СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ИЗО на тему: Рисование плаката ВОВ"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

- воспитание интереса и любовь к истории Отечества;

- воспитание чувства гордости за людей, отстоявших Родину в годы ВОВ;

- воспитание уважения к старшему поколению.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок ИЗО на тему: Рисование плаката ВОВ"»

Тема урока: «Разработка эскиза плаката ко Дню Победы»9 мая – День Победы!»

 

Вид занятий: Изучение произведений искусства, созданных в годы Великой Отечественной войны, творческий проект «Поздравительная открытка ветерану», декоративное рисование, овладение способом «набивки» по шаблону, аппликация, оригами.

Тип урока: Комбинированный

Задачи урока:

Дидактические:

знакомство с новыми произведениями искусства;

- обучение учащихся высказываться о содержании прослушиваемых и рассматриваемых произведений искусства;

- закрепление умений и навыков, полученных ранее на уроках декоративного творчества, технологии;

Развивающие:

- развитие у учащихся эмоционального и целенаправленного восприятия музыки  и произведений изобразительного искусства и адекватной реакции на события, воплощённые в них.

-развитие  умения выслушивать другого ученика и отвечать на поставленный вопрос.

Воспитательные:

 - воспитание интереса и любовь к истории Отечества;

- воспитание чувства гордости за людей, отстоявших Родину в годы ВОВ;

- воспитание уважения к старшему поколению.

 

Оборудование:  интерактивный комплекс, мультимедийная презентация, вспомогательный материал с опорными словами и названиями произведений искусства; образцы поздравительной открытки; у учащихся: заготовки поздравительной открытки цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш, ластик, краски, кисточки, баночки с водой, трафареты.

Классная доска оформлена иллюстрациями о Великой Отечественной войне.

 

Количество часов, отведенных на изучение материала – 2

 

Ход урока:

 

I. Организационный момент.

II. Мотивация. Постановка учебной задачи.  

Учитель: Сегодня у интегрированный урок, где соединятся в один сразу 3 учебных предмета: изобразительное искусство, музыка и технология.  А посвящён он большому, радостному празднику, который будет отмечать вся страна в начале мая – Дню Победы.

- 22 июня 1945 года началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков. Сегодня на уроке об этих страницах в истории нашей страны расскажут произведения искусства, созданные в годы войны. Ваша задача - запомнить эти произведения и постараться понять их содержание. Затем нам с вами предстоит изготовить подарки старшему поколению, и на поселковом митинге 9 мая подарить ветеранам ВОВ, других локальных войн, труженикам тыла.

 

III. Изучение нового материала.

1). Слушание и анализ  песни "Священная война" сл. В.Лебедева-Кумача, муз.         А.  Александрова

 - 27 июня 1941 года, шёл шестой день войны. Белорусский вокзал Москвы. Отсюда бойцы отправлялись на фронт. Неожиданно в зале ожидания раздались звуки песни. Наступила тишина. Все встали со своих мест, как при исполнении гимна.

(Аудиозапись "Священная война" (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А .Александрова. Дети слушают первый куплет песни, затем учитель убавляет звук и на фоне музыки продолжает беседу).

- Строга, исполнена благородной ярости мелодия песни, упруг и энергичен маршевый ритм. Хор поёт песню сурово, мужественно, произносит слова твёрдо и решительно. Песня звучит, как клятва. Песню "Священная война" написал композитор А. Александров и поэт В. Лебедев-Кумач.

- Внезапное нападение врага на нашу Родину вызвало у композитора, как и у всех людей, чувство возмущения, гнева, мести. Александров не был военным специалистом, но у него всё же оказалось могучее оружие в руках, это песня. Песня, которая так же может разбить врага.

Ученик:           И трубы медью пламенеют,

                         Над миром рассыпая гром,

                         Мы с грозной музыкой,

                         Мы с нею, непобедимые идём…(читает ученик)

Учитель обращает внимание на написанные опорные слова на доске:

грозная, справедливая, мужественная, суровая, призывная

- Выберите слова, наиболее ярко характеризующие эту песню.

- Какие чувства людей выражает эта песня? Возмущение, гнев, месть, ненависть к врагу

.- Какие чувства песня пробуждает в людях?  Гордость за свою Родину, придаёт уверенность в Победе.

 - Песня "Священная война" стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Люди, взволнованные и потрясённые, уносили в своих сердцах эту мужественную, суровую, справедливую музыку.

2). Беседа по картине А. Дейнека "Оборона Севастополя"

- В годы войны не только композиторы и поэты сочиняли музыку, но и создавали свои произведения художники. Своими произведениями они призывали людей мужественно защищать Родину, вселяли в них веру в Победу. О творчестве одного из них мы узнаем сегодня на уроке.

 (Небольшой материал о биографии  художника рассказывает ученик. На слайде портрет художника А. Дейнека)

Александр Александрович Дейнека родился в 1899 году в городе Курске, в семье железнодорожника. Вначале он думал выбрать для себя профессию отца, но любовь к рисованию привела его в художественное училище. После окончания училища Дейнека много ездил по стране. Любимым городом художника был Севастополь. Он любил этот город за его весёлых людей, за красивое Чёрное море. В 1942 году, после ранения художник вернулся с фронта. В немецкой газете он увидел снимок Севастополя, снятый немцами с самолёта. Страшный снимок, весь город был разрушен. Дейнека отчётливо представил, как всё взлетает на воздух, как женщины и дети перестали смеяться. Поэтому и решил писать картину о своём любимом городе, которую назвал "Оборона Севастополя".

- Город-герой Севастополь находится на юго-западе Крымского полуострова, на побережье Чёрного моря. Это  незамерзающий морской торговый и рыбный порт, промышленный, научно-технический,  и культурно-исторический центр. В Севастополе расположена главная военно-морская база Черноморского флота Российской Федерации. (учитель показывает на слайде географическое расположение Севастополя)

- Что значит "оборона"? "Оборона" значит защита

(На слайде картина). 

- Посмотрите на картину. (Дети в течение минуты рассматривают картину).

  Она изображает один из боёв за Севастополь. На картине изображены две группы людей.

- Можете ли вы показать, где находятся защитники, а где враги? (ученик показывает указкой: слева – защитники, а справа – враги).

- Как вы догадались? Они по-разному одеты. У них разная форма.

- Кто защищает Севастополь? Какая форма у защитников? Чем они вооружены?

- Кто затрудняется, может воспользоваться опорными словами на доске:

моряки, фашисты, белая форма, немецкий солдат, тельняшка, зелёная форма, синий воротник, каски, бескозырка, винтовки со штыками, гранаты, танки, ручной пулемёт

- Какая форма у немцев? Чем они вооружены?

- Идёт сверхнапряжённый бой. Давайте рассмотрим, как художнику удалось это передать.

- Кого мы видим на переднем плане картины?

- Кто изображён слева от него?

- Рассмотрите внимательно выражения лиц моряков. Что можно сказать, глядя на них?

- Какие чувства они испытывают? Пользуемся опорными словами и выражениями: храбрые, смелые, на лицах не видно страха, суровый, зоркий взгляд, ненависть

- Кто ещё изображён на переднем плане картины? ( Немецкий солдат лежит вниз лицом, неподвижно, видны следы крови).

- Обратите внимание на моряка на втором плане картины. Что с ним произошло? (Он ранен. Моряк как бы приостановился, опустил голову, винтовку выронил из рук).

- Что ещё говорит о том, что идёт напряжённый бой? (Моряки и фашисты близко подошли друг к другу. Моряки готовы пронзить противника штыками).

- Как называется бой на ближнем расстоянии? (Такой бой называется рукопашным).

- Обратите внимание на задний план картины. Что мы видим? (Мы видим разрушенный город. Виден самолёт, обстреливающий город).

- Посмотрите в окно, какое сегодня небо? (Небо ярко голубое, безоблачное).

- Какое небо на картине? (Небо красное от взрывов и пожаров, валит густой чёрный дым).

- Наступления немцев всегда поддерживали фашистские самолёты. Иногда Севастополь обстреливали 200 – 250 немецких самолётов.

- Краски, цвета в картине помогают раскрыть её содержание. Какие краски преобладают в этой картине: светлые или тёмные? (На этой картине преобладают тёмные краски: серые, чёрные, тёмно -зелёные, коричневые).

- Такие краски создают тревожное, печальное настроение. Бой тяжёлый, но по лицам моряков мы видим, что они полны решимости победить врага.

- Понравилась вам картина? Чем?

- Кому посвятил её художник?

- Картина написана в 1942 году, почти за 3 года до Победы, но А.  Дейнека никогда не покидала уверенность в Победе, он верил, что фашисты будут разгромлены. Героически защищали севастопольцы свой родной город. Бои шли почти 8 месяцев или 250 дней. Но героев становилось всё меньше, и Советские войска были вынуждены оставить его. На катерах уходили черноморцы в открытое море. И моряк, что последний покидал Севастополь, взял с собою гранитный камень от разрушенного города. Он поклялся вернуть его только на свободный берег.

 

3). Слушание песни "Заветный камень". Композитор Б. Мокроусов, поэт А. Жаров.

- Наш земляк, композитор Борис Мокроусов и его друг, поэт Александр Жаров в годы войны служили на Черноморском флоте. Они были очевидцами этих событий, и, конечно слышали историю про моряка - севастопольца, которая стала легендой. Они сочинили песню. Вы, наверное, слушали её на уроке музыки.

(аудиозапись песни "Заветный камень". Муз. Б. Мокроусова, сл. А. Жарова, 1 куплет)

- Как называется песня?

- О чём рассказывается в этой песне? (В этой песне рассказывается о моряке, который последним покидал Севастополь. Он взял с собою гранитный камень от разрушенного города. Его раненного, умирающего подобрали друзья – моряки. Он завещал им этот камень. Поэтому песня называется "Заветный камень". Моряк, который взял  у умирающего матроса этот гранитный камень, поклялся, что вернёт его только на свободный берег, и слово сдержал).

- Песня сразу полюбилась и стала одной из самых любимых в годы войны. И каждый раз, когда мы слышим эту песню, она напоминает нам о стойкости и мужестве советских солдат в годы войны.

 IV. Первичное закрепление нового материала.

- С какими произведениями искусства мы познакомились на уроке?

- Какой жанр изобразительного искусства присущ картине А. Дейнека «Оборона Севастополя» (батальный, т.к. изображены военные сцены)

- В каком году написаны эти произведения?

- Кому посвятили авторы свои произведения?

V. Творческий проект  «Подарок ветерану».

а). Выбор темы и обоснование проекта.

- В День Победы мы поздравляем ветеранов войны, тех людей, которые завоевали для нас мирную жизнь, участвуя в локальных войнах, тружеников тыла.

- Давайте подумаем, каким образом мы сможем поздравить их? Что мы подарим им?  Сегодня на уроке мы изготовим поздравительную открытку. Готовую открытку вы подпишите и подарите на поселковом митинге 9 мая. Это будет нашим социальным проектом.

(учитель вывешивает образцы поздравительных открыток)   

б). Исследование проекта.

- Из каких элементов составлена открытка? (Открытка состоит из нескольких элементов:  рамка, георгиевская лента, гвоздика, звезда, рамка,  живописный рисунок лаврового венка).

- Это символы Победы. Красной звездой награждали героев войны; лавровые венки вручали с давних времён победителям; на ленту чёрно-жёлтого крепилась медаль "За взятие Берлина". Берлин - главный город Германии.

в). Альтернативные варианты проекта.

- Как расположены элементы открытки?  Сегодня вы будете немного и дизайнерами. Элементы и изображения на открытке можно будет расположить по - иному.

Учащимся предлагается воспользоваться шаблонами, приготовленными учителем.

г). Выбор оптимального варианта проекта. 

д). Выбор художественных материалов.

е). Самостоятельная работа.

 Учитель контролирует ход работы и при необходимости оказывает индивидуальную помощь учащимся.

д). Выставка и анализ проектов учащихся.

VI. Подведение итогов урока и оценивание работ учащихся.

- Еще раз назовите произведения искусства, с которыми мы познакомились на уроке?

- Какое практическое задание выполняли?

Учитель выставляет оценки тем учащимся, которые активно работали на уроке, закончили рисовать открытку, комментирует оценки.

 

VII. Домашнее задание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!