Конструкт урока изобразительного искусства
ПМ.01 ««Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»»
Студентки группы 36
Константиновой Владиславы Максимовны
Дата: 4.03.2020
ОУ: МАОУ СОШ № 38
Класс: 2 «А»
Учитель: Мишурова Оксана Викторовна
Методист: Попова Ирина Сергеевна Подпись____________
Предмет: изобразительное искусство
УМК: Школа России
Тема урока: «Что такое ритм линий?»
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий
Планируемые результаты:
Личностный - проявляют эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, природе, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
Метапредметный - демонстрируют: регулятивные УУД (способность к волевому усилию, умение рационально строить творческую деятельность, организовать свое место); коммуникативные УУД (умение вести диалог, отвечать на вопросы учителя с полнотой и точностью); познавательные УУД (овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением анализировать, выделять главное, обобщать);
Предметный : имеют представление о ритме линий, их видах, умеют наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональные состояния, умеют передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости, умеют обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
Изобразительный: изображают весенний пейзаж используя ритма линий
Технический: совершенствуют графические навыки, знают при этом используемые материалы (простой и цветные карандаши)
Цветовой: умеют подбирать цвет при изображении весеннего пейзажа, учитывая ритм линий
Композиционный: умеют располагать изображение на листе бумаги, учитывая пропорции, размер, симметрию, совершенствуя композиционные навыки
Цель: формировать умение чувствовать и определять ритм линий посредством изображение весеннего пейзажа
Задачи:
Воспитательная: способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, природе, способности к художественному познанию мира, умения применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности Развивающая: развивать: регулятивные УУД (способность к волевому усилию, умение рационально строить творческую деятельность, организовать свое место); коммуникативные УУД (умение вести диалог, отвечать на вопросы учителя с полнотой и точностью); познавательные УУД (овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением анализировать, выделять главное, обобщать);
Образовательная: познакомить с понятием ритм линий, их видах, развивать умение наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональные состояния, научить передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости, обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
Изобразительная: изображают весенний пейзаж используя ритм линий
Техническая: совершенствовать графические навыки, знают при этом используемые материалы (простой и цветные карандаши)
Цветовая: научить использовать цвет при изображении весеннего пейзажа.
Композиционная: развивать умение располагать изображение на листе бумаги, учитывая пропорции, размер, симметрию, совершенствуя композиционные навыки
Принципы обучения и воспитания:
Принципы обучения:
Принципы воспитания:
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
Методы организации самостоятельной деятельности:
-
Методы получения новых знаний: беседа, объяснение, организация наблюдения
-
Методы выработки учебных умений и накопления опыта: практическая работа.
-
Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа.
Методы стимулирования познавательной деятельности:
-
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение, художественное слово.
-
Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием, формирование готовности к восприятию.
Методы воспитания:
-
Методы формирования социального опыта: педагогическое требование, объяснение .
-
Методы осмысления социального опыта: беседа, объяснение.
-
Методы стимулирования деятельности и поведения: создание ситуации успеха.
Организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Дидактические средства:
· альбом;
· простой карандаш;
· цветные карандаши;
· ластик.
План урока:
1. Организационно-мотивационный этап (2 мин)
2. Актуализация знаний (4 мин)
3. Выявление проблемы (6 мин)
4. Решение проблемы (7мин)
5. Физминутка (1 мин)
7. Самостоятельная работа (15 мин)
8. Рефлексия учебной деятельности (5 мин)
Итог: 40 минут
Список использованных источников:
-
Начальное общее образование: федеральный государственный образовательный стандарт [Текст]: сб. нормативных материалов. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 160 с. – (Современное образование).
-
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2013. — 223 с.
-
Аксенова, Н. И. Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий [Текст] / Н. И. Аксенова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 94-100.
-
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (Учебник «Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс» Е.И.Коротеева [и др.]; под ред. Б.М. Неменского.
-
Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 2 класс: рабочая тетрадь / Н.А. Горяева [и др.]; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.
-
Коротеева, Е.И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов начальной школы / Е.И. Коротеева. - М.: Просвещение, 2009.
-
Изобразительное искусство. Рабочие программы. И38 Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева и др.]; под ред. Б.М. Неменского. -5-е изд. – М.:Просвещение, 2015
Макет доски |
Проектор | Дата Классная работа ТЕМА | Задачи: Критерии: |
Ход урока
Этапы урока | Методы, приемы | Деятельность учителя и обуч-ся | Планируемый результат |
1. Организационно-мотивационный этап Задача: Создать устойчивую положительную мотивацию каждого ученика к познавательной, практической коммуникативной деятельности. А также формировать: Регулятивные УУД: способность к волевому усилию, организовать свое место. Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог | | - Ребята, здравствуйте, меня зовут Владислава Максимовна, сегодня урок технологии проведу у вас я. Предлагаю поприветствовать друг друга, встаньте, пожалуйста, рядом со своей партой. - Проверьте, чтобы у вас на парте был альбом, простой карандаш, цветные карандаши, ластик (у детей в классе есть шкаф с дополнительными материалами к урокам ИЗО, на всякий случай, я беру с собой свои простые карандаши, цветные карандаши и ластики, листы) - Хорошо, сначала садятся тихо девочки, а теперь также тихо мальчики. | Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД: способность к волевому усилию, организовать свое место. Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог |
2.Актуализация опорных знаний Задача: обеспечить включение обучающихся в совместную деятельность по определению цели урока и способов ее достижения. Актуализировать личностный опыт учащихся Формировать у обучающихся: коммуникативные УУД (умение вести диалог, отвечать на вопросы учителя с полнотой и точностью) | | - Ребята, кто мне может сказать тему прошлого урока? (Тихие и звонкие цвета) Кому что больше всего запомнилось? Предлагаю проверить ваши знания с помощью игры. На слайде будут показаны цвета, если я покажу на тихие, то ваша задача – поставить одну руку на локоток, а если цвет звонкие, тогда широко мне улыбнитесь. ( показываю 8 цветов, 4 тихих и 4 звонких, проверка ранее полученных знаний) - Очень хорошо, почти все знают, что такое тихий цвет, а что такое звонкий, но для того, чтобы узнать, что мы с вами будем изучать сегодня, предлагаю вам выполнить необычное задание | Обучающиеся демонстрируют: коммуникативные УУД (умение вести диалог, отвечать на вопросы учителя с полнотой и точностью) регулятивные УУД (умение планировать собственную деятельность) |
3. Выявление проблемы. Постановка цели и задач Задача: Совместно с обучающимися выйти на тему урока, выявить проблему и цель, поставить задачи урока для ее достижения А также формировать у обучающихся: развивать: регулятивные УУД (способность к волевому усилию, умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия); коммуникативные УУД (умение вести диалог, отвечать на вопросы учителя с полнотой и точностью); | | - Сейчас ваша задача – послушать музыкальную композицию и сказать, игру какого музыкального инструмента вы услышали? (звучит музыка и ритм барабанов) - Какой музыкальный инструмент вы услышали? (барабан) - А какую роль зачастую барабаны в музыкальной композиции? (отбивают ритм) - Ребята, а знаете ли вы жанр музыкального искусства, где барабаны часто отбивают один и тот же ритм? (марш) - Где мы можем встретить марш? (на парадах) - А чем марш отличается от других танцев? (шаги одинаковой длины и четко отбивают один и тот же ритм) - Тогда кто может мне сказать, что такое ритм? (ритм – это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки. Явления ритма окружают нас повсюду. В МУЗЫКЕ) -Ребята, представляете, ритм бывает не только в музыке, но и изобразительном искусстве. - Ребята, тогда как вы думаете какая тема урока? (Что такое ритм линий?) - Обратите внимание на доску, там представлен план урока, но не обычный, а зашифрованный, даю вам минутку посовещаться с соседом и предположить, чем мы займемся на уроке
? 1. 2. 3. 4. - Какую задачу мы будем выполнять в начале урока? Что бы вы хотели узнать? (Узнать, что такое ритм линий в изобразительном искусстве) - А что мы будем делать дальше? Почему именно лупа? Лупа – символ анализа и рассматривать новое? Что можем анализировать и рассматривать в этой теме? (ритм линий) Где можем его проследить? (в картинах художников) - Приступая к третьей задаче, что мы будем делать, если изображены цветные карандаши? (нарисовать изображение с помощью ритма линий (про весну хочу поговорить позже, чтобы сами вышли на нее) - Как вы думаете, что мы должны будем сделать, чтобы решить четвертую задачу? (оценить работы) Мы поставили задачи на урок, а для чего мы это сделали? (для того, чтобы поэтапно их выполнять, узнавать новое и верно нарисовать ритм линий) | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (способность к волевому усилию, умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия); коммуникативные УУД (умение вести диалог, отвечать на вопросы учителя с полнотой и точностью); |
4. Решение проблемы Задача: познакомить обучающихся с понятием «ритм линий», с видами ритмов и проанализировать ритмы на картинах известных художников Образовательная: познакомить с понятием ритм линий, их видах, развивать умение наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональные состояния, обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; А также развивать: регулятивные УУД (способность к волевому усилию, умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей); коммуникативные УУД (умение вести диалог, отвечать на вопросы учителя с полнотой и точностью) | -
Организация наблюдения -
Беседа -
Объяснение -
Иллюстрация | Для того, чтобы решить 1 задачу узнать что такое ритм линий, я предлагаю вам обратить внимание на слайд, у каждой линии свой ритм. - Если в музыке ритм – это повторение звуков, тогда что будет повторяться в изобразительном искусстве? (линии) - Как и в марше будут линии одинаковые или совсем разные в одном ритме? (одинаковые) - Ритм линий – это чередование похожих между собой элементов. Травы создают ритм спокойного движения Стройные березки тянутся вверх, их стволы создают свой ритм Ветер обдувает пески, они создают ритм волнистых линий – змеек. - Линии бывают совершенно разные и у каждой свой характер. Первая линия – спокойная, она только что проснулась и никуда не спешит. Вторая линия – прыгучая. Третья линия – зубастая. Четвертая линия – хитрая. Пятая линия непостоянная, или прерывистая. Шестая линия – больная. Она очень плохо себя чувствует. - Какая линия тебе нравится больше всего? Почему? - Ребята, какую задачу мы с вами решили? (первую) Переходим к решению 2 задачи. Что мы должны сделать? (проанализировать картины) - Ритм линий бывает совершенно разный, предлагаю увидеть ритм линий и на картинах известных художников. 1. Посмотрите на репродукцию картины Исаака Ильича Левитана. Как бы вы ее назвали? Картина называется «Большая вода». Какие чувства, настроение вызывает у вас эта картина? К какому жанру изобразительного искусства относится? (пейзаж)Какой ритм линий мы можем здесь пронаблюдать? (деревья и их отражение на воде) 2. Автором следующей картины является Саврасов Алексей Кондратьевич. Название которой – «Грачи прилетели» Какое настроение пытается передать автор? Нравится ли вам эта картина? Чем? Что изображено на картине? К какому жанру изобразительного искусства относится? (пейзаж) Какой ритм линий вы видите? Что его создает? (деревья) 3 . А что изображено на этой картине? Как вы думаете, что является главным на картине? К какому жанру изобразительного искусства относится? (пейзаж) Какое название подходит для этой картины? Данная репродукция картины Крыжицкого Константина Яковлевича под названием «Ранняя весна». Какой ритм линий мы можем здесь пронаблюдать? (деревья и водоем) - Решили ли мы вторую задачу? - Все картины абсолютно разные, но что же их объединяет? (на них изображен весенний пейзаж) - Верно, как вы думаете, почему я подобрала именно эти репродукции картин, с чем это связано? Какое время года недавно наступило? (весна) - А как мы понимаем что наступила весна? (птицы поют, солнце светит, теплеет) - Верно, а что происходит со световым днем? (он увеличивается) - Как вы думаете, что мы сегодня будем рисовать? (весенний пейзаж) | Предметный : имеют понятие о ритме линий, их видах, умеют наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональные состояния, умеют обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (способность к волевому усилию, умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей); коммуникативные УУД (умение вести диалог, отвечать на вопросы учителя с полнотой и точностью) |
-
Самостоятельная работа Задача: организовать самостоятельную работу при изображении весеннего пейзажа с помощью ритмов линий Образовательная: научить передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости Изобразительный: изображают весенний пейзаж с помощью ритма линий Технический: развивать умение работать с цветными карандашами, штрихами, ритмом линий, знают при этом используемые материалы (альбомный лист А4, простой и цветные карандаши) Цветовой: научить использовать цвет и ритм линий при изображении весеннего пейзажа. Композиционный: развивать умение располагать изображение на листе бумаги, учитывая пропорции, размер, симметрию. И развивать: познавательные УУД (овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением анализировать, выделять главное, обобщать); | | - Ребята, сегодня мы рисуем весенний пейзаж. - Какое время года изображено на пейзаже, как вы это поняли? (почки, проталины на земле) - Что изображено на картине? (весенний пейзаж, ручей, деревья, кусты) - Чем изображен весенний пейзаж? (цветными карандашами) НА ДОСКУ ВЫВЕШИВАЕТСЯ СХЕМА - Что мы нарисуем в первую очередь? (линию горизонта) - Что нарисуем затем? (ручей) - И в конце мы нарисуем дерево. Это обязательные части нашего пейзажа, но вы можете проявить творческие способности и дорисовать что-нибудь по желанию. - Ребята до того, как мы начнем рисовать, давайте обсудим за что мы его будем оценивать. -
Композиция: соответствует ли изображение масштабу листа, правильное расположение изображаемые предметов. -
Аккуратность: использование меньшее количество воды, для того чтобы лист не размок, краски на рисунки не смешались -
Творчество: творческий подход к выполнению рисунка КРИТИЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВЫВЕШИВАЮТСЯ НА ДОСКУ -Ребята, перед тем как приступить к рисованию, предлагаю вам провести физминутку. Солнце, солнце высоко! Нам от солнышка тепло, Тает снег от лучей, Звонко побежал ручей, Вы за ручейком бегите Лужи все перешагните Отлично, садитесь. Теперь наш организм готов к творческой работе. - При рисовании не забывайте соблюдать все критерии. - Ребята, положите перед собой альбом и расположите его горизонтально, откройте чистый лист, возьмите в руки простой карандаш. Начинаем рисовать линию горизонта, глазками разделите лист горизонтально пополам и чуть выше половины нарисуйте горизонтальную линию. Теперь нарисуем ручей, он течет с горизонта и поэтому еле виден, а приближаясь к нам мы рисуем его шире. У нас получилось 2 берега, на них рисуем две березы на одном береге и на другом. Сейчас нарисуем ель и несколько кустов. Не забывайте, что у нас весенний пейзаж и на березах и кустах распускаются почки. Приступаем к штриховке цветными карандашами. Берем в руки голубой карандаш и штрихуем небо горизонтальными штрихами, небо у нас имеет спокойный ритм линий. Для того, чтобы раскрасить берега возьмите в руки зеленый и коричневый карандаш. Выполняйте такие же горизонтальные штрихи, оставляйте не закрашенное пространство – это нерастаявший снег. Затем раскрасьте деревья и кустарники с растущими почками. Теперь возьмите голубой и синий карандаш, приступаем к самостоятельному раскрашиванию ручья. Если вы хотите быстрый и журчащий ручей, тогда придайте вашим линиям резкий и динамический ритм, а если вы хотите спокойный ручей, тогда ритм линий будет спокойным и равномерным. - У вас есть 2 минуты, чтобы закончить вашу картину. Кто закончил – руку на локоток. Какую задачу мы сейчас выполнили? А какую еще не решили? Обменяйтесь рисунками с соседом по парте, оценим работы друг друга. У вас на парте табличка с критериями, поставьте напротив каждого критерия или плюс, или минус, если данный критерий отсутствует. Композиция | | Аккуратность | | Творчество | | | | Если 3 + оценка 5 2+ оценка 4 1 + оценка 3 - Обменяйтесь с соседом по парте рисунками и поставьте плюсы в соответствии с критериями. - У кого «5» и «4»? Молодцы - У кого «3» и «2»? Что у вас не получилось? Я надеюсь, что в следующий раз у вас все обязательно получится. | Предметный: научить передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости Изобразительный: изображают весенний пейзаж с помощью ритма линий Технический: развивать умение работать с цветными карандашами, штрихами, ритмом линий, знают при этом используемые материалы (альбомный лист А4, простой и цветные карандаши) Цветовой: научить использовать цвет и ритм линий при изображении весеннего пейзажа. Композиционный: развивать умение располагать изображение на листе бумаги, учитывая пропорции, размер, симметрию. Демонстрируют: познавательные УУД (овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением анализировать, выделять главное, обобщать); |
-
Рефлексия учебной деятельности Задача: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности на уроке Развивать: регулятивные УУД (способность к волевому усилию); коммуникативные УУД (умение вести диалог, отвечать на вопросы учителя с полнотой и точностью); | | - Ребята, мы с вами выполнили все задачи? Урок подходит к концу. …, перечисли какие ритмы линий запомнил? Кто согласен – руку на локоток. Какой характер линий запомнил? - Посмотрите на слайд, я предлагаю вам закончить предложения: Я узнал… Мне было интересно… Мне понравилось… Я бы хотел… - Молодцы! Я очень рада, что вы узнали много нового сегодня. Мне очень понравилось с вами работать, вы были внимательными, аккуратными, самостоятельными! - Я благодарю вас за активную работу, правильные ответы - Спасибо большое за урок! Можете прибрать ваше рабочее место, урок ИЗО закончен. | Демонстрируют: регулятивные УУД (способность к волевому усилию); коммуникативные УУД (умение вести диалог, отвечать на вопросы учителя с полнотой и точностью); |