1. Урок истории в 9 классе.
Тема : « Великая, Отечественная».
Цели урока: 1. Закрепить, повторить, привести в систему полученные знания.
2.Закрепить навыки самостоятельной работы.
3.Познакомить с неизвестными фактами из истории войны.
4. Воспитывать чувство гордости за победу советского народа ,за стойкость и мужество в годы Великой Отечественной войны.
План урока
.
Война в датах.
Главные сражения Великой Отечественной.
Города- герои.
Полководцы Великой Отечественной войны.
Наш район в годы войны.
Итоги, цена победы.
Оборудование: карта, плакаты, песни о войне, листы самопроверки, сигнальные карточки, документы , фотографии,
магнитофон, компьютер, мультимедийное оборудование.
Вступление: звучит песня «Священная война».
Я не случайно начала урок с этой песни. В 1941 году ее знали все.
Под звуки этой музыки уходили на фронт бойцы, чтобы отстоять свободу и независимость Родины , защитить свою родную
Землю.
Великая Отечественная-целых 1418 дней и ночей продолжалась эта
т яжелая и кровопролитная война.
Ребята! Мы закончили изучение темы. И сегодня- наша задача начать повторение, привести в систему полученные знания,
Узнать что-то новое.
Остановимся на самых главных этапах войны.
План урока на доске.
Организация работы: оценивать себя будете сами. У каждого лист
самопроверки. Заполняется лист только по команде учителя.
Задание 1-разминка по датам (в листе самопроверки.)
( За каждый правильный ответ-1 балл).
22 июня- пр. ответ(начало В.О. войны)
5-6 декабря- (Московская битва).
19 ноября- (начало Сталинградской битвы).
6 июня 1944г.- (открытие второго фронта).
9 мая 1945 г.- (День Победы_)
2 сентября 1945г.-(окончание второй мировой войны)
Вопросы:1. Какой период войны был самым трудным для армии и народа? Почему?
2.Справедливо ли утверждение, что Красная Армия была не готова к войне? Чья вина? Какими фактами можно подтвердить?
В годы войны Ставкой Верховного Главнокомандования
Было подготовлено и проведено много наступательных и оборонительных операций. Но мы остановимся на самых главных сражениях, которые оказали влияние на весь ход войны.
Выполняем задание 2и3 в листе самопроверки.
(за каждый правильный ответ 1 балл).
(правильные ответы:1г,2в,3а,4д,5б)-зад.2
В задании 3-какие операции подчеркнули?
(прав. Ответ- Уран и Багратион ).
Вопрос- как повлияли эти сражения на ход войны?
Главная сила на войне- это люди! От них зависела судьба войны.
В годы войны советские люди проявили массовый героизм как на фронте, так и в тылу. Самой высокой правительственной награды,
Звание Героя Советского Союза было удостоено более 11 тысяч
Солдат и офицеров.
Отличились не только люди но и города. В 1945 и в 1969 г.
Нескольким городам было присвоено звание город-герой.
Выполняем задание 4 ( за правильный ответ-1балл).
Проверяем себя. (Таблица с правильными ответами- на доске).
1.Ленинград
2.Сталинград
3.Севастополь
4.Одесса
5.Киев
6.Москва
7.Керчь
8.Минск
9. Тула
10. Брестская крепость
И на фронте были минуты отдыха, когда приезжали фронтовые концертные бригады. (Выступление со стихами одного из учащихся)
Войну выиграл народ. «Спасибо ему, русскому народу!»- так
Сказал Сталин ,выступая 24 мая 1945 года на приеме в честь
Командиров Красной Армии.
За годы войны выросла целая плеяда полководцев.
Выполняем задание 5.
Проверяем задание, используя сигнальные карточки.
(правильные ответы: 1-1,2-3,3-2,4-3,5-2,3,4 )
Свой вклад в победу внесли и жители нашего района.
Слушаем сообщение одного из учащихся.
Среди героев Советского Союза есть и наши земляки.
Выполняем задание 6.
Проверяем: правильный ответ:
Филиппов Григорий Федорович
Худяков Иван Степанович.
Подводим итоги по первой части урока:
Каков итог войны?
Какой ценой досталась нам победа?
В 2017 году все прогрессивное человечество отметило 72-летие
Со дня Великой победы. Какой вывод должно сделать
человечество?
Подводим итоги по первой части работы.
(учащиеся оценивают себя самостоятельно).
Критерий оценки:32б. ибольше-5
С 17 до 31б.-4
До 16б.-3
.
Свой вклад в победу внесли партизаны, ученые, писатели, художники, те, кто трудился в тылу или воевал на фронте .
Закрепим знания в « Своей игре».
Военные события | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
«все для фронта, все для победы» | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Война в тылу врага | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Литература | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Музыка ,живопись, кино | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1.Военные события:
1) Где и когда состоялось самое крупное танковое сражение в годы В.О. войны? (12 июля 1943г. Прохоровка)
2) В честь какого события в Москве впервые был дан победный салют?
(освобождение Орла и Белгорода).
3) Имя генерала, фельдмаршала, возглавлявшего группировку немецких
Войск под Сталинградом? ( Паулюс)
4) Когда произошел прорыв блокады Ленинграда? (янврь 1944).
5) О ком идет речь? С1920 года в Красной Армии, один из выдвиженцев Сталина. В годы войны командовал корпусом, армией. В 1942 году оказался в окружении, сдался в плен. Возглавил « Комитет освобождения народов России» и « Русскую освободительную армию». По приговору Верховного суда в 1946 году был повешен. ( генерал Власов).
2.» Все для фронта, все для победы».
1) Кто возглавлял совет по эвакуации? (Шверник).
2) Ильюшин, Лавочкин, Петляков. Кто они? ( авиконструкторы).
3) Какие территории стали основными призводственными базами в годы войны? (Ср. Азия, Сибирь, Урал, Поволжье).
4) Что такое антигитлеровская коалиция?
5)Орган руководства страной в годы войны, сосредоточивший в своих руках всю полноту власти.( государственный комитет обороны).
3. Война в тылу врага.
1) Ковпак, Машеров, Федоров. Что объединяет эти имена? (это руководители партизанских объединений).
2) Назовите некоторых участников подпольной организации « Молодая гвардия» (О.Кошевой, Л. Шевцова, У. Громова ).
3) Что объединяет эти имена :Валя Котик, Зина Портнова, Марат Казей, Леня Голиков . ( пионеры- герои).
4)Имя женщины, которой одной из первых было присвоено звание Героя Советского Союза. ( Зоя Космодемьянская).
5) В разгар Курской битвы партизаны провели операцию, получившую название «Концерт». Ч то это за операция? ( рельсовая война).
4. Литература.
1) Кто автор романа « Молодая гвардия»? (А. Фадеев).
2) Как называется повесть А. Бека , посвященная мужественным защитникам
Москвы ? ( «Волоколамское шоссе»).
3) « Василий Теркин « Кто автор? (А. Твардовский ).
4) Кто является автором знаменитого стихотворения «Жди меня и я вернусь,
Только очень жди «.( К. Симонов ).
5) Кто является автором этих строк ? Какова его судьба?
Нет, врешь палач, не стану на колени
Хоть брось в застенок,
Хоть продай в рабы.
Умру я стоя, не прося прощенья
Хоть голову мне топором руби. (Муса Джалиль. Погиб в тюрьме Моабит).
5. Музыка ,театр ,живопись для фронта .
1). Кто является автором музыки « Священная война « ( Александров ).
2) . Показать плакат « Родина- мать зовет «. Кто автор этого плаката?
( Тоидзе ).).
3). Соловьев- Седой, Блантер, Богословский. Что объединяет эти имена ?
(Это авторы песен).
4). Кто такие Кукрыниксы ? (Это художники Куприянов, Крылов,Соколов).
5). И. Пырьев, В. Пудовкин, Юткевич . (Это кинорежиссеры ).