Дата____________________________________________________________
Кашицкая Ирина Михайловна – учитель изобразительного искусства
МОУ «Азовская школа-гимназия»
5 класс
Урок изобразительного искусства
Тема урока: Щепа. Роспись по лубу и дереву.
Цель урока:
Познакомить учащихся с особенностями художественного промысла России в Архангельской области, с технологическим процессом создания росписи в современных условиях.
Способствовать развитию познавательной активности с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности и создать условия для развития коммуникативно-творческой способности, креативного мышления, моторики рук.
воспитывать аккуратность при выполнении практической работы и интерес к историческому прошлому своего народа.
УУД:
Метапредметные:
Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.
Познавательные: различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику. Создавать композицию росписи в традиции мезенских мастеров.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Личностные: проявлять эстетические потребности, обсуждать и анализировать выполненные работы. Выражать свое личностное отношение, эстетически оценивать изделия Русского Севера
Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, применение).
Средства обучения: презентация к уроку, проектор, ноутбук, раздаточный материал, учительский рисунок.
Ход урока
Эпиграф
Самая существенная черта русского народного промысла – праздничное ощущение радости.
Л. Н. Толстой
I. Организационный момент.
Приветствие. (Здравствуйте, ребята!)
Проверка явки учащихся по журналу.
Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей).
II. Актуализация опорных знаний. Слайд № 2
Какой вид росписи мы изучали на прошлом уроке?
Что такое Криуль?
Основной элемент в хохломской росписи?
Какие этапы выполняются при Жостовской росписи?
III. Введение в тему урока. Мотивация
Ребята, прежде чем мы приступим к изучению сегодняшней темы, настроимся на работу, а поможет нам в этом музыка. Закроем глаза и позволим музыкальным звукам создать образы в нашем воображении.
Слушание музыки:
Звучит русская народная песня архангельской губернии
Фронтальная беседа:
Ребята, какие образы возникли в вашем воображении?
Что объединяет все ваши представления?
Обобщающее слово учителя:
Мы не случайно начали наше занятие с народной песни, она позволила вам настроиться на нужную творческую волну, в мир русской народной культуры, мир русской природы.
IV. Изучение нового материала Слайд № 3
Ответ: Дерево да береста.
Тема нашого урока: Слайд № 4
Особенности художественного промысла России в Архангельской области. Слайды № 5-8
Из бересты делают посуду, туеса и бураки.
(Продемонстрировать изделия)
Их использовали для сбора ягод и грибов. Коробушки и бутыли для хранения продуктов. На русском Севере и на Урале, и в других уголках России украшали берестяную утварь ажурной резьбой, тончайшей работы. Теснением и просечкой украшали ларцы, короба, блюдца, шкатулки. Нарядные узоры радуют глаз своей красотой. А еще мастерят деревенские умельцы из тонкой легкой щепы сказочных птиц. Щепотная птица, или птица - солнце, появилось на берегу Белого моря в Архангельской области. В былые времена такие птицы висели под потолком почти в каждом доме народов Севера - покой охраняли, от нашествий оберегали.
Образ птицы часто встречается у русского народа и в сказках, и былинах, и притчах.
Сегодня во многих домах можно встретить эту птицу. Она - дань уважения предкам, их вере, и просто красивая вещь, которая украшает жилище, делает его уютным. Образ птицы часто встречается у русского народа и в сказках, и былинах, и притчах. Послушайте одну из них.
Рассказ былины.
В одной семье, живущей в таежной избушке, заболел ребенок тяжелой болезнью, против которой знахари оказались бессильны. Лежал он укрытый звериными шкурами, а дело было в конце зимы. Рядом, по вечерам, сидел отец и делал дранки для корзины. Ребенок, устав, видно, лежать в душной избушке, спросил: «Татку, а скоро лето?» «Скоро, скоро, сынок, еще немножко, и будет лето, - ответил отец, и ему пришла мысль подвесить под потолком птицу, чтобы сыну казалось, будто птицы уже прилетели. - А я тебе сейчас сделаю лето», - сказал он. И сделал птицу: головка, крылышки, хвост - все при ней, как у настоящей. Подвесил ее к потолку у камелька, и птица вдруг ожила: закружилась, крылья ее задвигались в струях горячего воздуха, который шел от камелька. Ребенок заулыбался и быстро начал поправляться. Заходили соседи, спрашивали, чем же вылечили ребенка. Узнав про птицу, стали просить хозяина, чтобы он вырезал такую же и им. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть ее «святым духом», хранительницей детей, символом семейного счастья.
Сегодня во многих домах можно встретить эту птицу. Она - дань уважения предкам, их вере, и просто красивая вещь, которая украшает жилище, делает его уютным.
Мезенская роспись Слайды № 9-13
Давайте познакомимся с мезенской росписью. Она зародилась в деревнях на реке Мезень. Рассмотрим работы с этой росписью, изображения очень условны. Но при кажущейся неумелости и наивности роспись поражает изящной росписью. В орнаменте использует художник условные знаки, хорошо нам знакомые. Давайте их вспомним, что они обозначают? (ответы детей).
Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.
Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.
V. Применение пробных практических заданий,
которые сочетаются с объяснением соответствующих правил, или обоснованием.
В альбоме дети пробуют зарисовать отдельные элементы мезенской росписи: птиц и животных, которые имеют дополнительные значения в бытовой магии
Олень приносит счастье, веселье, связан с праздником громовика Ильи-пророка (древний аграрно-охотничий культ).
Конь дополнительно несет солнечное значение. По верованию древних он возносит Солнце на небо каждое утро.
Образ птицы в фольклоре имеет особое значение. Наиболее часто изображаемыми были лебедь и утка. Утка особая птица - она уносит Солнце каждый вечер в подземный мир, сохраняя порядок вещей. Лебедь связан со стихиями неба и воды, сулит урожай, свет, богатство.
VI. Практическая работа
Дети могут придумать свои элементы в стиле Мезени.
В дальнейшем, после освоения техники письма, дети составляют самостоятельный эскиз на бумаге.
Выполнение изделий в материале. Роспись простых предметов, – роспись тарелки
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия
Эпиграф урока
Самая существенная черта русского народного промысла – праздничное ощущение радости.
Л. Н. Толстой
4