Учитель: Семенова Екатерина Станиславовна
Предмет: математика
Класс: 4(общеобразовательный).
Количество часов по учебному плану: 4.
Система обучения: традиционная.
Программа: М.И.Моро, Ю.М.Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой «Математика».
Учебник: Моро М.И., Волкова С.И, Степанова С.В. Математика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч.М.: Просвещение, 2014
Тема: умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Основной метод: репродуктивный.
Локальная цель: создать условия для ознакомления с приемом умножения многозначного числа, оканчивающегося нулями, на однозначное число и совершенствования умения решать задачи разных видов.
Задачи, направленные на достижение всех групп образовательных результатов
Предметных:
- ознакомить с приемом умножения многозначного числа, оканчивающегося нулями, на однозначное число;
- закреплять умения решать текстовые задачи;
- закреплять умения преобразовывать величины.
Регулятивных:
- развивать умение учащихся самостоятельно выделять и формулировать тему урока, ставить задачи урока на основе того, что им уже известно;
- развивать умение находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно;
- развивать умение оценивать результаты своего труда.
Познавательных:
- развивать умение определять проблему познавательного характера, находить пути её решения;
- развивать умение анализировать, сравнивать;
- развивать умение вести поиск и выделение необходимой информации с помощью учебника;
- развивать умение представлять полученную информацию в виде алгоритма;
- развивать умение выделять из текста задачи необходимую информацию для составления краткой записи и решения.
Коммуникативных:
- развивать умение доносить свою позицию;
- развивать умение слушать партнера;
- развивать умение взаимодействовать в паре;
- развивать умение сотрудничать с учителем.
Личностных:
- развивать умение проявлять активность и инициативу при решении поставленных задач;
- развивать умение адекватно относиться к результатам своей деятельности, быть сдержанным;
- развивать умение самостоятельно оценивать свои возможности.
Оборудование: эмблема клуба «Почемучек», проектор, экран для проектора, ноутбук.
План урока:
Организационно – мотивационный этап (7 мин)
1.Организационный момент. 1 мин
2. Активизация знаний 4 мин
3. Определение темы и цели занятия. 2 мин
Операционно-исполнительный этап (30 мин)
4. Ознакомление с новым вычислительным приемом. 7мин
5. Закрепление нового вычислительного приема. 8 мин
6. Физкультминутка. 1 мин
7. Работа с задачами. 9 мин
8. Упражнение на преобразование величины. 5 мин
Оценочно – рефлексивный этап (3 мин)
9. Подведение итогов и оценивание деятельности учащихся. 2 мин
10. Домашнее задание. 1 мин
Этапы занятия | Ход урока | Обоснование |
Организационно – мотивационный этап |
1.Организационный момент. | - Прозвенел звонок. Начинается урок. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Проверили? Тихо сели девочки, тихо сели мальчики. - В наше время, чтобы строить И машиной управлять, Помни, друг, что надо прочно Математику познать. - А познать математику нам поможет клуб «Почемучек». Он объединяет самых пытливых и любознательных ребят, для которых важно не только задавать вопросы, но настойчиво и неутомимо искать на них ответы. - Каждый из вас, ребята, может вступить в этот клуб. Это несложно, нужно лишь правильно выполнять задания на уроке, быть активным, работать дружно и внимательно. | Создание эмоционального настроя на занятие; активизация внимания детей; формирование мотивационного компонента учебной деятельности. На экране проектора высвечивается эмблема клуба «Почемучек» |
2. Подготовка к ознакомлению с вычислительным приемом. | - Начнем мы наш урок с разминки: Откройте тетради, запишите число, «Классная работа». - Запишите числа: 8 сот, 24 тысячи, 102 тысячи. Проверка по образцу. - Сколько всего десятков в числе 102000? - Все согласны? - Сколько всего сотен в числе 102000? - Кто согласен, хлопните в ладоши. - Сколько тысяч? - Кто обратил внимание, что общего между этими числами? Какие это числа? - Молодцы! | Повторение разрядного состава числа; развитие мыслительных операций |
3. Определение темы и цели занятия. | - Продолжаем работать. Теперь решите примеры: 2400 · 3; 380 · 9. - Почему примеры вызвали затруднение? (Устно не умножить.) – Какая же тема урока? (Умножение чисел, запись которых оканчивается нулям.) - Для чего нам этому надо научиться? - Будьте внимательны и постарайтесь запомнить все, о чем мы будем сегодня говорить. Эти знания вам пригодятся в клубе «Почемучек». | Развитие умения ставить и принимать учебную задачу. |
Операционно-исполнительный этап |
4. Ознакомление с новым вычислительным приемом. | - Может кто-то из вас сам сможет объяснить, как можно умножить 2400 на 3? Ученик: Можем заменить 2400 на 24 сотни. - Можно ли мы умножить 24 сотни на 3?( Да.) - Сколько получиться? (72 сотни.) - Что значит 72 сотни? (7200) Запись: 24 сот. · 3 = 72 сот. = 7200 - Значит, сколько будет 2400 * 3? (7200.) - Что вы можете сказать о нулях в первом множителе и в значении вычисления? - Давайте рассмотрим записи и сравним ваши объяснения с объяснениями вычисления на стр. 79 учебника. - Первый пример объяснит __________. - Что вы можете сказать о нулях в первом множителе и в значении вычисления? - Второй пример объяснит ___________. - Что вы можете сказать о нулях в первом множителе и в значении вычисления? - Какой вывод можно сделать? - Эти же вычисления можно выполнять столбиком. Умеем ли мы правильно это делать? Какую цель поставим для дальнейшей работы? -Научимся записывать такие примеры столбиком. - Обратите внимание на запись стр. 79 учебника первый пример. Что вы заметили? Где пишем второй множитель? (Под первой цифрой справа отличной от нуля.) - Многозначное число, в записи которого есть нули, мы умножаем также как и без нулей. Только в конце решения сносим столько нулей, сколько их в множителе. - Кто понял, как выполняется вычисление и может научить своих одноклассников? Объяснит, как выполнено умножение второго примера _________ (запись ведется на доске). - Правильно ли объяснил______________, кто согласен, поднимите ручки. - Следующий пример объяснит _________ (образец правильной записи на слайде). - Ребята, давайте составим алгоритм: 1.Мысленно отбросим нули. 2.Запишем множители так, чтобы однозначный множитель был под единицами многозначного множителя. 3.Выполняем умножение поразрядно, начиная с разряда единиц. 4.Приписываем к полученному произведению столько нулей, сколько было в первом множителе. | Ознакомление с приемом умножения многозначного числа, оканчивающегося нулями, на однозначное число; развитие умения планировать учебные действия; развитие мыслительных операций. Развивать умение вести поиск и выделение необходимой информации с помощью учебника. Развитие умения ставить и принимать учебную задачу. Развитие умение вести поиск и выделение необходимой информации с помощью учебника. Развитие умения самостоятельно оценивать свои возможности. Развитие умения слушать партнера. Развитие умения представлять полученную информацию в виде алгоритма. После составления алгоритм высвечивается на экране проектора. |
5. Закрепление нового вычислительного приема. | - Для того чтобы, вступить в клуб «Почемучек» надо правильно и быстро решать такие выражения столбиком. Потренируемся. - Решите примеры с подробным объяснением (420 * 8, 390 * 3), используя алгоритм. Два человека работают у доски. - Решите пример с кратким объяснением: 460 * 9. Один человек работает у доски. - Ребята, теперь по очереди объясните кратко соседу по парте, как нужно решать примеры: 4700 * 5, 6800 * 6. - Решите самостоятельно два примера: 5600∙4, 7800∙3. Кто испытывает затруднения, пользуйтесь алгоритмом. - Кто быстро справится с заданием, составьте похожие примеры и решите их. - Проверим правильность решения заданных примеров. - Оцените свою работу, на полях поставьте себе отметку. Если вы решили все примеры правильно и составили свои на этот же прием, поставьте, отмету «5». Если вы все решили правильно, но не смогли придумать свои примеры - «4». Если решили один пример с ошибкой - «3». - Я при проверке тетрадей, посмотрю, какую оценку вы дали своей работе. - Поднимите ручку, у кого «5». Теперь поднимите ручки у кого «4». Молодцы! - Я вижу, многие ребята хотят стать членами клуба «Почемучек». | Обратная связь. Оценка деятельности учеников учителем. Совершенствование вычислительных навыков; развитие математической речи. Развитие умений работать в паре. Дифференциация по уровню помощи, по творчеству. Развитие умения находить и исправлять ошибки самостоятельно. Формирование самооценки. Создание положительной мотивации. |
6. Физкультминутка. | -Мы с вами хорошо поработали, а теперь давайте немного отдохнем. Потянуться, отдохнуть, Глубоко теперь вздохнуть. Встать, умыться, каши съесть, поскакать, за парту сесть. Встать, попрыгать, посмеяться, Покружиться, покачаться, Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться! | Снятие физического и эмоционального напряжения. |
7. Работа с задачами. | - Отгадайте загадку: У нее нет ничего: Нет ни глаз, ни рук, ни носа, Состоит она всего Из условия с вопросом. (Задача). -Будем продолжать учиться выполнять разные вычисления, но уже при решении задач. а) стр. 79, №351. - Прочитайте задание про себя. - Прочитайте вслух (один ученик). - Чтобы решить задачу правильно, составим краткую запись. Краткая запись к задаче составляется по ходу анализа текста задачи на доске. – Что изготавливали на фабрике? (Обувь) – О каких видах обуви идет речь в задаче? (Мужской, женской и детской.) - Какие слова возьмем для краткой записи? (Мужская, женская и детская обувь). - Сколько изготовили мужской обуви? (8900) - Сколько изготовили пар женской обуви? ( Не знаем, но сказано, что её изготовили в два раза больше, чем мужской) - Что обозначает число 40000 в задаче? (Сколько пар обуви изготовили всего.) – Вся ли краткая запись выполнена верно? (Нет главного вопроса.) – Каков главный вопрос задачи? (Сколько пар детской обуви изготовили?) На доске запись: Мужской обуви – 8900пар Женской обуви – в 2 раза б., чем м всего 40000 пар Детской обуви - ?пар – Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (Нет.) –А что мы не знаем? (Не знаем, сколько пар женской обуви изготовили.) – Какие слова вам помогут выбрать действие? (в, раза больше.) – На какое действие они указывают? ( Умножение.) – Каким действием будем находить, сколько пар женской обуви было? (Умножением.) - Когда будем знать, сколько изготовили женской обуви, сможем узнать, сколько изготовили детской? (Нет.) - А что еще нужно узнать? ( Сколько изготовили мужской и женской обуви вместе.) - Каким действием? (Сложением) - Теперь мы можем найти, сколько изготовили детской обуви? (Да). Что о ней сказано? (Остальная обувь – детская.) – Как ищем остаток? (Вычитанием.) - Кто может сам записать решение задачи? Решайте. - Кому нужна помощь? Решаем вместе с ______. Один из учеников записывает решение на доске с помощью учителя. - Кто решал самостоятельно, проверьте, правильно ли вы решили задачу. Оцените работу. Если решали сами и правильно «5», Решили правильно, но с небольшой помощью одноклассников – «4», решали с помощью – «3». - Молодцы! б) стр. 79, № 352. - Прочитайте задачу про себя. - Вслух (Один из учеников). Составляется краткая запись задачи. - Какие слова возьмем для краткой записи? (Привезли, изготовили.) - Что известно в задаче? (Привезли 80 машин по 3 т на каждой.) - Что еще известно в задаче? (Масса сахара составляет 6 часть массы свеклы.) - Что нужно найти задаче? (Сколько сахара изготовили из этой свеклы.) – Как найти часть? (Целое разделить на количество частей.) - Решите задачу выражением самостоятельно с помощью краткой записи. Один ученик решает с обратной стороны доски. Проверка. - Кто так же решил задачу? Оцените свою работу. - Молодцы! Вы очень близки к вступлению в клуб «Почемучек». | Активизация познавательной деятельности. Закрепление умения решать текстовые задачи; развитие мыслительных операций; развитие доказательной речи. Развитие умения выделять из текста задачи необходимую информацию для составления краткой записи и решения. Дифференциация. Развитие умения самостоятельно оценивать свои возможности. Формирование навыков самопроверки и самооценки. Закрепление умения решать текстовые задачи; развитие мыслительных операций; развитие доказательной речи. Развитие умения выделять из текста задачи необходимую информацию для составления краткой записи и решения. Оценка деятельности ученика учителем. Обратная связь. Формирование навыков самопроверки и самооценки. |
8. Упражнение на преобразование величины. | - Клуб «Почемучек» приготовил вам последнее задание. - Прочитайте задание на стр. 79 № 355. - Что нужно сделать? - Кто может выполнить это задание самостоятельно, выполняйте. - Кому нужна помощь? Предлагается помощь в виде карточек – помощниц: 1 ч = 60 мин 1 мин = 60 с 1 кг = 1000 г 1 т = 1000 кг 1 ц = 100 кг 1 т = 10 ц Взаимопроверка. - Поменяйтесь тетрадочками, проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед. Открывается слайд с правильными ответами. - Поставьте оценки на полях тетради, если все правильно – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3». - Верните тетрадочки друг другу. | Развитие умения преобразовывать величины; развитие мыслительных операций. Развивать умений работать в паре. Развивать умение находить и исправлять ошибки. Развивать умение оценивать результаты выполненной работы. |
Оценочно – рефлексивный этап |
9. Подведение итогов и оценивание деятельности учащихся. | - Какая у нас была цель на уроке? Какой алгоритм выполнения умножения многозначного числа, окачивающегося нулями, на однозначное число мы составили? - Как вы считаете, вы достигли цели? Кто считает, что он уже научился умножать многозначные числа, оканчивающее нулями, на однозначное число, нарисуйте у себя на полях тетради солнышко. - Кто считает, что ему еще нужно потренироваться, нарисуйте солнышко с тучкой. - Кто считает, что ему еще много надо тренироваться, нарисуйте тучку. - Чему еще учились? ( Выполнять разные вычисления при решении задач, преобразовывать величины.) - Кто был доволен своей работой на уроке? - Какое задание вам показалось особенно трудным? - Наше занятие подошло к концу. - Вы все были очень активными, работали дружно и внимательно, поэтому клуб «Почемучек» приглашает вас, вступит в его ряды и дарит вам свои эмблемы. | Развитие умения оценивать свою учебную деятельность. Создание положительного эмоционального климата; похвала способствует дальнейшей плодотворной работе. |
10. Домашнее задание. | - Клуб «Почемучек» приготовил вам новое задание на дом. Учебник стр. 79 № 350 (2 последних столбика), 356. Посмотрите задания, все ли понятно? - Спасибо за урок! | |
Самоанализ урока:
При подготовке данного урока я учитывала возраст детей, индивидуальные особенности (материал, подобранный для урока был доступен для всех детей класса), здоровьесберегающий фактор (в основной этап урока были включены здоровьесберегающие технологии: физкультурная пауза, игровые моменты).
На данном уроке дети изучали новый материал.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые мной, были направлены на поддержание познавательной активности детей на протяжении всего урока.
Все задания, запланированные мной, были выполнены.
На уроке дети были очень активны, выполняли задание с удовольствием.
По отношению друг к другу были терпеливы, всегда слушали, когда отвечали их товарищи.
Я считаю, что данный урок поставленной цели достиг: дети познакомились с приемом умножения многозначного числа, оканчивающегося нулями, на однозначное число.