Урок ИЗО для обучающихся 2 класса школы 8 вида
по теме: " Масленица", 2 вариант.
Цель. Научить детей клеить аппликацию "Масленица" из готовых форм, познакомить с праздником Масленицы.
Задачи:
1. Познакомить с традициями народного праздника – Масленица.
2. Расширить знания о традициях и обрядах, приобщать детей к русской традиции.
3. Продолжать обучать изготовлению аппликации из готовых форм по подражанию.
4. Учить обращаться с клеевым карандашом, учить аккуратности при склеивании деталей.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Учитель. Слышали ли вы, ребята, о таком празднике – Масленице? (ответы детей) Иногда этот праздник называют проводами зимы и встречей весны. Приходится он на конец февраля – начало марта и длится целую неделю.
Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый весёлый, и ожидался он всеми с большим нетерпением. Масленицу называли честной, широкой, весёлой.
Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением. Каждый день особенный!
2. Просмотр презентации. Рассказ учителя.
Понедельник – Встреча Масленицы.
В этот день было принято встречать Масленицу. Из тряпья и соломы мастерили чучело, похожее на человеческую фигуру. Чучело катали по селу на санях и пели прибаутки. В понедельник дети и родители строили снежные горки, замки, крепости, на ночь заливали их водой, чтобы строения больше простояли. В первый день праздника проводили кулачные бои среди мальчишек, молодых парней и мужчин.
Вторник – Заигрыши.
Во вторник каталась на санках и санях. Их украшали пестрыми цветными лоскутами, колокольчиками и бубенчиками. Лошадей, которых запрягали в сани тоже не забывали, они тоже были очень нарядными, в разноцветных сбруях, дугах. На заигрышах парни выбирали себе невест, а девушки – женихов. Накатавшись на санях, народ ходил по гостям и угощался блинами.
Среда – Лакомка
В среду женатые парни отправлялись к тещам на блины. Угощение блинами знаменовало взаимную любовь мамы девушки и ее мужа. В старинные времена люди в Масленицу не работали, а только и делали, что ходили по гостям, угощались вкусными блинами, пели песни, устраивали пляски и праздновали Масленицу.
Четверг – Разгул
С четверга начинались массовые гуляния. Соломенное чучело снова весь день катали на санях, вместе с ним ездили ряженые, с песнями и плясками народ выходил на улицу. Самым главным занятием этого дня было взятие снежной крепости. Все желающие принять участие в игре делились на команды и одни обороняли выстроенную крепость, а другие, напротив, штурмовали ее.
Пятница – Тещины вечерки
В пятницу тещи отправлялись в гости в семьи своих дочерей. Зять лично шел к теще и, кланяясь в пояс, приглашал тещу к себе. В знак согласия теща отправляла с зятем в дом дочери все необходимую утварь, чтобы печь блины: сковородки, миски, плошки и прочее. Тесть же отправлял муку и молоко. Смыслом таких действий было налаживание отношений в семьях. Зять приглашал в дом и других гостей, чтобы таким образом показать теще свое уважение и почет.
Суббота – Посиделки у золовки
В этот день молодые жены приглашали к себе родню мужа и главным образом сестер мужа. Невестка должна была одарить сестру мужа подарками, угостить блинами и после застолья все вместе отправлялись гулять на улицу и кататься на санках.
Воскресенье – Проводы Масленицы и Прощеное Воскресенье
В этот день провожали Масленицу, снова возили по селу в санях чучело Масленицы, устраивали песни и хороводы и сжигали чучело. После этого расходились по домам. В последний день праздника было принято просить друг у друга прощение за старые обиды. После окончания Масленицы в понедельник наступал строгий Великий пост.
Практическая работа.
1. Намазываем платье Масленицы клеем и приклеиваем на основу.
2. Берем платок, приклеиваем сверху.
3. Лицо Масленицы приклеиваем на платок.
3. Украшаем платье цветами.
Итог занятия.
Вывешиваем работы на доску.
Учитель: Молодцы! Вот какая красивая Масленица получилась у каждого.