СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 9 классе «СССР в 1945 – 1953 годах. Идеология и культура»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение нового материала  изучение нового материала  с помощью кейс-технологий 

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 9 классе «СССР в 1945 – 1953 годах. Идеология и культура»»

Урок истории в 9 классе

«СССР в 1945 – 1953 годах. Идеология и культура»

Цели:

Изучить особенности развития культуры в послевоенный период, проанализировать особенности кампании по идеологической обработке общества.

Развивать информационные, аналитические способности учащихся, критическое мышление.

Воспитание гражданской позиции, толерантности, креативности.

Используемые материалы:

Постановление ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. «О журналах «Звезда» и «Ленинград», Книги: «Гражданская лирика советских поэтов», А.Т. Твардовский «Василий Теркин».

Учащиеся должны знать:

Основные кампании по идеологической обработке общества

Противоречивые особенности произведений литературы и искусства

Учащиеся должны уметь:

Охарактеризовать основные идеологические кампании конца 1940-х – начала 1950-х гг;

Объяснять почему в этот период усилилось идеологическое давление на общество;

Обосновывать и высказывать свое отношение к идеологическим кампаниям против представителей творческой интеллигенции в послевоенные годы;

Метопредметные связи:

-межпредметная связь с литературой;

-определения собственной позиции;

-анализ различных типов исторических источников, документов разноуровневого содержания;

-соотнесения своих действий и поступков с исторически возникшими формами социального поведения изучаемого периода.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: компьютер, проектор, кейсы.

В ходе урока используется проектор с подготовленной учителем презентацией хода урока, а также фрагмент обучающего фильма, демонстрации картин.











Ход урока

1.Этап. Организационный момент, приветствие. Деление учащихся по гендерному признаку на две группы.

2.Этап. Мотивация – видео «Духовная жизнь 1945-1953 гг» (https://www.youtube.com/watch?v=QgCCKztHvVA)

Вопросы классу (на доске):

  1. О каком периоде советской истории мы будем говорить? (послевоенная)

  2. Какие проблемы стояли перед советскими гражданами? (восстановление СССР)

  3. Как эти проблемы отразились в культуре и идеологии?

- Как вы думаете, можете ли вы ответить на третий вопрос? На какую тему мы будем разговаривать на этом уроке, чтобы ответить на третий вопрос?

- Запись на доске темы урока.

- Какие задачи необходимо поставить для достижения цели? Что нам для этого необходимо?

-Чтобы разобраться продолжилась ли идеологическая компания в литературе, я предлагаю специальные кейсы, благодаря которым вы сами сможете дать ответ на этот вопрос без применения учебников.

3 этап. Кйс-технология на уроке

Кейсы №1 передаются группам учащихся (Приложение №1). Дается время для исследования документов, литературы и подготовка ответов на вопросы (5мин)

Отвечает 1 группа на вопросы карточки (слайд).

Отвечает 2 группа на вопросы карточки (слайд).

Подводим микроитог:

- Какой вывод об уровне развития литературы вы можете сделать?

-Какие идеологические причины давления на деятелей литературы вы увидели в послевоенные годы?

- Считаете ли вы необходимыми такие меры?

Далее проводиться работа с обучающимися по развитию критического мышления. Ученикам предлагается ответить на вопросы (слайд), для этого проанализировать предложенные им картины советских художников послевоенного времени. Обе группы поочерёдно высказывают тезисы.

Подводим микроитог: Как вы думаете, какая из картин получила сталинскую премию? Почему? (1 мин)

  1. этап. Подведение итогов урока:

  1. Какие основные проблемы прослеживаются в культуре и идеологии?

  2. Смогли ли вы, благодаря самостоятельному мышлению, используя только документы, изображения, литературные произведения для того чтобы ответить на вопросы, не используя готового текста учебника?



  1. этап. Рефлексия.



Приложение №1



Вопросы

1.В чем обвинены М.Зощенко и А. Ахматова?

2. На каком основании был запрещен доступ Ахматовой и Зощенко в журналы «Звезда» и «Ленинград» и почему журнал «Ленинград» был закрыт, а в журнале «Звезда» заменено руководство?

3. За что было запрещено стихотворение «Враги сожгли родную хату...» М. А. Исаковского



Вопросы

  1. Какие черты наблюдаются в произведении Твардовского А.Т. «Василий Теркин», почему его выпускали большим тиражом в послевоенное время?

  2. В связи с чем А. Вертинский имел благосклонность у советского правительства?

  3. Найдите в стихотворении А. Вертинского «Песня о Сталине» строки, подтверждающие то, что оно написано в идеологических рамках.





























Из доклада А. А. Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград»

«Из постановления ЦК ясно, что наиболее грубой ошибкой журнала «Звезда» является предоставление своих страниц для литературного «творчества» Зощенко и Ахматовой... Зощенко... изображает советских людей бездельниками и уродами, людьми глупыми и примитивными. Зощенко, как мещанин и пошляк, избрал своей постоянной темой копание в самых низменных и мелочных сторонах быта.

Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая. До убожества ограничен диапазон ее поэзии — поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной».







Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) О журналах «Звезда» и «Ленинград» 14 августа 1946 г.

О журналах «Звезда» и «Ленинград»

14 августа 1946 г.

ЦК ВКП(б) отмечает, что издающиеся в Ленинграде литературно-художественные журналы «Звезда» и «Ленинград» ведутся совершенно неудовлетворительно.

В журнале «Звезда» за последнее время, наряду со значительными и удачными произведениями советских писателей, появилось много безыдейных, идеологически вредных произведений.

Грубой ошибкой «Звезды» является предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе. Редакции «Звезды» известно, что Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить ее сознание. Последний из опубликованных рассказов Зощенко «Приключения обезьяны» («Звезда», № 5 – 6 за 1946 г.) представляет пошлый пасквиль на советский быт и на советских людей. Зощенко изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме, клеветнически представляя советских людей примитивными, малокультурными, глупыми, с обывательскими вкусами и нравами. Злостно хулиганское изображение Зощенко нашей действительности сопровождается антисоветскими выпадами….

…. Такая неразборчивость в отборе материалов для печатания привела к снижению художественного уровня журнала. ЦК отмечает, что особенно плохо ведется журнал «Ленинград», который постоянно предоставлял свои страницы для пошлых и клеветнических выступлений Зощенко, для пустых и аполитичных стихотворении Ахматовой. Как и редакция «Звезды», редакция журнала «Ленинград» допустила крупные ошибки, опубликовав ряд произведений, проникнутых духом низкопоклонства по отношению ко всему иностранному. Журнал напечатал ряд ошибочных произведений («Случай над Берлином» Варшавского и Реста, «На заставе» Слонимского). В стихах Хазина «Возвращение Онегина» под видом литературной пародии дана клевета на современный Ленинград. В журнале «Ленинград» помещаются преимущественно бессодержательные низкопробные литературные материалы.



Жданов А.А. об А. Ахматовой















И.В. Сталин



























Александр Вертинский. (Песня о Сталине)

В ноябре 1943 года в Москву из эмиграции вернулся Александр Николаевич Вертинский. Вдоволь помотавшись по миру, пожив в Германии, Франции, Штатах и Китае, он с середины тридцатых пытался получить советское подданство, но все время получал отказ. И вот разрешение получено. Нетрудно догадаться — кто его дал.

Советская власть подарила певцу большую квартиру. Он начал сниматься в кино, и за одну из ролей даже получил Сталинскую премию. Вместо ресторанов, где Вертинский пел многие годы, он начал гастролировать по концертным залам огромной страны. После возвращения Александр Николаевич дал больше трех тысяч концертов.

Говорят, советская власть не жаловала певца. Не ставила его записи по радио. Из всего репертуара разрешила петь только около 30 песен. И званий тоже не давали.

Причиной личного благополучия певца на склоне лет во многом было связано с наличием у него благодарного слушателя в Кремле. Слушателя звали Иосиф Сталин. Вроде бы ему особенно нравилась песня «В синем и далеком океане». Когда началась кампания по борьбе с космополитизмом, недоброжелатели вспомнили о Вертинском. Но Сталин недвусмысленно попросил дать возможность певцу Вертинскому спокойно дожить на родине.



Песня о Сталин

Чуть седой, как серебряный тополь,
Он стоит, принимая парад.
Сколько стоил ему Севастополь!
Сколько стоил ему Сталинград!

И в слепые морозные ночи,
Когда фронт заметала пурга,
Его ясные, яркие очи
До конца разглядели врага.

Эти черные, тяжкие годы
Вся надежда была на него.
Из какой сверхмогучей породы
Создавала природа его?

Побеждая в военной науке,
Вражьей кровью окрасив снега,
Он в народа могучие руки
Обнаглевшего принял врага.

И когда подходили вандалы
К нашей древней столице отцов,
Где нашел он таких генералов
И таких легендарных бойцов?

Он взрастил их. Над их воспитаньем
Много думал он ночи и дни.
О, к каким грозовым испытаньям
Подготовлены были они!

И в боях за Отчизну суровых
Шли бесстрашно на смерть за него,
За его справедливое слово,
За великую правду его.

Как высоко вознес он державу,
Вождь советских народов-друзей,
И какую всемирную славу
Создал он для Отчизны своей!

Тот же взгляд. Те же речи простые.
Так же скупы и мудры слова …
Над военною картой России
Поседела его голова.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!