I. Орг. момент | Эмоциональная и мотивационная подготовка к усвоению материала. Сообщение темы урока. | Проверка наличия учащихся, их готовность к уроку; Актуализация темы урока «Ты сам мастер». Независимо от возраста и профессии, городской он или деревенский, любой человек помнит игрушку своего детства. Какие любимые игрушки были у вас? Определение темы урока Предлагаю вам сегодня стать мастерами кукольниками. Мы будем делать индивидуально-коллективную работу. Это потребует от вас хорошей собранности, умения работать сообща, хорошей подготовки. Хотите побольше узнать о русских куклах? | Слушают учителя, отгадывают загадки | Фрон тальная | Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные:отгадывают загадки, соблюдают правила поведения, участвуют в обсуждении. Познавательные:проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
II. Изучение нового материала | Беседа «История куклы». Рассматривание образцов или просмотр мультимедийной презентации | Все дети Земли любят играть в куклы! Кукла — словно образ живого человека, с которым можно говорить, которого можно укачивать, кормить и одевать, любить. Одним словом, подражая в игре взрослым, дети учатся ими быть. Существенное значение имеет и то, как и кем, они сделаны – эти первые жизненные и культурные ориентиры. Кукол любили, оберегали, передавали по наследству. В крестьянской семье игра в куклы не считалась забавой. Они верили, что чем усерднее играет ребенок, тем больше будет достаток в семье, а если с куклами плохо обращаться – неприятностей не миновать. Не потеряло значение создания традиционных игрушек и в наше время, скорее наоборот, все с большим интересом изучают наши современники технологии и историю создания кукол. Куклы обладают огромным запасом исторической народной памяти, к которой сейчас вновь и вновь обращаются благодарные потомки.
Немного истории Слава русской стороне! Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну… Кукла пришла к нам из глубокой языческой древности, когда она являлась магическим предметом. В стародавние времена кукол приносили в жертву богам, прося у них взамен богатого урожая, хорошей погоды, счастливой любви. Всем известен народный обычай - дарить детям куклы. В давние времена их делали в семье сами или привозили с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству - к одному из главных достоинств самодельной игрушки. В нашем представлении слово "кукла" ассоциируется с игрой. Какую же роль "играла" кукла в жизни наших предков? Кукла для древних славян была воплощением "чистой" силы, добра и любви. Все они - безлики, ведь согласно поверью именно в лицо вселяется злой дух Анчутка. Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Народная игрушка есть отражение духовной жизни русского человека, потому что через нее он понимал окружающий мир, добро и зло.
Делали игрушки и взрослые, относясь к этому серьезно и с душой. Материалы брали разные: мох, бересту, прутья, лыко, мочало, тряпки, даже обычное полено могли нарядить куклой. Интересные куклы получались из соломы. Назывались они "стригушками". Их скручивали из жгута соломы, свивали ручки, украшали передником, повязывали ярким платком. Традиционной игрушкой в быту русской деревни с давних времен была тряпичная кукла. Она была в каждой крестьянской семье. Даже в самых бедных крестьянских семьях. В иных домах их до ста штук накапливалось. Да и что удивительного – таких кукол дети начинали «вертеть» с пяти лет. | Слушают , анализируют информацию, отвечают на вопросы, делают выводы | Фрон тальная | Личностные:проявляют интерес к учебной деятельности. Познавательные:умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о вазах; Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы. Регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу : | Устные ответы |
| Словесноиллюстративный рассказ с элементами беседы «Виды кукол» Рассматривание образцов. Рассматривание работ учащихся прошлых лет. | Виды кукол: игровые, обрядовые, обереговые. Игровые куклы делались ,чтобы во время игры научить ребенка жизни. Обереговые куклы Наши предки считали, чем искуснее сделан оберег, тем большей силой он обладает Обрядовые куклы Богата земля русская обрядами. И не только русская. На всех континентах, все народы совершают своеобразные обряды, участниками которых бывают куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.
Среди разнообразия кукол есть современные, сделанные на фабриках игрушек; есть куклы, которыми играли дети в старину, — тряпичные, деревянные, соломенные и глиняные (они хранятся в музеях); есть куклы-сувениры. А на художественной выставке можно встретить совершенно оригинальных кукол-авторских, одетых в великолепные народные, светские или яркие театральные костюмы. Их создатели — художники-профессионалы. Каждая кукла запоминается, она отличается не только внешним обликом, но и образной характеристикой. Могут руки людей сделать чудо любое: И по белому полю могут выткать цветы, И по синему небу вышить солнце златое, Чтобы стало побольше на земле красоты. Я возьму в руки нить и простую тряпицу, И немножко фантазии и волшебства – Сотворю я такое, что вам и не снится. Только, чтобы жила на земле красота! | Слушают учителя, рассматривают слайды, анализируют информацию | Фрон тальная | Личностные: сориентированы на проявление интереса к культуре к сокровищам народного творчества. Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее;умеют выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения) выполняют анализ изделия. Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы |
III. Творческая практическая деятельность | Беседа «Что мы будем создавать?» Объяснение порядка работы. | В наше время изготовлением традиционной народной куклы занимаются многие. Декоративная кукла стала просто красивым предметом интерьера, сувениром. Даже мы с вами сможем сделать подобную куклу, выбрав образ и наделив определенным характером, а главное, вложим в ее создание свою душу. «Конструирование сувенирной куклы». Коллективная работа: «Веселый хоровод»Форма организации совместной деятельности: индивидуально-коллективная Принцип организации коллективной композиции: размещение фигур по кругу. Материалы, инструменты: цветная бумага, фломастеры, клей, ножницы. Рекомендации по организации и выполнению совместной работы. Учащиеся знакомятся с традиционными русскими игрушками, с символикой их образов. Анализируется задание: конструирование сувенирной куклы в русской национальной одежде из цветной бумаги. Кукла проста по конструкции, а делает ее привлекательной декор одежды — орнамент на платочке, сарафане и рукавах рубахи. Вспомните о декоре и значении цвета в русской национальной женской одежде. Предлагается сделать композицию веселый хоровод из кукол сообща. Примечание.Для соразмерности деталей куклы на столах у вас лежат заготовки для большого и малого конуса и шаблоны для изготовления рук, лица и косы. Из синих и красных квадратов делается голова и туловище куклы, из белых прямоугольников рукава, из розовых – лицо, кисти рук, из желтых - коса, а разноцветные полоски - это орнамент на сарафане, рубахе и платке. А теперь приступим к конструированию сувенирной куклы в русской народной одежде. Последовательность выполнения сувенирной куклы (технологическая карта) Подготовка деталей 1. Обводим и вырезаем заготовку для туловища (сарафана) из цветной бумаги 2. Обводим и вырезаем заготовку для изготовления головы (платка) или обводим и вырезаем два круга – диаметром 2 см: один из розовой бумаги – лицо, другой из жёлтой бумаги – волосы. 3. Вырезаем две одинаковые заготовки для рукавов из белой бумаги и детали для лица 4. Вырезаем две одинаковые заготовки для кистей рук из розовой бумаги 5. Вырезаем полоску для косы из желтой бумаги, длина 6 см. и бантик любого цвета 6. Вырезаем овал для лица Украшение деталей фломастером, гуашью или аппликацией. Изображение на конусе сарафана, рукавов, платке декоративных элементов и орнамента. На красную заготовку приклеиваем или рисуем отделку для сарафана. На белые заготовки приклеиваем или рисуем отделку для рукавов. На розовый овал наклеиваем или рисуем прическу, глаза, нос, рот и щёки. Сборка изделия 1. Свертывание большого конуса - заготовки для сарафана куклыВыравнивание, конуса (низа конуса) сарафана.Намазываем клеем конус-платья, и склеиваем его. 3. Выполнение головы куклы. Свертывание и склеивание малого конуса - заготовка для головы-платка куклы4. Сверху наклеиваем лицо 5.. Соединяем туловище и голову 6. Склеиваем конусы для рукавов из белой бумагиПрикрепление рук к конусу сарафана 6. Кисти рук приклеиваем чуть ниже рукавов. 7. Косичку украшаем бантиком и тоже приклеиваем к голове. Прикрепление косы и изображение декоративных элементов на платке. А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось И последним этапом является изображение зеленой поляны с ромашками - плоскости, на которой собираются куклы (выполненные из отдельных фрагментов) в веселый хоровод. Перед тем как приступить к практической работе вспомните правила безопасной работы с ножницами. 1. Подавай ножницы кольцами вперёд 2. Не оставляй их в раскрытом виде 3. Не отвлекайся во время работы 4. Приведи в порядок рабочее место после окончания работы Итак, приступаем к работе над куклой. | Анализируют информацию, слушают, отвечают на вопросы, проговаривают последовательность работы, наблюдают за действиями учителя | Фрон тальная | Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения. Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу, формулируют ответы на вопросы. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: анализируют план работы, выделяя основные этапы и приемы рисования | Устные ответы |
IV. Итоги урока. Рефлексия | Выставка и презентация работ. Обобщение сведений, оценивание результатов работы. | Вот и закончилась наша работа. У нас получился великолепный хоровод русских красавицАнализируя итоговые коллективные работы, сделанные на каждом ряду-конвейере, учащиеся оценивают их по двум основным параметрам - красоте и аккуратности. Рассматривание и анализ творческих работ.Самооценка обучающимися собственной творческой деятельности. Анализ учащимися других работ. Рефлексия Что нового вы узнали на уроке? Что показалось самым интересным? Что показалось очень трудным? Почему? Понравился ли вам урок? - Как вы оцениваете свое настроение? Вопросы: -Кем мы были сегодня на занятии? Что мы делали? (Художником, дизайнером. Конструировали сувенирную куклу в национальном костюме). - Давайте рассмотрим коллективную композицию, что можно сказать о ней?(Красивая коллективная работа.) - Где располагался орнамент на костюме? Почему?(На вороте, подоле сарафана или рубахе, по низу рукавов и на поясе. В качестве оберега. Места, где могли проникнуть злые духи под одежду.) Все хорошо поработали, все справились с заданием, общая композиция усилила красоту отдельно взятой работы, глядя на эту коллективную работу, вы можете представить, как красивы девушки в настоящих русских народных костюмах. Современные художники – дизайнеры берут за основу русский народный костюм и вносят его элементы в современный костюм. Нелегок труд художника. Иногда много бессонных ночей проводит он в поисках выражения своего замысла. А сколько дней трудится над претворением его в жизнь! Зато какую радость приносят людям плоды его труда! | Расматривают выполненные работы, оценивают их. Отвечают на вопросы.Слушают учителя, записы вают задание | Фрон тальна я | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Оценивание учащихся. Устные ответы |