение темы урока

1. Работа с картой стр. 70

- Что за государство изображено на карте территория, которого находится частично на землях Речи Посполитой, а часть России? (Украина)

- Какая столица у нее? (Киев)

- Какие внешние задачи решала России в отношении Украины?

- Как показана на карте территория, отошедшая в состав России по Андрусовскому перемирию и «Вечному миру» в состав России?

- Обратите внимание на город в начале карты. Как он называется? (Запорожская Сечь)

- Как называлась особенная категория населения, проживающая на территории Украины? (казаки)

- А как называлась должность главы казаков? (атаман)

- Как вы думаете, зачем я вас спросила про Запорожскую Сечь?
(Скорее всего, мы будем говорить о событиях, которые произошли на Украине, связанные с казаками и их предводителем и непосредственно с Российским государством).


IV. Работа по теме урока

- В самый переломный момент для Украины случилось чудо. Атаман казаков, Богдан Хмельницкий (его портрет висит на стр. 69) смог организовать освободительную борьбу против своего врага. Какого?

- Итак, с какой европейской страной Россия не могла поделить эти земли Россия? (с Речью Посполитой)
- А какую конкретно территорию? (Украину)

- Как вы предполагаете, как иноземцы относились к украинцам и что происходило с обычным народом? (скорее всего происходило угнетение народа, возможно какие-то новые налоги или наказания)

1. Работа с текстом учебника п. 1 стр. 67 – 69 ( самостоятельно) Заполнить схему.







- Что же, в конце концов произойдет, если долгое время угнетать население? (восстание)

- Восстания против польских панов переросли в национально-освободительную борьбу украинского народа. И возглавил ее гетман запорожских казаков Богдан Хмельницкий. ( рис. стр. 69)

2. Работа с картой стр. 70

- Что должен предпринять тот народ, который хочет вести борьбу против сильного противника? (найти союзников)

- В каком году начались походы войск Б. Хмельницкого? Как они показаны на карте?

- Какие города были заняты восставшими в 1648г.? (Желтые воды, Корсунь, Пилявцы)

- Возле какого города казаки одержали победу в 1649г.? ( Зборов)

- Фактически три польских воеводства: Киевское, Черниговское, Брацлавское стали независимыми. Но войска поляков по численности превосходили отряды восставших.


3. Работа с текстом учебника стр. 69 – 70.

- В лице кого видел поддержку Б. Хмельницкий?

- Верно. Сначала на помощь казакам пришли крымские татары. Но помимо пленения татарами украинского народа, в одном из сражений «союзники» покинули поле боя и увели с собой гетмана, и обрекли казаков на поражение.

- Как вы думаете, что могло бы спасти казаков? (помощь Российского государства).

- Почему Б. Хмельницкий обратился в 1653г. за помощью к России?

- Верно. По Земскому собору 1653 г. Россия решила принять Украину в подданство российского государя и «против польского короля войну весть» и в 1654 г. Россия вступила в войну с Речью Посполитой. Почему?

4. Работа с картой стр. 70 и текстом учебника стр. 71

- Какое событие отмечено на карте флажками? ( 1654г. – Переяславская Рада)

- Перечислите условия принятия Украины в подданство российского государя, стр. 71


5. Работа с картиной «Переяславская Рада» стр. 71.

- Кто изображен на картине?

- Что обсуждают собравшиеся люди?

- Какими средствами художник подчеркивает важность принимаемого решения?

- Что решила Переяславская Рада? В каком году это произошло?


6. Работа с картой стр. 70 и заполнение таблицы по п. 3 стр. 71 (самостоятельно)

- В каком году началась очередная русско-польская война? ( 164- 1667)

- На чьей территории она велась? (Украины и Белоруссии)


V. Закрепление темы урока

Используется игра «Кубик Блума». На гранях кубика написаны начала вопросов (Когда… Что… Почему… Какой… Для чего… Чем…). Учащийся кидает кубик, и по случайности, выпадает вопрос «Почему…». Учитель задает вопрос ученику по теме урока, начинающийся с этого слова.

- Почему казаки организовали борьбу с Речью Посполитой?
- Какие союзники были у Украины? И так далее.




  1. Рефлексия

Домашнее задание: вопросы после параграфа на странице 73 устно, рубрика «Работаем с картой»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя