СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ИЗО "Свет и тень"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока ИЗО проводилась в 6 классе МБОУ "Славянская школа-детский сад". 

Просмотр содержимого документа
«Урок ИЗО_ 6 класс_Свет и тень»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Славянская средняя общеобразовательная школа-детский сад»









Урок изобразительного искусства в 6 классе

на тему: «Освещение. Свет и тень».





Выполнил:

учитель ИЗО

МБОУ «Славянская школа-детский сад»

Петислямов Ислям Илимдарович

















с. Славянское, 2016 год

Оглавление



Технологическая карта урока 3

Ход урока 7

Список используемой литературы 13

Приложение 14










Технологическая карта урока


Цели деятельности учителя

Формировать художественные знания о средствах выявления объема предмета для создания художественного образа, о месте и значении изобразительного искусства в жизни общества и человека, об особенностях творчества великих художников; знакомить с особенностями источников освещения

Тип урока

Формирование новых умений





Планированные образовательные результаты

Предметные: научатся принимать активное участие в обсуждении нового материала, определять понятия свет, блик, рефлекс; сравнивать объекты по заданным категориям, устанавливать причины выявления объема предмета, анализировать работы великих художников, использовавших выразительные возможности светотени, выполнять изображения геометрических тел с передачей объема.

Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации, определять способы достижения цели.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, осознают свои эмоции, контролируют их; проявляют познавательную активность; осознают свои интересы и цели.

Методы и формы обучения

Беседа с постановкой проблемы, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковой, практический, творческий поиск, игра; индивидуальная, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.artsait.ru

Оборудование

Бумага, карандаш, ластик, гуашь, кисть

Наглядно-демонстрационный материал

Репродукция картины М. Караваджо « Лютнист», настольная лампа, объемные геометрические тела, схема построения теней от солнца, таблица «Распределение света на геометрических телах»

Основные понятия и термины

Свет, блик, рефлекс, полутень; тон, тональные отношения





Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты ,задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приёмы работы

Формируемые умения (УУД)

1.Организа-

ционный

момент

Беседа с постановкой проблемы.

Демонстрирует разное освещение предмета. Задаёт вопрос.

Осмысливают цель урока. Знакомятся с источниками освещения.

Фронтальная.

Регулятивные: определяют цель и проблему. Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала.


2.Изучение нового материала (презентация).

Объяснительно-иллюстративный.

Частично-поисковый.

Показывает презентацию: «Освещение. Свет и тень». Знакомит с понятиями: светотень, свет, собственная тень, рефлекс, падающая тень. Показывает и анализирует картину художника Микеланджело Караваджо: «Лютнист».

Получают представление об освещении, как средстве выявления объёма предмета. Осмысливают понятия. Смотрят и учатся анализировать предложенную картину: «Лютнист».

Фронтальная.

Познавательные: анализируют новый материал, сравнивают объекты по заданным критериям, устанавливают причины выявления объёма предмета. Личностные: проявляют познавательную активность.

3. Творческая практическая деятельность

Практический. Творческий поиск.

Предлагает задание: выполнить натюрморт, контрастный по содержанию (светлые и тёмные тона).

Выполняют задание. Ищут свои пути решения учебной задачи

Индивидуальная.

Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации, определяют способы достижения цели.

4.Итог урока.

Рефлексия

Вопросы на повторение изученного материала.

Предлагает проанализировать изображение и правильно соотнести все градации светотени. Задаёт проблемный вопрос.

Рассматривают схемы, решают поставленную задачу.

Индивидуальная.

Коммуникативные: используют речевые средства в соответствии с ситуацией.

Регулятивные: оценивают конечный результат.

Материальное обеспечение: интерактивная доска, компьютер, электронная презентация, образец выполненной работы, альбом для рисования, карандаш, кисть, краски.

Учебные вопросы:

    1. Роль света и тени в передаче формы предмета.

    2. Виды освещения.

    3. Светотень в картине Микеланджело Караваджо «Лютнист».



















































Ход урока

  1. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку)

Посмотрите в окно, светит солнце. Я могу выключить и включить свет в кабинете. Нам постоянно нужен свет: естественный – солнце, луна, искусственный – созданный человеком. Свет и тень – очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.

Посмотрите, я буду светить на фигуры слева, справа. Буду приближать и отдалять от него свет. Видите, как изменяется предмет. А теперь выключим свет в кабинете. Осветим только некоторое пространство и включим свет. Видите, как менялась окружающая нас среда.

- Хотите узнать, как издавна использовали художники светотень в своих произведениях?

  1. Беседа учителя

  1. Введение в тему.

Зажегся свет. Мелькнула тень в окне.

Распахнутая дверь стены касалась.

Плафон качнулся. Но темней вдвойне

тому, кто был внизу, все показалось.

Была почти полночная пора.

Все лампы, фонари - сюда сбежались.

Потом луна вошла в квадрат двора,

и серебро и желтый свет смешались.

Свет засверкал. Намек на сумрак стерт.

Но хоть обрушь прожекторов лавину,

а свет всегда наполовину мертв,

как тот, кто освещен наполовину.

Иосиф Бродский

Условия видимости для человека создает свет. При изменении света меняется видимый образ освещенных предметов. Для художника свет – преобразующая сила. Под действием света даже самые обыденные предметы становятся более выразительными. Свет разделяет поверхность предмета на теневую и освещенную стороны (рис. 1).

Ребята, перед вами таблица «Распределение света на геометрических телах».

Освещенность предметов зависит от угла, под которым лучи света падают на объект. Если они освещают поверхность под прямым углом, то образуется самое светлое место на предмете, условно мы называем его свет. Где лучи лишь скользят, образуется полутень. В тех местах, куда свет не проникает,- тень. На блестящих поверхностях отражается источник света и образуется самое яркое место – блик. А в тенях виден отсвет от освещенных плоскостей, находящихся рядом – рефлекс. Тень на самом предмете называется собственная, а тень, которую он отбрасывает – падающая.



1 – собственная тень – неосвещенные или слабо освещенные участки объекта; 2 – полутень – место перехода от света к тени; 3 – рефлекс – оттенки в теневой части предмета, образованные лучами, отраженными от близко лежащих объектов; 4 – свет – поверхность наиболее ярко освещенная источником света; блик – самое светлое пятно на освещенной части предмета; 5 – падающая тень – тени на неосвещенной стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности - падающими.

Светотень в изобразительном искусстве - способ передачи объема предмета с помощью теней и света, важнейшее средство выразительности.

  1. Виды освещения.

Существуют несколько источников света: естественный, искусственный, смешанный. Освещение бывает направленным, рассеянным, комбинированным.

Направленное освещение. Примером направленного освещения являются прямые лучи Солнца в ясный погожий день. Такой тип освещения создает на предмете четкий свет, тени, а порой и блики. Блик – это отраженный свет, светлое пятно, точка на темном предмете. При направленном освещении освещается только поверхность объекта, обращенная к свету, остальные же поверхности остаются в тени. При помощи направленного освещения достигается чрезмерный контраст изображения.

Рассеянное освещение. Данный тип освещения создается при помощи солнечного света сквозь облака или туман, при помощи светильника и т.д. Рассеянный свет дает мягкое освещение, оно распределяется по поверхности объекта равномерно и одинаково. Тени и блики в этом случае отсутствуют. При помощи рассеянного освещения передается не только форма, но и цвет.

Комбинированное освещение. Такое освещение представляет собой синтез направленного и рассеянного света. Оно наиболее предпочтительно, так как имеет свойство образовывать полутени, которые создают впечатление объема предмета. При помощи комбинированного освещения изменяется яркость света.

Важно учитывать в творческой работе и положение источника света. Обратим внимание на выразительные возможности фронтального, бокового и контражурного освещений.

Фронтальное освещение – это когда источник света освещает объект прямо, так как находится перед ним (рис. 2). Такое освещение слабо выявляет детали.

Боковое освещение — такое направление освещения, когда источник света находится сбоку от объекта съемки и от фотографа (рис. 3). Лучи света как бы пересекают объект по горизонтали, порождая тени и придавая объекту объем и глубину. Такой способ хорошо подчеркивает контур объекта, но должен применяться аккуратно, чтобы не получить "односторонней" композиции, так как тени при таком способе освещения получаются длинным, а. все объекты освещены с одной стороны.

Рис. 3. Боковое освещение

Контражурное освещение возникает, если источник света находится за объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно когда на картине изображены деревья, вода или снег. В то время как фронтальное и боковое освещение призвано обратить внимание зрителя на текстуру и объем объекта, обратное подчеркивает его силуэт (рис. 3). Объекты, а особенно персонажи, освещенные таким образом, часто имеют таинственный или страшный вид.

Освещение также может быть простым, сложным, прямым или косым.

Степень освещенности того или иного объекта характеризуется таким понятием, как тон. Сильный тон показывает контрастные соотношения светлого и темного, слабый – мягкие соотношения светлого и темного.

Необходимо помнить, что при изображении всех типов свети и тени, изображение должно быть цельным.

  1. Выразительные возможности светотени в творчестве Микеланджело Караваджо.

Микеланджело Караваджо (настоящая фамилия - Мерзи), художник эпохи Ренессанса, умело использовал выразительные возможности светотени в своих репродукциях. Рассмотрим картину «Лютнист» (рис. 4). Картина была сотворена около 1595 года по заказу высокопоставленного покровителя Караваджо кардинала Франческо Марии Борбоне дель Монте. Сейчас ее можно увидеть в Санкт-Петербурге в Эрмитаже. В этой работе двадцатилетнего художника чувствуется подлинное мастерство в передаче формы, цвета и особенно светотени.

«Лютнист» - одна из первых картин Караваджо, в которой он использовал прием, когда источник света расположен за пределами картины (в данном случае, вверху слева). Темное полотно залито ровным рассеянным, чуть золотистым светом. Озаряя юношу и предметы на переднем плане, луч света теряется где-то в глубине, оставляя только косой след на стене и, тем самым, делая её почти реальной. 

Современники мастера назовут эту картину «подвальной». «Старые, уже набившие руку живописцы, напуганные новой модой, проклинали Караваджо и его манеру, заявляя, что он забился в погреб и не знает, как из него вылезти», – писал историк и теоретик искусства Беллори, имея в виду контрастное сопоставление освещенных и затемненных частей картины. Характерная светотень стала одним из самых мощных средств художественной выразительности в творчестве Караваджо. 

  1. Творческая практическая деятельность учащихся

Попробуйте гуашью нарисовать драматический по содержанию, напряженный натюрморт, в котором бы отразилась борьба света и тени. Гуашь возьмите контрастных цветов – белого и черного. Главная задача – отобразить виды освещения, которые меняют восприятие формы объекта.

  1. Подведение итогов урока

Учащиеся демонстрируют свои работы. Подводят итоги. Отвечают на основные вопросы по изученному материалу:

- Что такое светотень?

- Какие бывают типы освещения?

- Что такое контражурное освещение?

- Какую роль играет свет в живописи?



Список используемой литературы.



Учебно-методическое обеспечение:

        1. Баррингтон Барбер. Большой самоучитель рисования / Б. Баррингтон. – Ростов-на-Дону: Владис, 2015. – 304 с.

        2. Гинзбург Н. Как нарисовать натюрморт / Н. Гинзбург. – Москва: АСТ, Асрель, 2004. – 34 с.

        3. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс / под ред. Б.М. Неменского. - Москва: Просвещение, 2014. – 175 с.











Просмотр содержимого презентации
«Урок ИЗО_6 класс_Освещение. Свет и тень»

Освещение. Свет и тень.  Урок изобразительного искусства в 6 классе Выполнил: учитель ИЗО МБОУ «Славянская школа-детский сад» Петислямов Ислям Илимдарович 2016 год

Освещение. Свет и тень.

Урок изобразительного искусства в 6 классе

Выполнил:

учитель ИЗО

МБОУ «Славянская школа-детский сад»

Петислямов Ислям Илимдарович

2016 год

Виды освещения Направленное освещение Комбинированное освещение Рассеянное освещение

Виды освещения

Направленное освещение

Комбинированное освещение

Рассеянное освещение

Виды освещения Фронтальное освещение Боковое освещение Контражурное освещение

Виды освещения

Фронтальное освещение

Боковое освещение

Контражурное освещение

Картина «Лютнист» Микеланджело Караваджо Картина «Лютнист» (1571-1610 гг.) (около 1595 г.)

Картина «Лютнист»

Микеланджело Караваджо

Картина «Лютнист»

(1571-1610 гг.)

(около 1595 г.)

Распределение света на геометрических телах

Распределение света на геометрических телах

Освещённость предметов Собственная тень – неосвещенные или слабо освещенные участки объекта. Полутень – место перехода от света к тени. Рефлекс – оттенки в теневой части предмета, образованные лучами, отраженными от близко лежащих объектов. Свет – поверхность наиболее ярко освещенная источником света. Блик – самое светлое пятно на освещенной части предмета. Падающая тень – тени, отбрасываемые объектом на другие поверхности.

Освещённость предметов

Собственная тень – неосвещенные или слабо освещенные участки объекта.

Полутень – место перехода от света к тени.

Рефлекс – оттенки в теневой части предмета, образованные лучами, отраженными от близко лежащих объектов.

Свет – поверхность наиболее ярко освещенная источником света.

Блик – самое светлое пятно на освещенной части предмета.

Падающая тень – тени, отбрасываемые объектом на другие поверхности.

Вопросы для повторения Соотнесите цифры и градации светотени на рисунке: Собственная тень. Полутень. Рефлекс. Свет. Падающая тень.  2. Что такое светотень?  3. Какие бывают типы освещения?  4. Что такое контражурное освещение?  5. Какую роль играет свет в живописи?

Вопросы для повторения

  • Соотнесите цифры и градации светотени на рисунке:
  • Собственная тень.
  • Полутень.
  • Рефлекс.
  • Свет.
  • Падающая тень.

2. Что такое светотень?

3. Какие бывают типы освещения?

4. Что такое контражурное освещение?

5. Какую роль играет свет в живописи?

Используемая литература  Баррингтон Барбер. Большой самоучитель рисования / Б. Баррингтон. – Ростов-на-Дону: Владис, 2015. – 304 с.  Баррингтон Барбер. Большой самоучитель рисования / Б. Баррингтон. – Ростов-на-Дону: Владис, 2015. – 304 с.  Баррингтон Барбер. Большой самоучитель рисования / Б. Баррингтон. – Ростов-на-Дону: Владис, 2015. – 304 с.  Баррингтон Барбер. Большой самоучитель рисования / Б. Баррингтон. – Ростов-на-Дону: Владис, 2015. – 304 с. 2. Гинзбург Н. Как нарисовать натюрморт / Н. Гинзбург. – Москва: АСТ, Асрель, 2004. – 34 с. 3. Неменская Л.А. Изобразительное искусство в жизни человека: Учебник для 6 класса / под ред. Б.М. Неменского. - Москва: Просвещение, 2014. – 175 с.

Используемая литература

  • Баррингтон Барбер. Большой самоучитель рисования / Б. Баррингтон. – Ростов-на-Дону: Владис, 2015. – 304 с.
  • Баррингтон Барбер. Большой самоучитель рисования / Б. Баррингтон. – Ростов-на-Дону: Владис, 2015. – 304 с.
  • Баррингтон Барбер. Большой самоучитель рисования / Б. Баррингтон. – Ростов-на-Дону: Владис, 2015. – 304 с.
  • Баррингтон Барбер. Большой самоучитель рисования / Б. Баррингтон. – Ростов-на-Дону: Владис, 2015. – 304 с.

2. Гинзбург Н. Как нарисовать натюрморт / Н. Гинзбург. – Москва: АСТ, Асрель, 2004. – 34 с.

3. Неменская Л.А. Изобразительное искусство в жизни человека: Учебник для 6 класса / под ред. Б.М. Неменского. - Москва: Просвещение, 2014. – 175 с.

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!