Урок изобразительного искусства по теме "Разноцветные краски".
Цели:
Образовательные:
Познакомить учащихся с гуашевыми красками.
Повторить основные жанры искусства (портрет, пейзаж, натюрморт).
Познакомить учащихся с картинами В. Серова, В. Бейрена, И. Левитана.
Развивающие:
Развивать воображение и аналитические способности глаза.
Развивать умение пользоваться красками и получать новые цвета при их смешивании.
Развивать эстетический вкус, наблюдательность.
Воспитательные:
Воспитание дисциплинированности.
Воспитание познавательной потребности, интереса к изобразительному искусству.
Воспитание аккуратности.
Оборудование: гуашь, различные кисти, баночка для воды, альбом, тряпочка.
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
Вот прозвенел и смолк звонок,
И начинается урок.
А мы за парты дружно сели
И на доску посмотрели.
А сегодня мы опять
Будем учиться рисовать.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
Доскажи словечко…
Утром в школу я иду,
Принадлежности беру.
На плечах несу свой дом,
А в нём для рисования…Что?
(альбом)
Над бумажным над листом
Она машет нам хвостом.
И не просто машет,
А бумагу мажет.
Красит в разные цвета.
Ух, какая красота.
(кисточка, краски)
- А теперь проверим, ребята, есть ли эти предметы у вас на столе. Называем и показываем предмет.
II. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы будем работать с гуашью и повторим цвета.
III. Актуализация субъективного опыта учащихся.
- Рассмотрите свои краски.
- Назовите цвета красок, покажите краску, цвет которой называете.
- Какие вы ещё знаете цвета?
- Что напоминает вам цвет каждой краски?
Красный – спелый перец, звезда, роза, клубника, гранат, помидор.
Жёлтый – солнце, цыплёнок, подсолнух, банан, лимон.
Зеленый – лягушка, лист, груша, огурец, киви.
Синий – облака, котик, колокольчик, кит, сливы.
Коричневый – шкаф, дом, медведь, верблюд, шишка.
Оранжевый – лиса, апельсин, морковь, белка, колобок.
Серый – осел, слон, мышь, монета, бегемот.
IV. Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа.
- Перед вами картина Станислава Степановича Косенкова-белгородского художника - «Пора сенокосная».
Посмотрите внимательно на картину. Опишем вместе с вами, что на ней изображено. Вообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится! Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет!
- Почему? (Приятно смотреть на красивые разноцветные краски, они вызывают хорошее настроение)
- К какому жанру относится эта картина? (Пейзаж)
- Какое настроение вызывает она? (Радостное, восторженное)
- Что вы можете сказать о красках, выбранных художником? (Сочные)
- Какое настроение вызывает она? (Радостное, восторженное)
2. Правила работы:
- А вы знаете, что различные цвета красок можно получить путем смешивания?
- Для этого используют палитру. Это тоненькая дощечка, на которой смешивают краски. Она может быть прямоугольной или овальной формы с выемкой для большого пальца. Часто вместо палитры художники используют блюдце ил листок плотной бумаги. Вы тоже можете подбирать и смешивать краски на листе бумаги.
- Для кисточек различного вида нужна баночка. В ней и будут находиться ваши кисточки, которые нужно ставить ворсом вверх, воду в баночке необходимо менять, чтобы краски не загрязнились.
- Кисти для рисования бывают разными, они имеют свои номера. Чем кисточка толще, тем больше номер. Для работы хорошо иметь не одну кисточку, а несколько – тонкие и толстые. Чтобы не пачкать краски в баночках, кисть моют и вытирают чистой тряпочкой. Лишнюю воду тоже снимают тряпочкой.
3. Смешивание красок.
- А сейчас давайте экспериментировать. Положите перед собой лист бумаги, палитру.
- Существует три основных цвета: красный, желтый, синий.
- А как получите оранжевый цвет?
- Нанесите на лист красную краску, рядом желтую, посмотрите какие яркие цвета.
- Смешайте в палитре красную и желтую краски. Какой цвет получился? (Оранжевый.)
- Нанесите его на лист бумаги. Сравните с красным и желтым, что вы заметили?
- Как получить зеленые цвет? Кто знает?
- Смешаем синюю и желтую краски. Нанесем на лист бумаги.
- Как получить фиолетовый цвет? Смешаем синюю и красную краски. Нанесем на лист бумаги.
V. Физкультминутка.
Руки подняли и покачали –
Мы деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем-
Крылья сложили назад.
VI. Показ работы учителем.
1) Расположите лист по горизонтали, как я. Подумайте, какие узоры вы хотели бы нарисовать на своем коврике: цветы, листья или геометрические фигуры.
2) Все элементы располагайте на одинаковом расстоянии друг от друга. Мне захотелось нарисовать коврик с солнышком и месяцем.
3) Рисую волнистую линию, а на ней располагаю все элементы на одинаковом расстоянии.
4) Края коврика разрисую волнистой линией.
5) Беру гуашь. Ее надо заранее смачивать водой, как акварель. Гуашь – краска, которую используют при украшении каких-либо поверхностей, при выполнении декоративной работы.
6) Раскрашиваю свой коврик.
7) Можно на коврике нарисовать чередующиеся геометрические фигуры, например, квадрата и раскрасить различными цветами.
Получится яркий, нарядный, разноцветный коврик. Для получения нужного вам цвета краски можно смешивать.
VII. Творческая практическая деятельность учащихся.
- Послушайте стихотворение Берестова “Все люди любят рисовать”.
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все люди любят рисовать.
И каждый сразу нарисует
Все, что его интересует:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, пляски, сказки…
Все нарисуем! Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и не Земле!
- О чем это стихотворение? (Все дети любят рисовать).
- Что нужно для того, чтобы рисовать? (Краски, бумага).
Да, нужны разноцветные краски, бумага, кисточки, нужен мир в семье, на Земле и хорошее настроение – тогда все получится.
Используются все краски, какие у вас есть, попробуйте нарисовать красивый коврик.
VIII. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
У вас получились замечательные ковры. Что помогло вам при рисовании? (разноцветные краски).
Вы уже рисовали акварелью и гуашью. Сравните их. (Акварель – прозрачная, гуашь – непрозрачная, более плотная).
2. Обобщение.
- Чему учились на уроке? (Смешивать краски и получать новые; рисовать ковер).
- Что нового узнали? (Как получать новые цвета, как работать с красками).
3. Уборка рабочего места.
IX. Рефлексия.
- Вам понравился сегодняшний урок?
- С какими заданиями вы справились быстро?
- Что у вас вызвало затруднение?