СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок изобразительного искусства "Вселенная доступна всем"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок дизайн.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»


Открытый урок ИЗО в 5 классе «Вселенная доступна всем».


Цель: Сформировать понятие о Вселенной, о строении Солнечной системы, планетах и их спутниках, научить распознавать небесные тела и обосновывать своё суждение.


Тип урока: Изучение новой темы.


  • формировать представления о правильном построении композиции с использованием цвета, контрастности цветового ряда;


  • воспитать интерес к декоративному рисованию;

  • способствовать формированию положительного отношения к изобразительному искусству;

  • пробудить желание творить.

  • развивать глазомер, художественный вкус, цветовосприятие, дизайнерское мышление.



Образовательная:

  • формирование навыков создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета,

  • способствовать умению передавать единство формы и декора.

  • формирование навыков работы с художественной росписью, навыков работы в стиле русских народных промыслов.

Развивающая:

  • развитию кругозора,

  • способствовать развитию эстетического и художественного вкуса, ассоциативно - образного мышления, творческой и познавательной активности, трудолюбия, аккуратности,

  • способствовать интересу и познанию прекрасного, наблюдению и воспроизведению увиденного.



Воспитывающая:

  • Способствовать воспитанию уважительного отношения к своим древним корням, памяти предков, к миру красоты.

Тип: урок – исследование и изучение нового учебного материала.



Методы: словесный, наглядный, частично проблемно-поисковый: объяснение с практическим закреплением (работа с историческими источниками).

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая,

Оборудование: ИКТ, презентация; наглядно-демонстрационный материал: , книжная выставка, ; музыкальный ряд: мелодии группы «СПЭЙС».

Материалы:  соль разных цветов, стеклянные ёмкости, клеёнки, воронки.



(На фоне показа слайдов с космическими пейзажами учитель читает стихотворение) звучит музыка группы «СПЕЙС»)


Учитель:

Синее небо открыло
Жёлто-оранжевый глаз.
Солнце – дневное светило
Ласково смотрит на нас.

Кружится плавно планета
В зыбком мерцанье огней.
В Космосе где-то комета
Следом стремится за ней.

Рвётся с орбиты Меркурий,
Хочет Венеру обнять.
Этим магнитные бури
Может Меркурий поднять.

Дальние звёзды мигают,
Что-то сигналя Земле.
Чёрные дыры зияют
Вечной загадкой во мгле.


Ребята, а как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь у нас на уроке.

(Ответы учащихся).

Правильно, речь у нас сегодня пойдёт о космосе.
Самой большой загадкой для человечества остается все, что находится за пределами нашей планеты. Сколько неизведанного и неоткрытого таит в себе темный космос. Радует, что на сегодняшний день нам известна информация, пусть и не вся, про близлежащие планеты.

Космос - это понятие очень ёмкое.

Ребята, а что это такое?

(ответы детей)


1.Что весь свет обогревает? (солнце)


2.Рассыпалось к ночи зерно,

Глянули утром - нет ничего. Что это? (звёзды)


3.Голубое поле серебром усыпано? (небо и звёзды)


А почему о космосе мы будем говорить именно сегодня?


Ребята, наш урок мы сегодня посвящаем дню космоса и первому полету первого в мире космонавта Юрия Гагарина. 12 апреля 1961 года в нашей стране был выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль – спутник “Восток” с человеком на борту. Пилотом – космонавтом, которого являлся наш русский летчик Гагарин Юрий Алексеевич.

После старта Юрия Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей. Стартуют новые корабли, спутники кружат вокруг нашей планеты. В космосе работают мужественные, смелые люди, герои! Привлекает их, конечно же бескрайние просторы до конца не покорённого космоса..

После того как Гагарин открыл дорогу в космос, новые космические экипажи отправлялись на исследование космического пространства и среди этих космонавтов были не только люди, которые хорошо знали математику, химию, но и те у кого были творческие фантазии — космонавты художники, среди них можно назвать имя нашего земляка: Алексей Леонов. Алексей Леонов - художник, написавший немало картин, посвящённых освоению космоса. На некоторых из них он изобразил свой выход в открытый космос.

Он стал первым художником космического пейзажа. Из своего полета он привозил много картин о космическом пространстве, тем самым, приблизив к людям космос, которые не увидят его так близко. Я предлагаю вам познакомиться с работами этого художника.


(Просмотр слайдов с картинами А.А. Леонова).


А ещё я думаю, что вы все прекрасно знаете, что космонавтом №3 был наш земляк Адриан Григорьевич Николаев. И наша школа в 70 – е, 80-е годы носила гордое звания космонавта.

(Показать альбом о космонавте из школьного архива)


Солнце, Луна, планеты, звезды и все другие небесные тела, которые мы наблюдаем, постоянно находятся в движении на небосводе. Изо дня в день, из года в год они движутся по небу, описывая часто весьма сложные движения. Земля и планеты движутся в пространстве вокруг Солнца, образуя Солнечную систему, что само Солнце входит в состав огромной системы звезд, носящей название Галактики, и вместе с другими звездами движется в пространстве вокруг центра этой системы. 


- Ребята, вы же любите делать новые открытия для себя, узнать что- то новое? Вот сегодня вам предстоит это сделать.

 - Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями в открытии новых знаний.

 - Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - РАЗМИНКА

На луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Меркурий — раз, Венера — двас
Три — Земля, четыре — Марс,
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн
Семь — Уран, восемь — Нептун
Девять дальше всех Плутон
Вот такой я чемпион.

Молодцы, ребята, теперь я точно уверена, что у всех хорошее настроение.

Ребята, я приглашаю вас в удивительное путешествие, а отправимся мы с вами в далекий космос!


- Сегодня вы будете художниками-космонавтами, путешествие интересное и необычное, полетите вы туда вместе со своей командой и на своём корабле. Вы уже с командами определились, когда зашли в класс и выбрали то место, которое вам больше понравилось, и также определились со своим экипажем. В каждой команде у вас по 5 человек.

Итак, первое задание.


Объявляется общая готовность. Сейчас вашим командам предстоит отправиться к известным вам планетам. К какой именно планете вы отправитесь, вам поможет в этом конверт, который лежит у каждой команды на столе. В конверте вы найдёте информацию о планете.

Ваша задача - выбрать капитана своего корабля, дать название кораблю, разделить все обязанности поровну прочитать информацию и рассказать нам о той планете, где вы побывали.


Работа учащихся.(мультфильм)


Мы настолько привыкли к названиям существующих вещей, что практически не задумываемся, откуда они произошли. Никто не спрашивает, почему звезды названы звездами, Солнце – Солнцем, а Земля, планета на которой мы все живем, Землей.


1 команда характеризуют планету –

2 команда характеризует планету –

3 команда характеризует планету –


Мы теперь владеем информацией о трёх планетах, какого она цвета, где расположена и почему получила такое название.

Теперь долгий и трудоёмкий подготовительный процесс позади. Впереди ждёт исключительно творчество!


Наша практическая работа


Сейчас я каждому капитану кораблей дам по стеклянному сосуду, который внешне похож на планету.

Ваша задача - наполнить его песком такой цветовой гаммы, который соответствует изученной вами планете.

(Для практической работы: стеклянный сосуд в форме шара, соль, заранее окрашенная в разноцветные оттенки гуашью) Во время работы фоном звучит мелодии группы «СПЭЙС».


Подведение итогов.


Выставка и анализ работ. Оценка за урок.


Вы все прекрасно справились с заданием, и я предлагаю вам сейчас поставить ваш наполненный сосуд на ту орбиту, на которой находится данная планета.

В помощь вам на слайде выведена карта нашей солнечной системы).

Посмотрите ребята, как красиво у нас получилось.


Но как вы в самом начале нашего урока сказали что космос - это не только планеты и метеориты, это ещё и звёзды.

Какая самая большая звезда в солнечной системе?

Солнце. Моя поделка


Посмотрите, какое огромное количество звезд, и какие они разные!

-   Как вы думаете, почему звезды светятся? (Звезды светятся, потому что они горячие, )

У меня на доске висят звёзды, красного, синего и белого цветов. Выберите звезду соответствующую вашему настроению и приклейте на нашу Галактику.

Оказывается, цвет звезды зависит от температуры на ее поверхности. Самые горячие звезды кажутся нам белыми и голубыми. Самые холодные из звезд – красные.


Итог урока:

Декоративное искусство не только продолжает жить в современном мире, но и находит новые формы, материалы, средства выразительности.

В отличие от народного мастера, работающего в традиции и сохраняющего в своём творчестве проверенные временем и передаваемые из поколения в поколения правила и навыки, современный художник прикладник свободен в осуществлении творческих замыслов. Он смело экспериментирует с материалом, формой, цветом, создавая всякий раз что – то совершенно новое.

Такая декоративный сосуд наполненный солью разных оттенков ручной работы может послужить украшению Вашей квартиры или оригинальным подарком.

Это очень - простое и, в то же время, увлекательное занятие. Созданные своими руками поделки, несут частичку души автора.


Предметы декора с космической темой, дают возможность ощутить себя в открытом космосе, не выходя из дома. 

Космос никогда не перестанет манить нас своей загадочностью, отчего никогда не иссякнет желание сблизиться с ним. Впустите Вселенную в свой дом.


Домашнее задание.




















Мелодии сфер


В потоках и вибрациях вселенной
Рождаются прекрасные творенья ...
Напевной и многоголосой кантиленой
В сердцах звучит галактики биенье.

Далеких сфер чудесные мотивы
Мы отразить пытаемся звучанье,
Планет и звезд оттенки, переливы
В концертном зале мирозданья.









Сокровища небес



Днем жемчуга небеса украшают
Его голубой и воздушный атлас,
Но там в вышине они быстро истают,
На смену им выплывет лунный алмаз.

И в небе зажгутся планет самоцветы,
Созвездий появятся тонкие бусы.
Небесных красот не постичь нам секреты.
Дано лишь взирать, предаваясь искусам.













Сергей Есенин

ЗВЕЗДЫ


Звездочки ясные, звезды высокие! 
Что вы храните в себе, что скрываете? 
Звезды, таящие мысли глубокие, 
Силой какою вы душу пленяете?
Частые звездочки, звездочки тесные! 
Что в вас прекрасного, что в вас могучего? 
Чем увлекаете, звезды небесные, 
Силу великую знания жгучего?
И почему так, когда вы сияете, 
Маните в небо, в объятья широкие? 
Смотрите нежно так, сердце ласкаете, 
Звезды небесные, звезды далекие!












МАРС




Марс — загадочная красная планета


Марс — четвертая по счету планета, удаленная от Солнца и ближайшая к Земле. Этой планете приблизительно 4,6 миллиарда лет.

Название планеты произошло от имени древнего римского и греческого бога войны — АРЕС.

Римляне и греки ассоциировали планету с войной из-за ее сходства с кровью. Если смотреть на Марс с Земли, то эта планета красно-оранжевого цвета. Цвет планеты такой из-за обильного содержания в почве железных минералов.

В недавнем прошлом ученые обнаружили на поверхности Марса каналы, долины и рвы, а также были найдены залежи толстого слоя льда в северном и южном полюсах, что доказывает, что когда-то на Марсе существовала вода.

Если это действительно так, то вода все еще может находиться в трещинах и скважинах подземных пород планеты.

На Марсе гораздо холоднее, чем на Земле.

Поверхность Марса весьма разнообразна. Кроме гор, равнин, полярных льдов, практически вся поверхность густо усеяна кратерами. К тому же всю планету окутывает мелкозернистая красноватая пыль.










ЗЕМЛЯ


При взгляде из космоса Земля, третья планета от Солнца, выглядит бело-голубым, покрытым облаками шаром с одним серебристым большим спутником — Луной.

На латинском название нашей планеты звучит, как “Terra” или “Tellus”. Означает оно «глина», «почва», «твердь».

В славянском языке, например, оно происходит от корня «зем», обозначающего «низ», «пол».


И в отличие от всех своих планетных сестер и братьев Земля несет на своей поверхности океаны воды, где, по мнению ученых, зародилась жизнь нашей планеты. Земля сильно изменилась за 4,6 миллиарда лет своего существования

Ученые думают, что Земля, сформированная из облака пыли и газа, вначале была шаром из расплавленных горных пород. Затем она постепенно остыла и оказалась буквально затоплена водой. Потом среди воды выросли континенты. Они перемещались по поверхности Земли, сталкивались, соединялись и вновь расходились. Появилась жизнь, зачастую развивавшаяся в весьма причудливых формах.














Юпитер


Юпи́тер — пятая планета от Солнца, крупнейшая в Солнечной системе её диаметр в 11 раз превосходит диаметр Земли Юпитер — не твердая планета.

Современное название Юпитера происходит от имени древнеримского верховного бога-громовержца.

Учёные считают, что поверхность Юпитера жидкая или газообразная, а в центре есть твёрдое ядро. Из-за большой удалённости от Солнца температура на поверхности Юпитера 130 градусов. На поверхности Юпитера наблюдается большое красное пятно в течение последних 300 лет, которое постоянно меняет цвет и размеры. Учёные считают, что это гигантский атмосферный вихрь.

Все облака и штормы, которые мы можем видеть, расположены в нижней части тропосферы и формируются из аммиака, сероводорода и воды.

Атмосфера планеты является крупнейшей в Солнечной системе и состоит в основном из водорода и гелия. Состав Юпитер содержит небольшие количества таких соединений как метан, аммиак, сероводород, и вода. Эта смесь химических соединений и элементов, вносит свой вклад в формирование красочных облаков, которые мы можем наблюдать в телескопы. Однозначно сказать какого цвета Юпитер нельзя, но примерно он рыже-белый в полоску.

Облака аммиака, которые видны в атмосфере планеты, образуют совокупность параллельных полос. Темные полосы называют поясами и чередуются с светлым, которые известны как зоны. Это зоны, как считается, состоят из аммиака. Пока не известно, что вызывает темный цвет полос.





ЗАДАНИЕ:


1.Выбрать капитана своего корабля;


2. Дать название кораблю;


3.Прочитать информацию

и рассказать нам о той планете, где вы побывали, дав возможность выступить каждому члену команды.








Просмотр содержимого презентации
«5 класс космос»

12 апреля 1961 года   Юрий Алексеевич Гагарин  стал первым человеком  в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство.  Время в космосе: 1 час 48 минут

12 апреля 1961 года

  Юрий Алексеевич

Гагарин

стал первым человеком

в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство. 

Время в космосе:

1 час 48 минут

Алексей Архипович Леонова

Алексей Архипович Леонова

Космический вечер

Космический вечер

Выход в открытый космос

Выход в открытый космос

В открытом космосе

В открытом космосе

Автоматическая стыковка

Автоматическая стыковка

Бета Лиры

Бета Лиры

На Луне

На Луне

На Луне

На Луне

Над Черным морем

Над Черным морем

Планета в туманности

Планета в туманности

Переход в открытом космосе

Переход в открытом космосе

Кратерная цепочка

Кратерная цепочка

  Николаев Андриян Григорьевич С 1947- 1950 годы работал  мастером треста «Южкареллес» на заготовке леса в Карелии.    11 - 15 августа 1962 года совершил свой первый космический полет на корабле Восток-3.  Полет продолжался 3 суток 22 часа 22 минуты.

 

Николаев Андриян Григорьевич

С 1947- 1950 годы работал

мастером треста «Южкареллес» на заготовке леса в Карелии.  

11 - 15 августа 1962 года совершил свой первый космический полет на корабле Восток-3.

Полет продолжался 3 суток 22 часа 22 минуты.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ЗЕМЛЯ

ЗЕМЛЯ

ЮПИТЕР

ЮПИТЕР

МАМАРС МАРС

МАМАРС

МАРС

Декор (франц. décor, от лат.(латинский) decoro — украшаю), система украшений сооружения (фасада, интерьера) или изделия.

Декор (франц. décor, от лат.(латинский) decoro — украшаю), система украшений сооружения (фасада, интерьера) или изделия.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА  Задекорировать стеклянный сосуд разноцветной солью соответствующей цветовой гамме вашей планеты  МАТЕРИАЛЫ: Стеклянный шар Соль разных цветов Стек

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Задекорировать стеклянный сосуд разноцветной солью соответствующей цветовой гамме вашей планеты

МАТЕРИАЛЫ:

Стеклянный шар

Соль разных цветов

Стек

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!