СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок изобразительного искусства в 6 классе "Щепа. Роспись по лубу и дереву"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Данная разработка урока поможет учителю провести урок и познакомить учащихся  с особенностями художественного промысла России в Архангельской области, с технологическим процессом  создания росписи  в  современных  условиях.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок изобразительного искусства в 6 классе "Щепа. Роспись по лубу и дереву"»

Дата____________________________________________________________

Кашицкая Ирина Михайловна – учитель изобразительного искусства

МОУ «Азовская школа-гимназия»

5 класс

Урок изобразительного искусства


Тема урока: Щепа. Роспись по лубу и дереву.


Цель урока:

  • Познакомить учащихся с особенностями художественного промысла России в Архангельской области, с технологическим процессом создания росписи в современных условиях.

  • Способствовать развитию познавательной активности с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности и создать условия для развития коммуникативно-творческой способности, креативного мышления, моторики рук.

  • воспитывать аккуратность при выполнении практической работы и интерес к историческому прошлому своего народа.


УУД:

Метапредметные:

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику. Создавать композицию росписи в традиции мезенских мастеров.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Личностные: проявлять эстетические потребности, обсуждать и анализировать выполненные работы. Выражать свое личностное отношение, эстетически оценивать изделия Русского Севера


Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, применение).

Средства обучения: презентация к уроку, проектор, ноутбук, раздаточный материал, учительский рисунок.




Ход урока

Эпиграф

Самая существенная черта русского народного промысла – праздничное ощущение радости.



Л. Н. Толстой

I. Организационный момент.

Приветствие. (Здравствуйте, ребята!)

Проверка явки учащихся по журналу.

Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей).


II. Актуализация опорных знаний. Слайд № 2

  • Какой вид росписи мы изучали на прошлом уроке?

  • Что такое Криуль?

  • Основной элемент в хохломской росписи?

  • Какие этапы выполняются при Жостовской росписи?


III. Введение в тему урока. Мотивация

Ребята, прежде чем мы приступим к изучению сегодняшней темы, настроимся на работу, а поможет нам в этом музыка. Закроем глаза и позволим музыкальным звукам создать образы в нашем воображении.

Слушание музыки:

Звучит русская народная песня архангельской губернии

Фронтальная беседа:

Ребята, какие образы возникли в вашем воображении?

Что объединяет все ваши представления?

Обобщающее слово учителя:

Мы не случайно начали наше занятие с народной песни, она позволила вам настроиться на нужную творческую волну, в мир русской народной культуры, мир русской природы.


IV. Изучение нового материала Слайд № 3

  • Скажите, какой основной материал в крестьянском быту?

Ответ: Дерево да береста.

Тема нашого урока: Слайд № 4

  • А какую цель мы перед собой поставим? (ответы детей)


  1. Особенности художественного промысла России в Архангельской области. Слайды № 5-8

Из бересты делают посуду, туеса и бураки.

(Продемонстрировать изделия)

Их использовали для сбора ягод и грибов. Коробушки и бутыли для хранения продуктов. На русском Севере и на Урале, и в других уголках России украшали берестяную утварь ажурной резьбой, тончайшей работы. Теснением и просечкой украшали ларцы, короба, блюдца, шкатулки. Нарядные узоры радуют глаз своей красотой. А еще мастерят деревенские умельцы из тонкой легкой щепы сказочных птиц. Щепотная птица, или птица - солнце, появилось на берегу Белого моря в Архангельской области. В былые времена такие птицы висели под потолком почти в каждом доме народов Севера - покой охраняли, от нашествий оберегали.

Образ птицы часто встречается у русского народа и в сказках, и былинах, и притчах.

Сегодня во многих домах можно встретить эту птицу. Она - дань уважения предкам, их вере, и просто красивая вещь, которая украшает жилище, делает его уютным. Образ птицы часто встречается у русского народа и в сказках, и былинах, и притчах. Послушайте одну из них.

Рассказ былины.

В одной семье, живущей в таежной избушке, заболел ребенок тяжелой болезнью, против которой знахари оказались бессильны. Лежал он укрытый звериными шкурами, а дело было в конце зимы. Рядом, по вечерам, сидел отец и делал дранки для корзины. Ребенок, устав, видно, лежать в душной избушке, спросил: «Татку, а скоро лето?» «Скоро, скоро, сынок, еще немножко, и будет лето, - ответил отец, и ему пришла мысль подвесить под потолком птицу, чтобы сыну казалось, будто птицы уже прилетели. - А я тебе сейчас сделаю лето», - сказал он. И сделал птицу: головка, крылышки, хвост - все при ней, как у настоящей. Подвесил ее к потолку у камелька, и птица вдруг ожила: закружилась, крылья ее задвигались в струях горячего воздуха, который шел от камелька. Ребенок заулыбался и быстро начал поправляться. Заходили соседи, спрашивали, чем же вылечили ребенка. Узнав про птицу, стали просить хозяина, чтобы он вырезал такую же и им. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть ее «святым духом», хранительницей детей, символом семейного счастья.


Сегодня во многих домах можно встретить эту птицу. Она - дань уважения предкам, их вере, и просто красивая вещь, которая украшает жилище, делает его уютным.

  1. Мезенская роспись Слайды № 9-13


Давайте познакомимся с мезенской росписью. Она зародилась в деревнях на реке Мезень. Рассмотрим работы с этой росписью, изображения очень условны. Но при кажущейся неумелости и наивности роспись поражает изящной росписью. В орнаменте использует художник условные знаки, хорошо нам знакомые. Давайте их вспомним, что они обозначают? (ответы детей).

Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.

Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.


V. Применение пробных практических заданий,

которые сочетаются с объяснением соответствующих правил, или обоснованием.

В альбоме дети пробуют зарисовать отдельные элементы мезенской росписи: птиц и животных, которые имеют дополнительные значения в бытовой магии

  • Олень приносит счастье, веселье, связан с праздником громовика Ильи-пророка (древний аграрно-охотничий культ).

  • Конь дополнительно несет солнечное значение. По верованию древних он возносит Солнце на небо каждое утро.

  • Образ птицы в фольклоре имеет особое значение. Наиболее часто изображаемыми были лебедь и утка. Утка особая птица - она уносит Солнце каждый вечер в подземный мир, сохраняя порядок вещей. Лебедь связан со стихиями неба и воды, сулит урожай, свет, богатство.


VI. Практическая работа

Дети могут придумать свои элементы в стиле Мезени.

В дальнейшем, после освоения техники письма, дети составляют самостоятельный эскиз на бумаге.

Выполнение изделий в материале. Роспись простых предметов, – роспись тарелки


VII. Подведение итогов урока. Рефлексия






Эпиграф урока

Самая существенная черта русского народного промысла – праздничное ощущение радости.

Л. Н. Толстой

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!