Тип урока | Комбинированный |
Цель урока | Дать представление о сословной структуре российского общества в данный период, иерархии сословий, особенностях каждого из нас. |
Задачи урока | Научить определять на примерах крестьян, дворян, посадских людей, духовенства общее и различное и то, что положение членов одного сословия было различным. Научить устанавливать логические связи между событиями. В ходе коллективного обсуждения осознать роль царской власти |
Формы, приемы, методы | Фронтальная работа, работа в группе, составление таблицы, |
Предполагаемый результат | Знать: Причины закрепощения крестьян Направления политики династии Романовых Основные понятия Уметь: Определять место и роль основных событий России начала XVII века. Объяснять причины установившейся иерархии Анализировать результаты политики власти в отношении крестьянства |
Компетенции, УУД | Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная |
Педагогические технологии | Метод проблемного обучения, технология сотрудничества |
Оборудование и материалы | Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карты, карточки с заданиями. |
Основные понятия | оброк, барщина, сословия, крепостные, приказные люди, волость, «приборные» служилые люди, предприниматели, наемные работники. |
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | Оценивание, формы контроля | Результат |
Этап 1. Организационный |
Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Проверка домашнего задания (карточки с тестом - приложение) «Рабами и крепостными являются все они (русские)….» А. Олеарий. Вопрос: Какие аргументы использует А.Олеарий, чтобы доказать свое утверждение | Проявляют интерес к материалу изучения. Представление собственного опыта, собственных мыслей | | Карточки- тесты Работа с документом, с. 52 учебника, «Сословный строй России глазами иностранца» А. Олеария. | Включение в учебный процесс |
Этап 2. Постановка целей и задач урока |
Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез | Проблемный вопрос : 1.Почему А.Олеарий считал всех русских людей рабами вне зависимости от сословного происхождения? | Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. | Учебно-познавательная, коммуникативная | | Появление цели урока. Умение сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, умение ставить цели и планировать свою работу. |
Этап 3. Актуализация знаний |
Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося | Рекомендуется вспомнить из курса истории средних веков понятие «сословие», «феодал» Определить категории привилегированного и непривилегированного населения. | Демонстрируют знания и умения по теме | Учебно-познавательная. | | Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности |
Этап 4. Первичное усвоение новых знаний |
Учитель предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования. | Учитель предлагает по каждому сословию заполнить таблицу (приложение – рабочий лист). | Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения , выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы. | Учебно-познавательная, коммуникативная | Таблица, схема.. | Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать, и действовать с позиции содержания предмета. |
Этап 5. Первичная проверка понимания |
Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с проговариванием во вешней речи | Работа по непривилегированным категориям населения Соборное Уложение 1649г – изменения в положении крестьянства. Вопрос: Почему правительство было заинтересовано в закрепощении крестьян? | Ориентирование на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал. | Учебно-познавательная, коммуникативная | Работа индивидуально по тексту учебника стр. 46-48 | Умение ориентироваться в содержании предмета |
Этап 6. Первичное закрепление |
Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного, организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действия; организация самостоятельной проверки решений обучающихся; создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление | Учитель проводит беседу по вопросам: Как проходило формирование городского сословия «посадских людей»? Кто составлял население «белых» слобод? Какими привилегиями они пользовались и почему? В чем был смысл отмены «беломестных» слобод в городах? На примере крестьян, посадских людей, духовенства дока жите, что положение членов одного сословия было различным. | Использует приобретенные знания в практической деятельности, решает творческие задачи. Ориентируется в информации. Проводит самооценку выбирает задания соответствующего уровня. | Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная | Работа с историческими документами | Умение использовать информацию из различных источников, вычленять необходимую для решения совместной задачи. Освоение способов совместной деятельности, формировании е навыков речевой деятельности. Уточнение собственных возможностей и ограничений. |
Этап 7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
Организовать действие по обобщению: - анализ признаков объекта; - выделение главных признаков; -оформление выводов о понятии, явлении предмета через таблицу, схему, план. Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно-распределенная деятельность. Проективная деятельность. Работа с дополнительной литературой | творческое задание - представить человека из: а) крестьянства; б) посадского населения: купца или богатого ремесленника; в) феодалов г) духовенства; д) казачества; | Выявление границ применимости нового знания и выполнение заданий, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант | Учебно-познавательная, коммуникативная | Работа в группах. | Умение систематизировать, обобщать изученное. Соединять части и целое. Высказывать суждение по результатам сравнения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала, анализирует достижение цели и способы её достижения. Анализ личностных изменений в процессе учения. |
Этап 8. Рефлексия. |
Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения: - Сегодня на уроке я… - Самым полезным и интересным для меня было… Я встретился с трудностью при… - У меня хорошо получилось… - Мне это необходимо для... - Строки самому себе… - Скажи комплимент данной теме… Домашнее задание: § 5, вопросы и задания, знать новые понятия, работа с документом. СПАСИБО ЗА УРОК! | Анализируют деятельность по достижению цели | Учебно-познавательная | Рефлексия с помощь клише | Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование. |