СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок изобразительного искусства в 5 классе «Городецкая роспись»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изобразительного искусства  в 5 классе  «Городецкая роспись» направлен на формирование представлений у обучающихся о Городецкой росписи.

Просмотр содержимого документа
«Урок изобразительного искусства в 5 классе «Городецкая роспись»»

Утверждаю

Директор МКОУ «Калиновская СОШ»

__________А.Г.Черников


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Калиновская средняя общеобразовательная школа»

Тарумовского района Республики Дагестан




Урок изобразительного искусства

в 5 классе


«Городецкая роспись»






Учитель ИЗО: Васюкова Л.Г.



2023-2024 учебный год



Урок изобразительного искусства в 5 классе

Тема: «Городецкая роспись»

Тип занятия: урок формирования умений.
Вид занятия: практическая работа.

Цель урока: Формирование представлений у обучающихся о Городецкой росписи.

Задачи урока:

1.     Познакомить с историей развития городецкой росписи.

2.     Научить рисовать кистью основные элементы цветочного узора, выполнять оживку.

3.     Создавать условия для развития творческого воображения и развития интереса к предмету.

4.     Воспитывать уважительное отношение к национальным традициям.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Универсальные учебные действия:

Личностные: - установление связи между целью учебной деятельности и жизненными ситуациями;

Регуляторные: - постановка учебной задачи; - планирование, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, внесение необходимых дополнений в план и способ действия; - предвосхищение результата; - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; - рефлексия, воспитание волевой саморегуляции Познавательные: 

Общеучебные действия – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; выбор  эффективных способов решения задач; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; умение структурировать знания; преобразование объекта из чувственной формы в модель. Логические - развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения , установление причинно-следственных связей. Постановка и решение проблем -  формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные:  социальная компетентность, умение слушать и слышать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Методы организации занятия:
- словесные - беседа, объяснение, рассказ.
- наглядные – демонстрация презентации «Городецкая роспись»
- практические – выполнение упражнений.
Приёмы организации занятия: диалог, устное изложение, беседа, рассказ, объяснение нового материала, демонстрация презентации, поисковая и исследовательская работа. Оборудование:

Для учащихся:

·     модель для раскрашивания «Кухонная доска»

·     гуашь

·     кисти

·     баночка для воды

·     лист бумаги

·     салфетка

·     простой карандаш

·     стирательная резинка

Для учителя:

·     образцы городецкой росписи, открытки, репродукции

·     плакат «Городецкая роспись»

·     презентации «Городецкая роспись»

 

План урока (45 мин):

Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.

Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией городецкой росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.

Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.

Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

 

1. Организационный момент.  (слайд с городецкой росписью) Сегодня  мы  с  вами  продолжим  знакомство  с  народными  промыслами.  Мы рассмотрим  еще  один  вид  росписи,  который  до  сих  пор поражает своей  красотой  и изящностью форм, но об этом чуть позже.

 2. Повторение пройденного материала.

Сначала  давайте  вспомним,  что  такое  орнамент,  ведь  именно  его  мы  можем видеть на предметах нашего быта. Дети отвечают на вопрос.  Послушайте,  что  сказал  Борис  Дубровин,  советский  поэт  и  писатель,  об орнаменте.

На вид орнамент неприметен,

Но он столетия живёт.

Не зря его на белом свете

Народ издревле бережет.

Быть может, нитками зигзаги

В узоры вытканы не зря                             

И мы с тобою видим знаки                             

 Славянского календаря. 

 О чем данное стихотворение?  И действительно народ сам создавал и мастерил предметы своего быта. Вырезал из дерева, вышивал, расписывал.   Передавал предметы обихода по наследству,  так  в каждой местности возникали свои традиции.

Сегодня  мы  познакомимся  с  еще  одним  из  видов  декоративно-прикладного искусства, известным и часто применяемым - это «городецкая роспись». Но  для  начала  я  предлагаю  вспомнить  о  тех  видах  декоративно-прикладного искусства, которые мы уже изучили.

 (слайд хохлома)

Что представляет собой хохломская роспись? Какие цвета используются? (Для хохломы характерно сочетание красного и чёрного цвета с золотистым)  (слайд гжель)

Скажите, пожалуйста, какие цвета и роспись характерны для Гжели – самой легко узнаваемой росписи. (Гжель - это дивные синие цветы, травы и листья на белой керамике) 

3.     Актуализация опорных знаний.

(слайд с городецкой росписью)

Есть на Волге город древний

 Под названьем Городец

 Славится по всей России

 Своей росписью творец!

 

А вот такие прекрасные вещи делают мастера ещё одного промысла - Городца. Городецкая  роспись  первоначально  возникла  в  городе  Городец  Нижегородской губернии. Это  по  преимуществу  фантастические  цветы,  птицы,  кони,  выполненные маслеными красками по  чистой доске или по  фону,  и  украшающие детскую мебель, прялки, посуду, кухонные доски, разного рода сувениры. Городецкая роспись - яркая, лаконичная, её отличают свободные мазки с белой и чёрной графической обводкой и характерный рисунок растений, животных. Как правило, все элементы городецкой росписи  имеют красный, розовый, синий, голубой, зелёный, и чёрный цвет на ярко-жёлтом фоне. 

5.     Постановка художественной задачи.

А  теперь  давайте  поработаем,  как  городецкие  мастера  (ученики  выполняют работу в альбоме, учитель на доске). Сегодня  мы  постараемся  научиться  писать  купавку  и  розан  способом примакивания кистью.  Объяснение учителя. «Мастер пишет красками сразу по чистой доске или по фону, легко и уверенно нанося мазки без прорисовки контура. Сначала мастер крупной кистью делает замалевок – цветное пятно круглой формы. Из него и составляется композиция росписи. Затем, работая мелкой кистью, он усложняет форму цветка, делает серединку и дужки лепестков. Завершается работа белой оживкой в виде штрихов, дуг, лепестков, точек, которые придают цветам неповторимый вид. Ученики тренируются в своих альбомах рисовать купавку. А сейчас попробуйте самостоятельно нарисовать розан. Ученики выполняют задание в альбоме. 

6.     Практическая работа.

На  ваших  партах  находятся  шаблоны разделочной доски, которые мы подготовили с вами заранее. Ваша задача «расписать» разделочную доску «под  Городец». Для этого вы придумаете свою композицию из «розанов»  и «купавок»,  и изобразите на шаблоне.

Дети выполняют работу.

Учитель: Напомню вам, что роспись выполняем сразу кистью...

7.  Анализ детских работ. Ученики, выполнившие работу, размещают ее на доске с помощью магнита. 

Учитель:  Ребята,  посмотрите  какие  замечательные  работы у  вас  получились,  на следующем  уроке  мы  раскрасим  узоры,  чтобы  ваш  горшочек  стал  настоящим произведением Городецкого искусства. 

8. Итог урока.

 - О каком виде росписи мы с вами сегодня говорили? - Назовите мне основные элементы городецкой росписи? - Какие цвета характерны для городецкой росписи? 

9.Рефлексивный этап.

- Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что сегодня с заданием справился полностью и остался доволен своей работой?

- Кто считает, что работу не успел завершить?

- Кто бы хотел продолжить знакомство с другими народными промыслами?

 

10. Заключительное слово учителя.

- Я очень рада, что у вас получились такие красивые сувениры, вы работали аккуратно. Прекрасные получились работы! А кто не успел закончить работу, не расстраивайтесь, закончите дома и на следующий урок принесёте на выставку.

Откройте альбомы, я вам выставлю оценки за выполненную работу.

11. Домашнее задание.

Дома я предлагаю вам расписать закладку для книги. Вы можете проявить фантазию и составить свою цветочную композицию.

 

Молодцы! Спасибо за работу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!