СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок изобразительного искусства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изобразительного искусства на тему :  Картина-пейзаж. На данном уроке была поставлена цель: изобразить пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением (радостный или грустный, мрачный или нежный, певучий).

Просмотр содержимого документа
«Урок изобразительного искусства»

Класс: 3

Тема года: Искусство вокруг нас

Тема четверти: Художник и музей

Тема урока: Картина-пейзаж

Цель: Изобразить пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением (радостный или грустный, мрачный или нежный, певучий).

Задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

-Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-Формирование эстетических чувств, художественно- творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

-Формирование эстетических потребностей (потребностей и общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

-Формирование умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Направленные на достижение метапредметных результатов:

-ПУУД: овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

-ПУУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

-РУУД: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-РУУД: умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

-КУУД: Формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

-КУУД: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

Направленные на достижение предметных результатов:

- Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства;

-Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.);

-Знать имена крупнейших русских художников- пейзажистов;

-Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением;

-Выражать настроение в пейзаже цветом.

Зрительный ряд: пейзажи А. К. Саврасова, И.И.Шишкина, И.И.Левитана, А.И. Куинджи

Литературный ряд: стихи о природе А.Пушкина, З.Александровой, М.Лермонтова.

Музыкальный ряд:

Оборудование для учителя: компьютер, проектор, экран, презентация;

картины о природе на доске.

Материалы для учащихся: краски, кисточки, палитра, альбомные листы, баночки с водой,






Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

В этом столбце на каждом из этапов подробно пишите действия и слова учителя

Деятельность учащихся

В этом столбце на каждом из этапов подробно пишите действия и слова детей

УУД

Пишите, какие УУД формируются на данном этапе

Методы обучения, КРР

  1. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Организационный момент).

Здравствуйте, ребята! В это солнечное утро я шла к вам на первый урок и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.

Улыбкой ясная природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса.

Еще прозрачные леса,

Как будто пухом зеленеют.

Приветствуют учителя.

Приветствуют друг друга.

Л1

Формирование готовности восприятия учебного материала

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (УМЕНИЙ).


- Ребята, чем вы занимались на прошлом уроке? Какая тема была у вас? Что вы можете рассказать?

Отвечают на вопросы.

Р1

Беседа

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ОПЕРАЦИОННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ЭТАП.

3.1 Выход на тему урока. Постановка проблемы.

«Открытие» детьми нового знания.

-Ребята, внимательно посмотрите на доску и скажите:

О чём мы сегодня будем говорить на уроке?

-Как можно назвать все эти репродукции?

А кто мне скажет, что такое пейзаж?

-Действительно, пейзаж – это один из видов живописи, который предполагает изображение природы в разных её состояниях.

Если видишь на картине,

Нарисована река,

Живописные долины

И дремучие леса,

Белокурые березки

Или старый крепкй дуб,

Или вьюга, или ливень,

Или солнечный денёк.

Нарисованный быть может

Или север, или юг.

И любое время года

Мы в картине разглядим.

Не задумываясь, скажем:

Называется пейзажем!

Итак, пейзаж – это изображение природы .

- Посмотрите на картины художников и определите какие здесь лишние и почему?

Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16-17в. пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. В то время особенно славились пейзажи голландских художников. Прекрасные пейзажи были созданы в 19 веке.

- Ребята, кто- нибудь может мне из вас назвать художников этого времени?

-Верно, это художники- А. К. Саврасов, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, А.И. Куинджи – их картины природы содержательны и поэтичны. Художник- пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту, свое отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое, грустное и тревожное.

- А вы наблюдали за природой? Замечали ее красоту и настроение?


А как меняется? Что вы наблюдали?

-Когда дождь-природа хмурится, когда солнце – радуется.

Предлагаю вам прочитать стихотворения о природе.

-О каких настроениях природы писали поэты? С какими бы работами художников вы их соотнесли и почему?

А теперь давайте посмотрим на какие поджанры делится жанр пейзажа ( см. презентацию).

Сельский (рисуются поля, деревенские дома)

Городской (изображение различных улиц, видов города, домов.)

морской. (рисуются виды моря) он ещё называется маринисткой, а художники – маринисты и другие

-

Сегодня на уроке мы любовались различными уголками нашей необъятной страны - России. Природа на её территории сильно меняется: есть могучие леса и бескрайние степи, горы, моря и океаны. Через всю страну бегут полноводные реки. Светлыми лентами вьются дороги. Бескрайние просторы полей и они разноцветные: одно с голубизной от васильков, на другом золотиться рожь. Прозрачные берёзовые рощи или непролазная чаща. Всё это мы можем увидеть на картинах художников. Однако мало нарисовать холмы, деревья, реки, облака и тучи. Настоящий художник умеет почувствовать и понять настроение природы. Она видится ему живой - радостной или грустной, ликующей, спокойной или тревожной.

- Дети также очень любят рисовать пейзажи. Вот посмотрите, как у них это получается.

- Давайте присмотримся к изображениям и определим настроение представленных пейзажей.

-Ребята, у природы постоянно меняется настроение. Представим, что мы на улице. Зима, холодно. Потрите ваши ладошки, чтобы они не мёрзли. Теперь весна, и звенит капель. Постучите слегка кончиками пальцев. Наша капель перерастает в дождь, стучим пальчиками громко-громко. А теперь лето, небо ясное и светит солнышко. Сожмите ладони в кулачок и разожмите. Но снова дождь, уже осень, и опала листва. Соберём её граблями, ладошками поскребём по парте и приступим к работе.



-О природе


-Пейзаж



-Пейзаж – это один из видов живописи, который предполагает изображение природы в разных её состояниях.

















Отыскивают лишние картины, аргументируя свою точку зрения















-Это художники, такие как Левитан, Шишкин!











-Да. Природа бывает разная. Настроение ее меняется от времени года.

Когда дождь – то все вокруг темно, мрачно. Когда солнце - настроение радостное, веселое.


Читают стихи.


Высказывают своё мнение, аргументируя точку зрения.
























Рассматривают рисунки

Высказывают своё мнение

Выполняют движения

Л2




























П2

Предм2










Предм 3
























К1

П1














К2

Л3












Предм 1

Беседа

Создание проблемной ситуации

Демонстрация


3.2. Подготовка к реализации замысла. Выбор метода решения проблемной ситуации.

А теперь давайте вы создадите свой пейзаж. Но прежде чем начать вы мне ответите на вопрос:

- Как правильно построить композицию пейзаж?

-Ребята, чтобы нарисовать пейзаж, для начала вспомним порядок его создания.

Повторение порядка работы над пейзажем:

1.Выбор уголка природы. Работа выполняется с натуры или по представлению.

2.Работа начинается с наброска карандашом.

3.Делим плоскость листа на 2 части: небо и землю.

4.Используем 2 закона: линейной и воздушной перспективы.

Законы перспективы.1. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно. 2. Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные – неопределенно. 3. На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних.4. Все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся нам объемными, все дальние – слабо выражены светотенью и кажутся плоскими.

5. На цвет предметов в пространстве влияет воздушная среда, чем дальше, тем больше.

6. В зависимости от времени года или смены частей суток изменяется и цветовая палитра.

- Теперь закройте глаза и представьте пейзаж, на котором будет передано любимое время года и настроение.




-Провести линию горизонта, изображения первого плана больше, чем изображения, находящиеся дальше






























Закрывают глаза



3.3. Реализация замысла. Самостоятельная практическая работа учащихся


При необходимости помогает детям

Рисуют пейзажи

Предм4,5

Практическая работа

4.ОЦЕНОЧНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. САМООЦЕНКА ДЕТЬМИ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

-Ребята, предлагаю вам организовать собственную выставку и показать другим свои удивительные пейзажи.

- Как называют художников, рисующих природу?

Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, что же вы узнали нового.

Задаёт вопросы.

-Всем спасибо за урок! Досвидания!

Выставляют свои рисунки, описывают изображённое на других работах.



Отвечают на вопросы

Р1

Предм1

Л3

К1

Самооценка





1.НА СОЛНЫШКЕ СОГРЕЛАСЬ ЕЛЬ,

ПОДТАЯЛА СОСНА,

ИДЁТ АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ, В ЛЕСУ У НАС ВЕСНА.

ПО СНЕГУ КАПЕЛЬКИ СТУЧАТ:

"ПОДСНЕЖНИК, ХВАТИТ СПАТЬ!"

А ШУБКИ БЕЛОК И ЗАЙЧАТ

С УТРА МОКРЫ ОПЯТЬ.

З. Александрова

2.УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!

ПРИЯТНА МНЕ ТВОЯ ПРОЩАЛЬНАЯ КРАСА -

ЛЮБЛЮ Я ПЫШНОЕ ПРИРОДЫ УВЯДАНЬЕ,

В БАГРЕЦ И ЗОЛОТО, ОДЕТЫЕ ЛЕСА.

А.С. Пушкин

3.ЛИСТЬЯ В ПОЛЕ ПОЖЕЛТЕЛИ,

И КРУЖАТЬСЯ И ЛЕТЯТ;

ЛИШЬ В БОРУ ПОНИКШИ ЕЛИ

ЗЕЛЕНЬ МРАЧНУЮ ХРАНЯТ:

М.Ю. Лермонтов

4.ПОД ГОЛУБЫМИ НЕБЕСАМИ,

ВЕЛИКОЛЕПНЫМИ КОВРАМИ,

БЛЕСТЯ НА СОЛНЦЕ СНЕГ ЛЕЖИТ.

ПРОЗРАЧНЫЙ ЛЕС ОДИН ЧЕРНЕЕТ,

И ЕЛЬ СКВОЗЬ ИНЕЙ ЗЕЛЕНЕЕТ.

И РЕЧКА ПОДО ЛЬДОМ БЛЕСТИТ

А.С. Пушкин


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!