Разработка урока изобразительного искусства во 2 классе.
Тема урока: Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.
Тип урока: изучение нового материала
Цель: познакомить учащихся с тёплыми и холодными цветами, различными способами смешивания цветов, применение их на практике.
Задачи: (образовательные, развивающие, воспитательные)
Дать представление о тёплых и холодных цветах, которые применяют художники для выражения чувств и настроения. Контраст тёплых и холодных цветов.
Расширить опыт владения цветовыми сочетаниями.
Формирование понимания красочной выразительности родной природы, способность наслаждаться её красотой.
Формирование УУД:
Познавательные: Научиться видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета, ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу;
ЛР: целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произведений; эстетические потребности.
Оборудование для учителя: компьютерная презентация, медиапроектор.
для учащихся: гуашь, кисти большого и маленького размера, палитра.
Основной вид деятельности ученика: изображение пера Жар-птицы (яркость и сочность тёплых цветов волшебного пера на фоне холодного неба)
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка рабочих мест
II. Сообщение темы урока.
Все цвета делятся на тёплые и холодные.
При взгляде на тёплые ты почувствуешь тепло, а на холодные – холод.
Взгляни на цветовой круг, и ты без труда определишь, где тёплые, а где холодные цвета.
Сказка.
Живут на свете две девочки-подружки – девочка Снегурочка и девочка Весна. Каждый год они встречаются, когда на смену холодной зиме приходит нежная и тёплая весна. На память людям о своей дружбе девочки составляют разноцветный ковёр. Среди множества красок, которыми работают девочки, у каждой из них есть своя самая любимая, самая волшебная.
У Весны – жёлтая, тёплый солнечный луч, а у Снегурочки – синяя или голубая льдинка. С помощью этих красок они могут каждый цвет превратить либо в холодный, заморозить его, либо в тёплый, согреть.
Девочка Снегурочка опускает в каждый цвет маленькую синюю льдинку, и цвет замораживается, приобретает холодный оттенок. А девочка Весна согревает краски тёплым жёлтым лучом, превращая их в тёплые. Тёплые цвета всегда сравнивают с солнцем и называют солнечными, а холодные – со льдом и называют холодными.
(цветовой круг)
Но существует между ними и спор. Подружки никак не могут решить, как же назвать зелёный цвет – тёплым или холодным.
–Как вы думаете, почему? Как можно получить зелёный цвет? (Ответ детей)
–Правильно, ведь он состоит из тёплого – жёлтого и холодного синего цветов. Если в зелёном окажется больше синей льдинки Снегурочки, он станет холоднее, но если Весна постарается и в синий опустит жёлтый луч – зелёный станет теплее.
(Тёплые и холодные цвета)
У тёплых и холодных цветов разное настроение. – Радостное и весёлое настроение, передают какие цвета? (Тёплые) – А фантастическое, загадочное?(Холодные)
Природа богато украшена сочетаниями тёплых и холодных цветов.
Художники в своих картинах тоже используют сочетания тёплых и холодных цветов.
(Вспомните сказку «Конёк-горбунок» и представьте перо жар-птицы, которое осталось в руках Ивана, когда она вырвалась.)
(стихи «Жар-птица»)
Птица чудная она.
Вся из пламени-огня.
Крылья плавно поднимает,
Хвост как веер распускает,
Глазки яхонтом горят –
Удивительный наряд.
Побеждает темень, мрак.
Туче чёрной – первый враг.
А перо той дивной птицы
Вмиг желание исполнит,
Людям счастье принесёт.
Представьте пылающее перо, сияющего оттенками жёлто-оранжевого и красно-оранжевого цветов. Яркость и сочность тёплых цветов волшебного пера усиливается, если расположить его на фоне холодного неба, т.е. в окружении фиолетовых, синих, голубых.
Расположенные рядом тёплые и холодные цвета помогают друг другу звучать ярче, как бы громче.
Изобразите перо жар-птицы, которое осталось в руках Ивана, когда она вырвалась.
III. Практическая работа.
Изображение пера Жар-птицы (яркость и сочность тёплых цветов волшебного пера на фоне холодного неба)
Выберите для работы характер мазка. Например, для фона – мазок «дождик» или «пятнышко». А для изображения пера жар-птицы – мазок «волну».
IV. Физкультурная минутка. (Давайте теперь попробуем изобразить жар-птиц в движении)
Жар-птицы летят,
Крыльями шумят.
Прогнулись над землей,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться.
И очень бесшумно,
На место садятся.
V. Подведение итогов. Рефлексия. Выставка работ.
– Давайте подведем итоги. Что у нас получилось? –Какие впечатления остались от урока? Что порадовало, что огорчило? На доске отражаем настроение. Радость – размещаем тёплые цвета, грусть – холодные.
VI. Домашнее задание.
Подумайте, где ещё в природе встречается борьба тёплых и холодных цветов.