СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ИЗО в 6 классе (2 вариант). Рисование мыльными пузырями «Радужная гусеничка».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие творческих способностей путём использования нетрадиционного приёма – рисования мыльными пузырями.

Задачи:

Образовательные:

  • учить детей выполнять действия согласно алгоритму;
  • знакомить с искусством выдувания мыльных пузырей;
  • знакомить с техникой рисования мыльными пузырями.

Коррекционные:

  • развивать координацию, внимание, память, мышление, мелкую моторику рук;
  • развивать умение последовательно  вести  работу.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к творческому процессу;
  • Воспитывать эстетические чувства.

Просмотр содержимого документа
«Урок ИЗО в 6 классе (2 вариант). Рисование мыльными пузырями «Радужная гусеничка».»

Урок ИЗО в 6 классе (2 вариант).

Рисование мыльными пузырями «Радужная гусеничка».

Пояснительная записка

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей с умственной отсталостью.

Она способствует:

  • развитию способности нестандартно мыслить;

  • готовности к активности творческого характера;

  • умению создавать креативные продукты собственной деятельности;

  • формированию эстетического отношения к миру.

А также развитию:

  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

  • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

  • внимания и усидчивости;

  • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

  • навыков контроля и самоконтроля.

Практическая значимость

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.

Новизной и отличительной особенностью по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью

Одна из техник - рисования мыльными пузырями необычайно проста и доступна детям. Это веселое, интересное и увлекательное занятие позволяет создавать яркие и оригинальные рисунки, не затрачивая особых усилий.

Рисование мыльными пузырями очень нравится детям. Рисунки получаются достаточно необычными. Taкой вид рисования полезен детям всех возрастов. Особенно такое занятие рекомендуют педиатры для обучающихся c умственной отсталостью. Занятие приносит детям следующую пользу: стимулирует развитие абстрактного мышления; обучает правильному цвeтoвocпpиятию. Благодаря использованию краски можно получать пузыри определённых оттенков. Это позволяет ребенку лучше воспринимать и различать цвета; тренирует воображение. Ребёнок рассматривает след от пузыря, думает, на что он похож; развивает творческие способности; мотивирует ребенка проявлять инициативу.

Цель: развитие творческих способностей путём использования нетрадиционного приёма – рисования мыльными пузырями.

Задачи:

Образовательные:

  • учить детей выполнять действия согласно алгоритму;

  • знакомить с искусством выдувания мыльных пузырей;

  • знакомить с техникой рисования мыльными пузырями.

Коррекционные:

  • развивать координацию, внимание, память, мышление, мелкую моторику рук;

  • развивать умение последовательно вести работу.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к творческому процессу;

  • Воспитывать эстетические чувства.

Оборудование:

  • Альбомные листы.

  • Трубочки для коктейля.

  • Разноцветный мыльный раствор в стаканах.

Планируемый результат

Предметные базовые учебные действия

Регулятивные:

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Следовать режиму организации учебной деятельности.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.
4. Определять план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5.Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия.
8. Оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения.

Познавательные:

1. Подробно и кратко пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план.
2. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
3. Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.
4. Выполнять задания по аналогии

Коммуникативные:

1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
2. Понимать тему высказывания.

3.Оформлять свои мысли в устной и речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
4. Участвовать в диалоге; слушать и понимать учителя, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.
5. Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Методы:

  • по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; игровой

  • по источнику знаний: словесный, наглядный, практический.

Приемы:

  • дидактические игры и упражнения:

  • составление целого из частей;

  • описание изображения;

  • анализ и сопоставление объектов;

  • выполнение задания по инструкции;

  • прослушивание звуков природы;

  • группировка объектов по определенным признакам;

  • демонстрация картины;

  • поощрения;

Принципы:

-доступности;

- наглядности;

-проблемности;

-активности и сознательности.

Виды современных здоровьесберегающих технологий, применяемых в процессе коррекционного занятия:

  • Приветствие - создание и поддержание на уроке благоприятного психологического климата. Заряд положительных эмоций, позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание, наладить психологический контакт между учителем и учениками.

  • Релаксация. Цель: вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

  • Гимнастика для глаз. Цель: снять усталость глаз и служить в качестве профилактики развития близорукости.

  • Дыхательная гимнастика «Надувание воздушных шариков». Цель: способствовать развитию дыхания детей.

  • Артикуляционная гимнастика:

Игра «Подуем в трубочку». Цель: тренировать длительную, направленную посередине языка воздушную струю.

Игра «Фокус». Цель: научить направлять воздушную струю посередине языка.

  • Физкультминутка «Мыльные пузыри» Цель: снятие локального утомления и общего воздействия на усталый организм.

  • Пальчиковая гимнастика «Упражнение с пробками». Цель: активизировать работоспособность головного мозга, центры развития речи, развивать ручную умелость, снять напряжение, скоординировать движения с речью, способствовать умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.

  • Игра «Что лишнее». Цель: научить классифицировать предметы по существенному признаку, находить лишнее. Развитие мышления и внимания.

  • Игра «Покажи цвет». Цель: формировать умение различать и называть цвет предмета.

  • Самомассаж - массаж, выполняемый самим ребёнком Цель: развитие мелкой моторики рук, улучшения координации произвольных движений, восстановления ослабленных мышц, снятия излишнего напряжения.

  • Динамическая пауза (видеофизминутка). Цель: обеспечить кратковременный активный отдых, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии.

  • Су –Джок терапия. Цель: Коррекция развития речи путем активизации речевых зон мозга. Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук.

На протяжении всего занятия использовались технологии: воздействия цветом, музыкального воздействия и сказкотерапии.

Введение элементов здоровьесберегающих технологий позволяет усилить здоровьесберегающую направленность урока, сохранить уровень здоровья обучающихся с ОВЗ и повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.

Данный конспект урока может быть использован учителями, узкими специалистами, работающими с детьми с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Ход занятия

Приветствие:

Учитель: Я здороваюсь везде - дома и на улице,
Даже «Здравствуй» говорю я соседской … (курице). Ребёнок показывает «крылышки» Здравствуй, солнце золотое! Показывает солнце.
Здравствуй, небо голубое! Показывает небо.
Здравствуй, вольный ветерок! Показывает «ветерок».
Здравствуй, маленький дубок! Показывает «дубок».
Здравствуй, Утро! Жест вправо.
Здравствуй, День! Жест влево.
Нам здороваться не лень! Разводит обе руки в стороны.

Организационный момент

(звучит музыка «Сказочная страна»).

Учитель: О чём эта песня? А ты хотел бы попасть в такую маленькую волшебную страну? Я могу тебе помочь. И не только сходить в гости, но самим побыть волшебниками. Согласен?

Релаксация

Учитель: Сядь поудобнее, расслабься, закрой глаза, дыши ровно и глубоко, слушай мой голос. (Звучит расслабляющая, спокойная музыка.)

Представь, что «…Мы с тобой садимся на волшебный ковёр-самолёт; ковёр плавно и медленно поднимается, несёт нас по небу, тихонько покачивает; ветерок нежно обдувает нас, … Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озёра… И вдруг – перед нами необычная радуга – это ворота в волшебную страну. Первый цвет – голубой. Голубой приятно ласкает в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощутим эту свежесть. Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Зеленый цвет – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета, если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше. И вот, нас встречает хозяйка сказочного королевства - Волшебница - повелительница мыльных пузырей. Всему миру дарит она свое волшебство. Взмахнет волшебной палочкой и по всему свету разлетаются разноцветные мыльные пузыри. Вот она махнула волшебной палочкой и превратила нас всех в мыльные пузыри.

Глубоко вдохнем воздух носом, представим что наш живот – это воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь, тем больше шарик. А теперь выдыхаем ртом, чтобы воздух улетел из шарика. Не торопимся, повторяем. Дышим и представляем себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдыхаем ртом, как будто воздух выходит из шарика. Сделаем паузу, сосчитаем до пяти. Снова вдыхаем и наполняем легкие воздухом. Выдыхаем, почувствуем, как воздух выходит через легкие, горло, рот. Дышим и чувствуем, как мы наполняемся энергией и хорошим настроением. Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся»
Учитель:  Вот мы с тобой в волшебной стране, стране Волшебных мыльных пузырей. А вы знаете, что мыльные пузыри любят превращаться? Опускаясь на землю в лесу, они превращаются в животных и птиц, опускаясь в воду – в рыб и морских животных, оказавшись на полянке – в цветы и насекомых. Хочешь и ты побыть волшебником? Я превращу тебя в маленького волшебника.

Гимнастика для глаз

Учитель: Сейчас я своей волшебной палочкой буду рисовать в воздухе, а ты внимательно следи за палочкой одними глазами и мы с тобой вместе скажем волшебные слова 3 раза:

«Друг другу улыбнись,

В волшебника преврати сь!

Учитель: Отлично! Ты теперь – волшебник!

Учитель: Что должно быть у каждого волшебника? (волшебная палочка). Но где же нам их взять? Придумала, давай, волшебные палочки у нас будут – трубочки для коктейля. С их помощью можно тоже творить волшебство. И скажу тебе по секрету, я уже попробовала их волшебную силу и посмотри, что у меня получилось (рассматривание готовых работ с техникой изображений мыльными пузырями). Хочешь попробовать, а я тебе немножко помогу, ведь ты пока только учишься волшебству. А ты умеешь пускать мыльные пузыри? (ответ). Для того, чтобы надувать пузыри мы с тобой должны вначале потренироваться.

 

Дыхательная гимнастика «Надувание воздушных шариков».

Инструкция: ученик надувает воздушный шар, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот, с разной интенсивностью.

Артикуляционная гимнастика:

Игра «Подуем в трубочку». Инструкция: сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание, губы вытянуть в трубочку, язык просунуть между ними, свернуть его и подуть в получившуюся трубочку. Далее дуем на узкую полоску бумаги, расположенную по направлению воздушной струи. Необходимо следить, чтобы выдох проводился ребенком плавно, длительно, не надувая щек.

Игра «Фокус». Инструкция: рот приоткрыть, язык «чашечкой» высунуть вперед и приподнять, как бы потянуться к носу. Плавно, но сильно подуть на ватку, лежащую на кончике носа. Следить за тем, чтобы выдох проводился на язык, а не на губы. Далее можно усложнить упражнение, отодвигая ватку с кончика носа на спинку.

Учитель: Молодец! Так как ты пока только учишься, я тебя буду учить создавать красоту с помощью мыльных пузырей.

Мыльные пузыри – переливающиеся всеми цветами радуги, всегда вызывают улыбку и восторг. Это очень интересная техника, она порадует и понравится и детям и взрослым. Можно не только дуть, но и делать их цветными, переносить на бумагу, рисовать удивительные рисунки, изготавливать аппликации.

Для работы сегодня нам понадобится: вода в баночке, жидкое моющее средство, гуашь, пищевые красители, бумага, трубочки для коктейля, ложечка. Мы соединили воду, жидкое моющее средство и гуашь, и получили волшебный раствор для рисования мыльными пузырями. Проверь своё рабочее место, все ли готово к работе.

Учитель: Перед работой давай немного отдохнем.

Физкультминутка «Мыльные пузыри

Мы надуем все пузырь – дует на ладони, сложенные вместе

Мыльный и воздушный – разъединяет ладони, держат кончики пальцев вместе

В небо быстро он взлетит – поднимает руки вверх

И разгонит тучки - машет руками из стороны в сторону

Побежим мы по дорожке, захотим его догнать – бежит на месте

Но пузырь летит так быстро - надо покружиться на месте

И его нам не поймать - разводит руки в стороны

 

Пальчиковая гимнастика «Упражнение с пробками»

Инструкция: берёшь пластмассовые крышки от бутылок и надеваешь их на указательные и средние пальцы как обувь. И «идёшь пальцами, как ножками, не отрывая «Обувь» от поверхности стола.

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперёд шагнули.

И пошли по переулку

На весёлую прогулку.

Пальцы – словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

Учитель: Молодец, давай приступать к работе. Перед тобой стоят стаканчики с волшебной водой, с помощью которой ты будешь рисовать. Какого они цвета? (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый)

 

Игра «Что лишнее».

Учитель: Сейчас я проверю, внимательный ты или нет. Ты закрываешь глаза, а я что-то поменяю в этих стаканчиках, уберу или добавлю. Ты должен ответить, что не правильно (ответ).

Учитель: Молодец, ты очень внимательный . Скажи мне, какие правила нужно соблюдать при работе с мыльными пузырями? Почему? (техника безопасности. в картинках на доске)

1. Мыльную жидкость нельзя пить!

2. Дуть следует от себя

3. Не допускать попадания раствора в глаза

Учитель: На столе у тебя лежат шаблоны волшебной гусеницы. Мы с тобой должны окрасить ее в разные радужные цвета, методом накладывания мыльной пены на рисунок. Посмотри внимательно на рисунок, определи, в какой цвет ты будешь окрашивать свою гусеницу.

Игра «Покажи цвет».

Инструкция: показать нужный цвет.

Учитель: Какой из этих цветов тебе нравится больше?

- Покажи мне какого цвета трава летом?

- Какого цвета ягода малина?

- Какого цвета небо?

- Какого цвета банан?

- Какого цвета слива?

- Какого цвета огурец?

- Какого цвета помидорка?

- Какого цвета цыпленок?

- Какого цвета море?

- Какого цвета лягушка?

- Какого цвета виноград?

- Какого цвета арбуз?

- Какого цвета сыр? (Ответы)

Учитель: Молодец, всё правильно. Итак, начинаем творить волшебство.

Берем трубочку для коктейля и начинаем пенить раствор (дуем в трубочку, чтобы пузыри поднялись в баночке). Поднявшиеся пузыри ложкой выкладываем на листе. 

Практическая работа 5 – 7 минут

Самомассаж.

Инструкция: массируем пальцы руки от основания к ногтю по внешней и внутренней стороне, начиная с большого:

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

этот пальчик для того, чтоб показывать его.

этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал!

(после массажа кисти рук интенсивно растираются, а затем встряхиваются.)

Практическая работа 5 – 7 минут

Динамическая пауза (видеофизминутка )

Практическая работа 5 – 7 минут

Су – Джок терапия

Инструкция: ученик повторяет слова и выполняет действия с шариком в соответствии с текстом:

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Итоги:

Учитель: Вот и получилось у нас настоящее волшебство, настоящее чудо – волшебные гусеницы обрели цвет и очень рады и счастливы. Молодец, ты такой замечательный волшебник, такие чудесные рисунки у тебя получились.

Учитель: Ну а теперь мой маленький волшебник, пора возвращаться обратно .Скажем вместе с тобой:

«Вокруг себя повернись,

Друг - другу улыбнись,

Из волшебника в ребёнка превратись

И дома очутись

Учитель: тебе понравилось наше путешествие?

Покажи мне цвета раствора в стаканчиках:

Если не понравилось, то покажите стаканчик с синим раствором,

Если понравилось, то покажите стаканчик с красным раствором

Учитель: Что было для тебя самым интересным? Трудным? Легким?

Во что превратились наши пузыри? Спасибо за работу!