Технологическая карта урока ИЗО, 6 класс
Разработала: учитель ИЗО и черчения МАОУ «Школа № 26 г. Благовещенска» Хмарская Елена Анатольевна
Тема: ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НАТЮРМОРТА
Цели деятельности учителя | Развивать воображение и представление о богатстве выразительных возможностей и художественных техник в изобразительном искусстве; мотивировать учеников к дальнейшему углубленному самостоятельному освоению творчества |
Тип урока | Обобщение и систематизация изученного материала |
Планируемые образовательные ресурсы | Предметные: научатся обобщать полученные знания, осваивать новые технологии; смогут анализировать и обобщать произведения искусства; знакомиться с особенностями использования новых технологий для передачи ассоциативных и эмоциональных возможностей в жанре натюрморта. Метапредметные: научатся излагать свое мнение в диалоге, отвечать на вопросы; корректировать свои действия в соответствии с алгоритмом; самостоятельно принимать решения на основе полученных ранее знаний и умений; определять цель, проблему в деятельности. Личностные: осознают свои интересы, опыт и знания; осваивают новую учебную ситуацию, проявляют интерес к новым техникам создания картины и желание использовать ее в своем творчестве; получают эстетическое наслаждение |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный, кейс-технологии, выставка работ учащихся |
Образовательные ресурсы | https://ru.wikipedia.org/wiki http://www.artsait.ru |
Оборудование | Черные фломастеры, карандаш, гуашь, ватные палочки, клей, бумага, старые глянцевые журналы, цветная бумага, ножницы. |
Наглядно-демонстративный материал | Презентация «Выразительные возможности натюрморта» |
Основные понятия и термины | Пуантилизм, стилизация, коллаж, аппликация |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формируемые умения (УУД) |
1.Организа-ционный этап | Подготовка учащихся к изучению нового материала | Если видишь на картине Самовар ты на столе, Или виноград в корзине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу – Знай, что это…НАТЮРМОРТ. СЛАЙД 1 (Показ слайдов с изображением натюрморта). СЛАЙД 2- -На этих картинах мы видим обычные предметы, которые окружают нас в жизни. Почему мы восхищаемся этими картинами? (- художники, в своих работах используют различные художественные приемы, грамотно выстраивают композицию, подбирают цвет, освещение) (Работаем с интеллект-картой). -Натюрморт можно выполнить графическими материалами ( классический, гравюра, стилизованный); встречается он и в живописи ( классический, выполненный маслом, акварелью или гуашью, стилизованный, выполненный в технике пуантилизм, т.е. точками); в декоративно-прикладном искусстве мы тоже можем встретить натюрморт (в виде витража, обычной аппликации или коллажа). | Слушают учителя. Ставят перед собой цель. | Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности. Личностные: осознают свои интересы, опыт и знания |
2. Изучение нового материала | Объяснитель-но- иллюстра-тивный | -Сегодня вам предстоит выполнить самый простой натюрморт: яблоко, лежащее на столе. Но при этом каждая группа будет пользоваться определенным набором материалов и выполнять работу будет разными методами. -У каждой группы есть набор материалов и инструментов и конверт-кейс в котором вы найдете задание и необходимые инструкции для выполнения поставленной задачи. После выполнения работы каждая группа представит нашему вниманию выполненную работу и расскажет, каким образом, при помощи каких методов и инструментов вы ее выполняли. Но, сначала, каждая группа должна выбрать капитана, который будет координировать ваши действия, и представлять нам результат вашей работы. | Группы выбирают капитана, вскрывают конверт, читают задание, знакомятся с информацией | Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют деятельность в учебной ситуации. Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; адекватно выражают и осознают свои эмоции. Коммуникативные: выражают свое мнение в диалоге, аргументируют |
3. Творческая практическая деятельность | Практический | Вскрывайте свой кейс, знакомьтесь с его содержанием и выполняйте работу в заданной технике. | Выполняют задание. Осуществляют творческий поиск. Делятся практическими открытиями во время работы | Познавательные: усваивают новый материал Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации. Личностные: осознают новую учебную ситуацию; проявляют интерес к новой технике создания картины. Коммуникативные: понимают позицию другого. Осознано используют речевые средства в соответствии с ситуацией общения. |
4. Итоги урока. Рефлексия | Выставка работ учащихся | Капитаны команд представляют выполненные работы и знакомят с техникой выполнения. - Понравилось вам работать на уроке? - Что нового для себя вы сегодня узнали? -Вам понравились работы ваших товарищей? | Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свои ответы. Дополняют ответы товарищей | Регулятивные: оценивают конечный результат. Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге; строят понятные для партнера по коммуникативной речи высказывания. |
КЕЙС № 1
Коллаж
Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике.
Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.
Техника выполнения:
На листе бумаги рисуем очертания яблока. Поверхность листа вокруг яблока-контура заполняем обрывками газет – на клей. А далее из журнала вырываем те кусочки страниц, которые по цвету подходят на яблочный оттенок – все зеленые, желтые и красные места журналов. Нарываем эти куски на клочья подходящего для поделки размера и начинаем
КЕЙС №2
Стилизация
Стилизация — в изобразительном искусстве приём композиции, сознательное упрощение изображаемых объектов. При стилизации упрощаются рисунок и форма, объёмные и цветовые соотношения.
Стилизация часто применяется в декоративном искусстве с целью подчёркивания функциональных или художественно-выразительных качеств предмета.
Это средство композиции в основном связано с декоративным искусством, где очень важна ритмическая организация целого. Стилизация - обобщение и упрощение изображаемых фигур по рисунку и цвету, произведение фигур в удобную для орнамента форму. Стилизация применяется как средство дизайна, монументального искусства и в декоративном искусстве для усиления декоративности.
Техника выполнения:
На листе бумаги рисуем очертания яблока. Делим поверхность яблока на отдельные участки и заполняем каждый участок орнаментом. Орнамент выбираем самый простой. Не забываем и про фон.
КЕЙС № 3
Пуантилизм
Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point — точка), — стилистическое направление в живоп, возникшее во Франции около 1885 года.
Пуантилизм является одним из интереснейших и необычных направлений живописи. Это такая манера письма картин раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Художники, нанося на холст чистые краски, рассчитывали на оптическое смешение цветов в глазу зрителя, и им это удавалось.
Целью всех живописных экспериментов было создание живописного аналога световоздушной среды. При небольшом отходе от картины цвета смешиваются у зрителя на сетчатке глаза, вызывая ощущения вибрирующего воздуха и изменчивого света
Техника выполнения
Тонкими чуть видимыми линиями изображаем контур яблока. С помощью ватной палочки по контуру наносим точки желтым цветом. Затем наносим точки внутри контура, используя желтый и красный цвет. Для контроля правильности нанесения точек при работе, периодически отодвигаем рисунок на расстояние или прищуриваем глаза
Чем ближе вы нарисуете точки, тем темнее будет эта область на бумаге. Начните с самого затемненного места. В конце концов, перейдите к более светлым местам, ставя точки дальше друг от друга. Когда вы делаете рисунок точками, не забывайте:
Равномерно расставлять точки. Хотя вы и можете рисовать некоторые точки близко друг к другу, а другие далеко друг от друга, окончательная работа будет выглядеть гораздо красивее, если точки будут расположены равномерно.
Не забываем про фон.
КЕЙС № 4
Витраж
Витраж - произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла или иного прозрачного материала, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении
Техника выполнения
Рисуем яблоко, лежащее на столе. Каждая линия рисунка должна быть не менее 5 мм толщиной. Рисуем рамку, отступив от каждого края листа 10 мм. Очертание яблока соединяем с рамкой дополнительными линиями толщиной 5 мм. Скатерть рисуем в полоску или клетку. Каждая линия то же не менее 5 мм толщиной. Выполняем работу в цвете.