Урок изобразительного искусства с использованием метода стилизации
Программу составила: Логинова Т.М.
Учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ№4 «с углубленным изучением отдельных предметов г. Усинска»
План - конспект урока
Предмет: Изобразительное искусство;
Класс: 7 класс;
Тема урока: Дизайн обложки журнала;
Тип урока: Урок совершенствования знаний: крое - повторение, урок самостоятельных работ;
Вид урока: Смешанный урок;
Методы ведения урока: Метод стилизации;
Время проведения урока: 45 мин;
Цель урока: Развить у учащихся навыки дизайна и художественного выражения через создание обложки журнала с использованием метода стилизации.
Задачи:
Образовательная:
Обновить и закрепить ранее полученные знания о принципах композиции, цветовой гаммы и использования шрифтов в дизайне;
Ознакомить учащихся с видами стилизаций и научить ими пользоваться;
Привить учащимся навыки самоконтроля и трудолюбия в процессе длительной работы над проектом;
Развивающая:
Стимулировать творческий подход к созданию уникального дизайна обложки;
Сформировать у учащихся навык анализа и оценки визуальной информации.
Воспитательная:
Развивать у учащихся понимание важности аккуратного и добросовестного выполнения творческих заданий, формируя чувство ответственности;
Воспитывать уважение к различным стилистическим решениям и подходам к дизайну;
Формировать эстетическое восприятие и культуру дизайна у учащихся, развивая их чувство стиля и вкуса.
Используемое оборудование:
Оборудование учителя: Презентация, Обложки как примеры оформления, пособия с видами стилизаций, доска, мел, проектор, ноутбук;
Оборудование ученика: Альбомы, маркеры, краски (любые на выбор), карандаши, ластики, чёрные ручки.
Структура урока:
Организационный момент (1 мин);
Актуализация знаний (3 мин);
Вводная беседа: Постановка цели (2 мин);
Изучение нового и повторение пройденного материала (15 мин);
Практическая работа (20 мин);
Итог работы, повторение пройденного материала (2 мин);
Рефлексия, оценка работ, выставка (2 мин);
Завершение урока (1 мин).
Организационный момент (1 минута);
Поприветствовать учеников и проверить их готовность к уроку. В случае, если у ученика чего -то не хватает - помочь материалами, в сиду своих возможностей.
- Доброе утро, ребята! Проверим все ли у нас готово к уроку? Сегодня вам понадобятся: Альбомы, маркеры, краски (любые на выбор), карандаши, ластики, чёрные ручки. Если у вас чего -то не хватает - поднимите руку и скажите, чего, я поделюсь тем, что у меня есть.
Актуализация знаний (3 минуты);
С помощью способа актуализации «Визуальный ряд» необходимо заинтересовать и вовлечь учащихся. С помощью проектора выводим на доску презентацию у которой на первом слайде - несколько изображений разнообразных обложек журналов. Учащиеся должны определить, что изображено на фото и как эти изображения связаны с темой урока.
- Ребята, взгляните на доску, что изображено на данных картинках?
(Учащиеся выдвигают предположения: на данных картинках изображены журналы; на фото изображены обложки журналов)
- Все верно, изображения действительно показывают обложки различных журналов. Как вы думаете, для чего обложки делают такими?
(Обложки делают такими, чтоб люди покупали журналы, обложки делают такими, чтоб можно было понять, о чем будет тот или иной выпуск журнала и т.д.)
-Каждый из вас прав, ребята! Дизайн обложки действительно важен и нужен для всех, перечисленных вами целей. Без обложки - журналы, книги, буклеты - не были бы так привлекательны для нас, как для покупателей
Вводная беседа, постановка цели (2 минуты);
Необходимо задать наводящие вопросы, для того чтоб учащиеся самостоятельно могли определить тему урока.
- Итак, исходя из нашего с вами разговора и ранее пройденных, на предыдущих уроках, тем скажите, какая тема урока у нас сегодня? Как вы думаете, чем мы будем заниматься?
(Тема урока - Обложка; Обложка журнала; Создание обложки журнала)
-Да, все ваши предположение верные! Тема нашего занятия: «Дизайн обложки журнала». Запишите данную тему себе в тетради. Ранее мы с вами уже изучали шрифты в дизайне, композицию и колористку. Сегодня же мы с вами посмотрим на методы стилизации и попробуем создать свою собственную обложку для журнала.
Изучение нового и повторение пройденного материала (15 минут);
Преподаватель проверяет знания учащихся полученные на предыдущих уроках с помощью опросом по темам.
- Мы с вами уже обсудили, что ранее мы уже изучали темы, связанные с дизайном. Так мы прошли с вами «Шрифт в дизайне», «Композиция», «Колористика». Кто может рассказать какие типы шрифтов мы с вами уже изучили? Чем они отличаются друг от друга?
(Антиквы, гротески, брусковые, рукописные и декоративные. Антиквы – контрастные шрифты с тонкими засечками, гротески – без засечек, брусковые – с толстыми засечками, рукописные – имитирующие письмо от руки, декоративные - художественно оформленные.)
- Приведите примеры использования каждого типа шрифта.
(Антиква – фестивали, выставки, книгопечатание, журналы и т.д.; Гротески – заголовки, баннеры и т.д., так как основной текст набранный ими читается плохо; Брусковые – реклама, логотипы, обложки книг и т.д.; Рукописные – подарочные этикетки, рекламные посты, реклама цветочных, ногтевых сервисов, сервисов красоты; Декоративные – для заголовков или акциденций).
-Все верно, давайте освежим наши знания по теме композиции. Расскажите, какие существуют виды композиции?
(Существует три вида композиции: фронтальная, объемная и глубинно – пространственная. Но такое разделение условно, так как на практике виды композиции сочетаются друг с другом.)
-Все верно, скажите, а что такое цветовая композиция? Дайте определение данному понятию.
(Цветовая композиция – совокупность цветовых пятен (на плоскости, объёмной форме или в пространстве) организованных по какой – либо закономерности и рассчитанных на эстетическое впечатление.)
- Вы молодцы! На все вопросы ответили верно. А теперь давайте перейдем к теме нашего сегодняшнего урока, которая поможет нам в создании собственной обложки журнала. (Преподаватель включает заранее подготовленную презентацию). Стилизация – это упрощение или усложнение какого – либо предмета или изображения. Упрощенность – главная черта стилизованного объекта. Чтобы стилизовать рисунок, нужно отобрать основные, характерные черты изображаемого предмета. Стилизация играет важную роль в дизайне, так как она создает уникальный и привлекательный внешний вид для бренда, продукта или сервиса. Стилизация помогает отличить бренд от конкурентов, создавать эмоциональную связь с аудиторией и передавать ценностное предложение. Существует 4 основных типа стилизации: Визуальная, концептуальная, культурная и историческая стилизация. Разберем каждое из них подробнее. Визуальная стилизация – относиться к использованию цветов, шрифтов, текстур и других визуальных элементов для создания уникального стиля. Концептуальная стилизация – основана на идее или концепции, лежащей в основе бренда или продукта. Культурная стилизация – связана с культурными традициями, историей и символикой определенной страны или региона. Историческая стилизация – основана на исторических стилях, таких как арт – деко, арк – нуво, минимализм и т.д. А что на счет видов стилизаций? Их существует великое множество. Сегодня мы разберем с вами 5, а остальные, которые я вам назову – необходимо рассмотреть дома. Дать им определение, найти примеры применения. А также примеры внешнего вида. Конечно, видов стилизаций существует более 10, если захотите можете написать и о большем количестве. Итак, разберем следующие виды стилизаций: Минимализм, максимализм, ретро – стиль, футуризм, органический стиль, техно – стиль, эклектический стиль, люкс-, кибер- и иронический стиль. Разберем несколько из них, которые помогут нам в создании обложки сегодня.
Минимализм – характеризуется простотой, чистотой и ограниченным использованием элементов. (Необходимо показать слайд с примерами минимализма) Возник в середине ХХ века как реакция на избыточность и сложность, присущие многим художественным и архитектурным направлениям того времени. Основными характеристиками минимализма являются – Простота форм (стремление к простым, чистым линиям и геометрическим формам. Избегаются сложные детали и украшения), ограниченная палитра (цвета часто нейтральные и спокойные (белый, черный, серый и пастельные оттенки) благодаря которым создается гармония, помогающая лучше воспринимать изображение. Яркие цвета используют для акцентов.). Функциональность (Каждый элемент имеет свою функцию.); Пространство (Акцент ставится на свободное пространство на листе. Это дает элементам «дышать» и создает ощущение открытости и легкости.); Отсутствия излишеств (минимализм отвергает ненужные украшения и детали. Всякий элемент, который не выполняет функциональную или эстетическую роль , может быть исключен). Применение минимализма: Графический дизайн (логотипы и рекламные материалы), веб дизайн (сайты с чистыми макетами, минимальным количеством текстов и изображений, которые направляют внимания на ключевые действия), интерьеры ( простые и функциональные пространства).
Максимализм – противоположен минимализму, характеризуется обилием элементов, текстур и деталей. Стремится к созданию визуально динамичных и эмоционально насыщенных пространств или объектов. Основными характеристиками максимализма являются следующие: Изобилие деталей (Максималистичный дизайн включает множество элементов, что создает сложные и многослойные визуальные эффекты.) яркая цветовая палитра ( Используются яркие и насыщенные цвета. Комбинации контрастных оттенков помогают создать эффектный и запоминающийся дизайн; Смешение стилей (Приветствуется эклектичность.) , Текстуры и узоры (Наложение узоров и разнообразных графических элементов. Это все придает дизайну уникальность и проработанность.); Эмоциональная насыщенность (Данный стиль стремиться вызвать яркие эмоции и впечатление у зрителей , создавая запоминающиеся образы.) Примеры появления максимализма: Мода, графический дизайн, интерьеры.
Эклектический стиль – это подход, который сочетает в себе элементы различных стилей, эпох и культур, создавая уникальные и разнообразные композиции. Данный стиль позволяет дизайнерам экспериментировать и комбинировать разные визуальные языки, что приводит к созданию оригинальных и выразительных композиций. Основными характеристиками данного стиля являются: Смешение стилей (Активно используются элементы различных стилей. На примере энто может быть как сочетание мебели, так и использование различных узоров и текстур); Разнообразие материалов (При использовании различных материалов создается интересный контраст и визуальный эффект ); Яркие цвета и узоры ( Стиль использует смелые цветовые палитры и разнообразнее узоры, что помогает создавать динамичные и запоминающиеся пространства);Индивидуальность (Создание персонализированного индивидуального пространства за счет сочетания различных по стилистике предметов, узоров и т.д.); Творческий подход ( Стиль включает в себя нестандартные, креативные решения. Позволяется экспериментировать с формами, цветами и объектами создавая неожиданные сочетания).Применяется данный стиль в : Моде , интерьерах, дизайне.
Ретро – стиль – это направление, основанное на вдохновении из прошлых эпох, часто ассоциирующееся с эстетикой 20- го века. Этот стиль активно использует элементы атрибуты и визуальные коды, характерные для периодов 1920 – 80 –х. Основными характеристиками стиля стали: Цветовая палитра ( Используются яркие цвета и подбираются в соответствии с характером эпохи , от насыщенных тонов 70-х до приглушенных 50-х.); Формы и линии ( Преобладают геометрические формы, плавные линии и ярко выраженные силуэты. К примеру, дизайн мебели 60-х. отличается округлыми формами, а в 70-х появляются более угловатые и экстравагантные элементы); Материалы (Используются материалы отражающие ретро эпоху – кожа, металл, дерево и т.д. ); Графика и шрифты (Активно используются дизайн и шрифты отселяющиеся к логотипам и упаковкам прошлых десятилетий); Декор (Включают в себя старинные фотографии, плакаты, винтажные аксессуары и предметы). Данный стиль находит свое отражение почти во всех аспектах жизни: Игры, музыка, графический дизайн, одежда и т.д.
Футуризм – художественное и культурное движение, возникшее в начале 20 века, стремящееся отразить динамику, скорость и технологический прогресс, характерный для современности. Он был частью более широкого культурного движения, которое охватывало литературу, живопись, архитектуру и другие формы искусства. Основные характеристики футуризма в дизайне следующие: Движение и динамика (Такие дизайны часто включают в себя элементы передающие ощущение скорости и энергии. Используются диагональные линии, асимметричных форм и повторяющихся узоров); Технологические мотивы (Подобные дизайны вдохновлены новыми технологиями – автомобилями, самолетами и машинами. Это отражается в использовании металлических и стеклянных материалов); Яркие цвета и контраст (Данный стиль использует смелые и яркие цвета и контрастные сочетания, что подчеркивает энергетику и современность); Инновационные материалы ( В футуризме используются новые материалы, такие как пластик, металл и стекло, что позволяет создавать легкие и воздушные конструкции); Интеграция искусства и дизайна ( Футуризм стремится к слиянию различных видов искусства, включая живопись, скульптуру и графику, что позволяет создавать комплексные и многослойные произведения). Дизайнеры стремятся к тому, чтобы форма следовала функции, что означает, что эстетика не должна мешать практичности. Существует еще множество стилей: Органический стиль, техно- стиль, люкс – стиль, кибер - стиль, иронический стиль. Ознакомитесь с ними самостоятельно, а мы переходим к практическому заданию.
Практическая работа (20 минут);
Преподаватель дает задание на создание обложки к модному – подростковому журнала в одной, из ранее озвученных, стилистик. Ребята могут использовать любые цветные материала, как краски, так и графические материала. Они должны учесть и использовать материал, который был пройден на прошлых занятиях ( самостоятельно подобрать подходящий шрифт для заголовка и новостей, использовать правила композиции и правила коллористики. ) В случае, если у учащихся самостоятельно не получается что – либо сделать – необходимо помочь каждому ученику индивидуально разобрав с ним сложные моменты.
- Ребята, как мы и говорили ранее, сегодня вам необходимо создать обложку для журнала. Продумайте обложку для журнала подростковой моды используя все те знания, что получили при изучении раздела «Дизайн». То есть вы должны самостоятельно подобрать шрифт, составить композицию, подобрать цвета и освещение, которые вы будете использовать в своей работе. Не стесняйтесь обращаться ко мне за помощью, если у вас что – то не получается.
Преподаватель может включить в презентацию примеры хороших обложек, созданных детьми/ просто примеры обложек.
Итог работы, повторение пройденного материала (2 мин)
Учитель объявляет о окончании самостоятельной работы. Повторение изученного ранее материала.
-Что такое стилизация?
- Стилизация – это упрощение или усложнение какого – либо предмета или изображения.
- Какие основные способы стилизации существуют?
- Существует 4 основных типа стилизации: Визуальная, концептуальная, культурная и историческая стилизация.
- Чем характеризуется минимализм?
- Минимализм – характеризуется простотой, чистотой и ограниченным использованием элементов.
Отметить правильные ответы и учеников, отвечавших и дополнявших ответы.
Рефлексия, оценка работ и выставка ( 2 минуты )
Организация выставки обложек журнала. Совместный анализ рисунков учащихся у доски. Выставление оценок. Несколько работ желающих анализируют с классом.
Покажите самую, на ваш взгляд, удачную работ.
Вопросы для рефлексии:
- Все ли у вас прилучилось сделать?
-Что показалось вам тяжелым/легким в сегодняшней работе?
- Понравилось ли вам работать над созданием собственной обложки журнала?
Завершение урока ( 1 минута )
Сегодня на уроке вы потрудились очень хорошо, все молодцы, справились с поставленной задачей. Всем спасибо, урок окончен.