Урок изобразительного искусства в 6 классе.
Тема урока: Рисование драпировки.
Цель занятия:
- Формирование умения лепить тоном и цветом складки драпировки различных форм;
- Развитие объемно-пространственного мышления при анализе конструкции складок драпировки;
- Формирование культуры творческой личности.
Цели обучающие –
- научить выполнять рисунок задрапированной ткани;
- научить выполнять светотеневую моделировку формы складок;
- научить передавать материальность драпировок штриховкой.
Цели воспитания –
- содействовать воспитанию чувства вкуса при работе тоном над изображением складок тканей;
- содействовать воспитанию культуры ведения длительных зарисовок с натуры и по представлению.
Цели развития –
- развивать собственную манеру подачи тонового рисунка;
- способствовать развитию чувства гармонии при выполнении графических работ;
Учебные задачи:
(для учащихся)
1. Компоновка драпировки в формате листа.
2. Построение конструкции складок драпировки и плоскости, на которую она опирается.
3. Выявление и передача тональных отношений в постановке.
4. Передача тоном освещенности и объема складок.
5. Передача цельности и выразительности драпировки.
Оборудование:
(для учителя):
Презентация к уроку; драпировка, закреплённая на доске; картинки по теме урока, лист формата А3 на доске, угольные карандаши.
(для учащихся):
Альбом, карандаши простые, карандаши угольные, клеёнка на столы, влажные салфетки.
Ход урока:
1.Организационный момент – приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
2.Объяснение нового материала:
Учащимся необходимо найти определение «Драпировки» в интернете.
Драпировки —
1) ткани на дверях, окнах, стенах и потолках для украшения и/или разделения пространства;
2) занавеси на дверях, окнах, стенах и потолках из тканей и бахромы для украшения и разделения пространства помещений.
Вывод:
Драпировка — это ткань, наброшенная на предмет или закрепленная на плоскости в одной или нескольких точках, спадающая вниз и образующая различные складки.
С драпировками связан весь наш быт. Это шторы, накидки, скатерти, одежда и т.д. Они являются составной частью натурных постановок и не только служат фоном, но и органично входят в постановку.
Ткань не имеет четкой стабильной формы и принимает форму того предмета, на который она накинута. Если ткань спускается с предмета или с иной точки опоры, то она образует различного вида складки — драпируется. Для грамотного рисования складок нужно правильно определить их пластику, поэтому необходимо знание основ формообразования.
Можно выделить следующие виды складок: вертикальные (прямые), диагональные (косые), радиальные (лучевые). Эти виды складок дают различные сочетания.
Структура и форма складок зависит от пластических свойств тканей.
Спадая вниз, плотные и жесткие ткани дают крупные, монолитные, рельефные складки, а современные рыхлые шерстяные и полушерстяные ткани образуют более мягкие складки меньшего размера. Ткани из натурального шелка дают мягкие, легкие, мелкие складки.
Мне хотелось бы рассказать вам небольшую историю:
Когда-то давно, складки составляли совсем иным образом, не как мы себе
Представляли. Брали кожу, она ломалась совершенно по-другому и с помощью кожи создавались многие драпировки, тех красивых парчовых тканей у средневековых художников. А также помимо кожи еще окунали драпировку в клей и она после этого фиксировалась, давала возможность очень долго иметь совершенно неизменные складки.
В большинстве случаев драпировка используется в портретах, натюрмортах, в одежде фигуры человека.
Приступая к рисунку драпировки, надо стремиться как можно яснее выявить характер складок материала. В форме любой складки можно выделить наиболее выступающую поверхность и поверхность наибольшей глубины, мысленно разделить форму на составляющие ее плоскости, таким образом, провести конструктивный анализ формы.
Драпировки систематизируются по подвижности: подвижные по типу раздвигания; неподвижные по количеству сторон крепления ткани: на одну и две точки.
У ткани, прикреплённой за одну точку, складки, вертикально направленные вниз, принимают клинообразную форму.
Мы сегодня работаем с неподвижной драпировкой, прикреплённой за две точки.
Рисуя ткань, закрепленную в двух точках опоры на вертикальной плоскости, прежде всего, необходимо проследить, как образуются складки.
Главные складки идут от опорных точек вертикально вниз и имеют вид конусов, а между ними образуются дугообразные складки.
При рисовании складок на ткани, закреплённой на двух опорных точках, следует учитывать излом в местах наибольшего провисания дугообразных складок.
В рисовании драпировки сохраняется та же последовательность, что и в предыдущих учебных рисунках: после общей компоновки на листе намечаем направление складок, строим форму, состоящую из выпуклых и углубленных частей ткани; далее приступаем к выявлению формы складок при помощи светотени и цвета. При тональной разработке складок штрих лучше всего класть по форме их движения, а в углублениях — вдоль натяжения поверхности ткани.
3.Практическое задание урока:
(«Передача формы складок»)
1.Определяем расположение драпировки на листе (формат – А4);
2. Компонуем изображение на листе;
3.Строим поверхность (стол, стул и др.), на которой расположена ткань;
4.Намечаем опорные точки драпировки, к которым направлены ее складки;
5.Легкими штрихами устанавливаем направления этих складок;
6.Намечаем также складки свободно лежащего материала;
7.Намечаем второстепенные складки.
8. Покрываем штрихом самые темные места драпировки: тени в рисунке помогают увидеть объем предметов;
Следует избегать слишком мелких складок, затрудняющих работу над рисунком.
4.Оценка работ учащихся:
При завершении практических работ учащиеся ожидают отметок. В некоторых случаях стоит несколько «переоценивать» отдельные слабые работы. Поощрение стимулирует творческую активность.