СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок изобразительного искусства "Искусство Гжели" 5 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-путешествие в мир искусства, который познакомит обучающихся с гжельской керамикой, историей ее происхождения, особенностью росписи, разнообразием форм посуды.

Просмотр содержимого документа
«Урок изобразительного искусства "Искусство Гжели" 5 класс»

Изобразительное искусство 5 класс

Урок №10

Тема урока: Искусство Гжели

Цель урока: 
-Дать    учащимся представление о гжельской керамике, разнообразии ее форм, особенности росписи;
-Способствовать    развитию    эстетического    восприятия,    формировать    умения декоративного творчества, навыки коллективной работы;
-Воспитывать интерес к народному творчеству, любовь к родине, ее истории и культуре.
Задачи урока:
личностные:
- создавать условия для   раскрытия интеллектуальных возможностей детей;
 -работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
метапредметные: 
-воспитывать наблюдательность, способность видеть прекрасное  в искусстве народных промыслов и жизни;
предметные:
- сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.
-осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.
-осваивать приемы гжельского кистевого мазка - «мазка с тенями».
-cоздавать композицию росписи в процессе практической творческой работы

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесный, практический.

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование и материалы:

Для учителя:


  • Презентация «Гжельская роспись»

  • Видео «Гжель моя старинная»

  • Мультимедийное оборудование: ПК, проектор, экран;

  • Гжельская керамика и иллюстрации с ее изображением, таблицы с элементами гжельской росписи;

  • Алгоритм последовательности выполнения розы;

  • Технические средства: записи народной музыки.

Для учащихся:

  • Раздаточный материал по теме урока: образцы посуды, заготовки под роспись из бумаги, краски, кисти, палитра, вода.

  • Алгоритм последовательности выполнения розы для каждого ученика.
    План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.;

  2. Актуализация опорных знаний- 3 мин.;

  3. Сообщение темы и цели урока- 3 мин.;

  4. Мотивация учебной деятельности – 1 мин.;

  5. Объяснение нового материала:
    беседа об истории развития гжельской керамики (работа учащихся с текстом); знакомство с основными мотивами и элементами росписи – 10 мин.;

  6. Организация практической деятельности – 1 мин.;

  7. Практическая деятельность учащихся -18 мин.;

  8. Организация выставки коллективной работы – 1 мин.;

  9. Итог урока – 2 мин.
    Ход урока

1.Организационный этап.
( Проверка готовности учащихся к уроку)

Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.

2.Введение в тему урока.

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых!

Кувшины и кружки – быль или небыль?

Изделия рук золотых!

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпение –

Русская звонкая гжель.

-О каком народном промысле говорится в эпиграфе? (гжель)

- Можете ли вы назвать тему сегодняшнего урока? ( Гжель)

3.Сообщение темы и цели урока.

-Действительно, сегодня мы с вами будем говорить о промысле Гжель.
(Видео «Гжель моя старинная»)

4 Изучение нового материала.
а)Откуда же появилось это удивительное искусство?      

«Легенда о происхождение Гжели»

В далёкой стране, где всегда царит лето, у одного купца была жена. В её саду росло много красивых роз разного цвета - и белые, и красные, и розовые.

Вот однажды собрался купец за товаром в разные страны. Собирая в дорогу мужа, жена дала ему розу и попросила  беречь её: «Она никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя!» - сказала она. И купец уехал.

Он долго путешествовал и заехал в Россию. А у нас холодная зима. Роза от мороза не завяла, а просто посинела.

Когда гжельские мастера увидели эту необычную розу, очень удивились и захотели нарисовать её на своей посуде. Купец же вернулся домой и подарил жене красивую расписную посуду с синей розой.

Так появилась гжель.

-Ребята, хотите попасть в мастерскую Гжелевских мастеров?

Сейчас я вам предлагаю совершить заочную экскурсию. мы отправляемся в село Гжель, которое находиться в Раменском районе Московской области. (Презентация «Гжельская роспись» 1- 8стр.)

- Итак, мы с вами побывали в мастерской Гжели.

- В чем же секрет сказочной гжелевской посуды? Как же ее делают?

- Давайте рассмотрим внимательно изделия Гжели. Из какого материала создаются изделия?( фарфор)

- Какие основные цвета в росписи? (белый и синий).

 Белый цвет - цвет начала, символ абсолютной тишины, абсолютного ничто -предвестника рождения нового. Сохранившееся в русском языке выражение «весь Белый Свет» раскрывает суть мифа о сотворении мира из белого света, белого, в котором содержится все богатство многоцветия мира. Каждый год мы, как и древние люди, можем воочию увидеть возврат мира к своему началу — это происходит, когда зима в одно мгновение преображает землю, укрывая ее белым снегом, стирая грани предметов и пространства.

- А ещё какой цвет?

Синий цвет Древняя символика цвета рождалась в ритуале, молитве, где все было взаимосвязано, прежде всего цвет (одежда, раскраска тела) и движение (танец, пантомима).Древние представления лучше всего сохранились в отношении синего цвета, который у древних был символом Мировой (божественной) Вертикали, соединяющей высоту неба и глубину моря-океана, символом неземного мира, символом замедления жизнедеятельности. Отсюда понятия: голубые (т. е. неземные) мечты, голубая (т. е. божественная) кровь, синяя птица (неземная мечта) и т. д.

-Как получают мастера эти цвета?

-  Обожжённую заготовку изделия вручную расписывают тёмным кобальтом.  Затем изделие окунают в глазурь и вновь ставят в печь. При высокой температуре глазурь становится прозрачной и блестящей, а тёмный кобальт приобретает множество оттенков синего цвета.

-Какой орнамент используют  художники? (геометрический, растительный.).

-Гжельская роспись делиться на 3 вида:

1. Растительный орнамент - это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты цветов. Это Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза.

2. Геометрический. Прежде всего, это шашечки – вдоль бортика,  также гжельские сетки (в виде ели, «капельки», «жемчужинки», «усики»). 

3. Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж.
(Презентация «Гжельская роспись» 9-11 стр.)

В основе всей гжельской росписи лежит – завиток. Это основные элементы гжельской росписи.
Внимательно рассмотрите форму мазка. Тоновой переход от тёмно-синего к светлому, получается за счёт того, что мастер набирает краску лишь на одну сторону кисти. И мастер мазками рисует какой-либо узор.

Обратите внимание, что самым излюбленным узором в гжельской росписи является – роза. Но бывает, что самой розы нет, а есть только лепестки.

(демонстрационные таблицы на парте)

- Сегодня на уроке, я предлагаю вам, попробовать себя в роли художников гжельской росписи

Прежде чем, приступить к работе, давайте разогреем наши пальчики.
Физическая минутка (разминка для пальчиков)

«Гномики-прачки»

Жили-были в домике

Дети сжимают и разжимают кулачки.

Маленькие гномики: Токи, Пики, Лики, Чики, Микки.

Загибают пальчики, начиная с большого.

Раз, два, три, четыре, пять,

Разгибают пальчики, начиная с мизинца.

Стали гномики стирать:

Трут кулачки друг о друга.

Токи - рубашки, Пики - платочки, Лики - штанишки,

Чики - носочки.

Микки умница был,

Всем водичку носил.

Загибают пальчики, начиная с больших.

Проверка организации рабочих мест учащихся.

Проверь, дружок,
Готов ли ты к заданию?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

кисти, краски и бумага.

Коль проверил, начинай
творческий процесс.

- Какие цвета вы будете использовать в своей работе?

Ученики: Синий, белый
- Какие элементы росписи помогут вам в выполнении работы?
Ученики:  Завиток, лепестки, роза, волнистая линия.
При выполнении работы обращайте внимание на демонстрационные таблицы на партах


- У вас на партах лежат также листочки, где вы можете выполнить тренировочные упражнения, глядя на образец.
- Давайте вспомним, как мы работаем кистью, когда выполняем роспись?
Ученики: Только концом кисти.
-Выполните несколько упражнений.

Ученики  выполняют тренировочные упражнения на листочках.
-Молодцы, достаточно.
- Давайте вспомним, как мы работаем в круге?

Ученики: Начинаем работать в центре, а потом обрабатываем края.

-Какова особенность выполнения росписи в круге?
Ученики: Повторяется орнамент

 Практическая работа

(презентация «Гжель1)

А теперь за работу.  У меня есть набор бумажных тарелочек, но только они белые и непривлекательные. Сегодня мы с вами выполним фрагмент гжельской росписи. Попробуем изобразить гжельскую розу с листьями. Сначала карандашом слегка наметим контуры цветка и листьев. Затем толстой кистью широким мазком начинаем рисовать лепестки нашей розы. А дальше мы работаем уже тонкой кистью, этап за этапом.
- Не забывайте, что работаем только концом кисти.
(звучит мелодия «ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК))
Учащиеся расписывают блюдце.
Анализ выполненных работ

Замечательно ребята,

Постарались от души,

- Я попрошу все работы поставить на демонстрационный полочку
- Садитесь удобно, посмотрите на свои работы. (Выставка работ обучающихс)

-Чем замечательны ваши блюдца?

- О чем вы думали, когда расписывали их?

-С какими чувствами сочетали синий и белый цвет в единую композицию?

Выслушиваются мнения нескольких учащихся.

-Я думаю, что ваши блюдца получились чудесные, дивные, волшебные, прекрасные!

8.Итог урока.

1. Рефлексия.
Закончите фразу:

Сегодня на уроке я узнал...

Сегодня я научился...

«Все  молодцы,  хорошо  потрудились.   Лоток заполнился замечательной посудой. А самое главное, вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи.

Наш урок мне бы хотелось закончить такими словами:

«Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Ее трава шелковая, ее цветы весенние -

И мастерство волшебное достойны восхищения.

Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай,

Гостей на праздник радостный сердечнее встречай!»

На этом наш урок завершен. Всем огромное спасибо. И пусть этот урок не заканчивается звонком. Пусть он останется надолго в вашей памяти и заставит вас понимать, замечать и ценить прекрасное.

2.   Уборка рабочих мест.

Домашнее задание «Художник Гжельской росписи», это высокая награда, попробуйте доказать, что вы настоящие мастера, которые умеют фантазировать, а в доказательство постарайтесь написать «волшебную сказку страны Гжель».