Здравствуйте ребята, я рада вас видеть. Тема урока: Осмелившиеся противостоять " николаевской системе". Мотивация. - Скажите , что означает слово "оппозиция". Составьте одно-два предложения . - На ленте времени отметьте дату первого открытого выступления оппозиции против царской власти. Посчитайте , сколько лет прошло с восстания декабристов до возникновения нового оппозиционного движения. Проблемная ситуация -Обратимся к историческим документам и выясним, кто и почему находился в оппозиции (противостоянии) " николаевскому режиму". -Как должны были относиться друг к другу разные оппозиционные течения России- быть врагами или союзниками? - Прочитайте высказывания западника о социалисте и славянофила о западнике. Можно ли представителей этих течений считать союзниками? - Сравните ответы на первый и второй вопросы. Какое возникает противоречие? Формулирование проблемы -На какой вопрос нам предстоит найти ответ на уроке? Гипотезы -Какие у вас есть предположения по поводу решения проблемы? Почему вроде бы союзники могут считать друг друга соперниками? Актуализация знаний - В теме урока есть слова « николаевская система». Скажите , что они означают в истории? Чем эта система могла вызвать столь негативную реакцию в обществе? -Мы знаем, что западники, славянофилы и социалисты критиковали « николаевскую систему» и противостояли ей. Но чего мы не знаем о них? Открытие нового знания Продолжаем рассматривать Россию в правление Николая 1. После разгрома декабристов Россия переживает период политической реакции. В 30-50 годы 19 века в среде студентов, разночинцев, интеллигенции, в дворянских салонах идут споры о путях развитии России, о необходимых преобразованиях. А.Тайные кружки. Нашлись люди (студенты, чиновники, офицеры) которые стали объединятся в тайные кружки. Кружки братьев Критских, Сунгурова. Продолжали бороться за отмену крепостного права, самодержавия, за либеральные права и свободы. Они были радикальные, т.к предлагали поднять восстание в армии. Сформировались основные направления общественной мысли, исходившие из того , что России необходимы преобразования. 3 течения общественной мысли. Монархисты | Либералы | Революционеры | С.С. Уваров Православие, Самодержавие, Народность. М.П. Погодин | Славянофилы Самобытный путь у России | Западники Россия развивается по тому же пути что Запад, но медленнее. | Переход России к справедливому обществу. Основа общества-крестьянская община. | Б. Монархисты: Триада Уварова. В условиях бурного распространения либеральных идей русскому самодержавию необходима идеологическая формула, основанная на национальных традициях. Теория официальной народности. Православие в понимании Уварова- основное нравственное и идейное начало русского народа " Без любви к вере предков, народ как и частный человек, должен погибнуть". Уваров возвращает православию первое место в идеологической системе самодержавия. Самодержавие рассматривается им как самая совершенная форма правления, важнейшее условие политического существования России. ( Вера в батюшку царя). Народность, согласно Уварову, означала воспитание и поддержание в широких массах приверженность к православию и самодержавию. Триаду поддерживали широкие круги общества- идейное обоснование правления Николая 1. Уваров ушёл с политической арены в 1849 году .Триада просуществовала до конца 19 века. -Откройте учебник на с.123. Рассмотрите таблицу « Оппозиционные течения 1830-1840 –х годов». Как она нам может помочь в поиске ответа на проблему урока? В. Цели и задачи течений Класс делится на три группы и заполняет по одной колонки . Применение нового знания - Какому направлению можно отнести теорию официальной народности? -К какому направлению можно отнести студенческие кружки? - Выделите синим цветом факты, свидетельствующие о том , что западники и славянофилы были либералами. -В чём было сходство позиций западников и славянофилов? -В чём заключались основные противоречия? - Как вы понимаете слова А.И Герцена об отношениях западников и славянофилов: « Мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно». - Зелёным цветом выделите идеи русских социалистов, которые могли способствовать мирному успешному развитию России. Итог урока. Рефлексия. -Какой ответ на проблему урока мы можем дать ? Почему оппозиционные общественные течения не считали друг друга союзниками? Что во взглядах представителей трёх течений не совпадало? - Чьи гипотезы оказались верными? -Где вы можете применить полученные знания Домашнее задание. -параграф 7, Данилов Д.Д 12,13Ляшенко Л.М .Письма Чаадаева. Творческое задание: Нарисовать рисунок- ассоциацию по данной теме, описать его своими словами. ( Приложенние смотреть ниже) | Работа со словарём. -Оппозиция- это противодействие, противостояние взглядов своей политики какой-либо другой. - восстание декабристов было в 1825 году.прошло примерно 30 лет. - Читают справочные сведения. В оппозиции находились западники, славянофилы, революционные демократы. - Исходя из справочных сведений, все оппозиционные движения 1830-1840-х годов- западники ,славянофилы, революционные демократы- должны были быть союзниками, т.к их возмущали порядки в стране. -Судя по источникам, западники, славянофилы и демократы( социалисты) испытывали друг другу неприязнь, не считали друг друга союзниками. - У оппозиционеров был противник ( « николаевская система») , но друг друга они союзниками не считали. - Почему оппозиционные общественные течения « николаевской системе» не считали друг друга союзниками? Предлагают свои версии. -Противоречивые порядки общественного устройства России, сложившиеся при Николае 1, получили название « николаевская система», которая стремилась сохранить внутреннее спокойствие в государстве и традиционные основы общества -крепостное право, сословный строй, самодержавие, тогда как страна нуждалась в модернизации. - Что предлагали и как предлагали изменить общество. -Вопросы первой колонки должны стать планом нашего исследования. Рисуют схему в тетради. Результаты работы ниже. Работа с таблицей. Ученики после разбора сравнивают правильность написания по презентации. Ответы детей. -Западники и славянофилы осуждали крепостное право, предлагали представительное учреждение. -Различия в путях дальнейшего развития страны и отношении к Европе. У западников, славянофилов, социалистов не совпадало отношение к исторической судьбе России и способы достижений целей. Это , скорее всего, и сделало союзников соперниками. |