СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок изучения рассказа "Зарубки на сердце" К.Г.Паустовского ,8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок изучения рассказа "Зарубки на сердце" К.Г.Паустовского ,8 класс»

ЗАРУБКИ НА СЕРДЦЕ»

Урок внеклассного чтения

по   рассказу  К.Г. Паустовского  « Телеграмма » (9 класс)

( учитель русского языка и  литературы  МОУ СОШ №18 Шмелева И.В.)


I. Оргмомент.


II. Ход урока.

Перед ребятами логико-смысловая модель (схема), с которой они работают в течение урока, постепенно вписывая необходимую информацию.



1. В жизни каждого человека есть что-то такое, что он считает наиболее важным, необходимым, то есть ценным. Для кого-то, например,- это дружба.

- Ребята, как вам кажется, какие ценности есть в нашей жизни, в жизни людей, которые нас окружают?

(любовь, карьера, материальные блага, дружба, здоровье, семья и т. д.)


- Перед вами на доске написаны эти ценности, которые вы сейчас перечислили, в алфавитном порядке. Давайте попробуем разместить их в порядке их важности для вас. Прочитайте, что у вас получилось …

(ребята зачитывают цепочку слов, записывают их в нужном для них порядке на схеме)


- Хорошо. У каждого есть право на свое мнение. На время отложим эту работу, мы вернемся к ней очень скоро.


2. Слово учителя. (СЛАЙДЫ – ФОТОГРАФИИ ДЕТЕЙ,

МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ, СТАРИКОВ)

- Чем знаменателен 2008 год?

2008 год объявлен в России годом семьи. Государство особое внимание уделяет проблемам многодетных, малообеспеченных семей, появляются новые программы по усыновлению детей-сирот. Очень много говорится о проблемах детских домов, интернатов. Почему при живых родителях такое огромное количество брошенных детей? Как больно смотреть в их глаза! Мимо таких животрепещущих тем действительно нельзя проходить мимо.

Да, о молодом поколении говорится много, но почему-то мы почти забыли о стариках. А как живется им? Как они проводят время? Что их волнует? Как существуют на свою пенсию?

Или это неважная тема?

Ведь неспроста в любой трагической ситуации, при любой катастрофе принято спасать первыми детей и стариков.

– Почему?

(Дети – это будущее страны, старики – это мудрость,

память.)




И на сегодняшнем уроке мы познакомимся с  рассказом  Константина Георгиевича  Паустовского , который не прошел мимо данной проблемы



3. Слово учителя: (СЛАЙД – ФОТО К.Г. ПАУСТОВСКОГО ,

НАЗВАНИЯ ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЙ)

Когда называешь имя Константина  Паустовского , то в памяти оживает Мещерский край, средняя полоса России, с ее неброской красотой. Но  Паустовский  – это и юг, с которым связаны «Кара-Бугаз», «Черное море», и север, который вызвал к жизни такие книги, как «Озерный фронт», «Северная повесть». Однако самым счастливым для писателя оказалось знакомство именно со средней полосой России. Вот как говорит о ней  Паустовский : «Она завладела мной сразу и навсегда… С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля». Именно здесь написаны «Мещерская сторона», «Повесть о лесах», « Телеграмма », «Во глубине России».

Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Некоторые его  рассказы  и очерки посвящены А.Грину, Чехову, Блоку, Лермонтову, Гоголю.

Но все-таки чаще  Паустовский  писал о людях простых и безвестных, о которых читаем мы с волнением, хотя в произведениях этих нет острого сюжета, захватывающих происшествий. В чем же дело? Может быть, умение остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает? На эти и другие вопросы мы попробуем ответить на этом уроке.


«Зарубки на сердце» - тема нашего урока. (СЛАЙД – ТЕМА УРОКА,

ЭПИГРАФ)


– Что же такое зарубки? Это слово не раз встречалось вам. Как вы его понимаете?

(Зарубки делали охотники на деревьях, когда отправлялись в лес,

в тайгу, чтобы не заблудиться и на обратном пути не сбиться с

дороги.

Понятие «зарубки» встречалось  в   рассказе  Виктора Астафьева

«Васюткино озеро»)

(Зарубка – отметка рубящим орудием на чем-нибудь.

Зарубка на дереве. Зарубка в памяти.)



Учитель: Сам Константин  Паустовский  говорил, что появлению его произведений он обязан хорошей памяти и своему блокноту, в который он вносил, как в дневник, все то, что заинтересовало его, произвело на него впечатление. Этот блокнот первым узнал историю, которая легла в основу  рассказа  « Телеграмма », а сам писатель стал очевидцем этих событий. Но только в этом блокноте вместо заглавия стояла запись: «Зарубки на сердце». Почему именно эта фраза стала темой нашего урока, что обозначает реплика одного из героев произведения, взятая для эпиграфа? Я думаю, что скоро мы сможем ответить и на этот вопрос.



  1. Беседа.


- Понравился ли вам  рассказ ?


- О чем этот рассказ? Какой теме посвящен?

(Основная тема рассказа – взаимоотношения родителей и

детей; рассказ о том, как страшна одинокая старость)


- Кто является главной героиней рассказа? Что мы о ней знаем?

Рассказ ученика:  Катерина  Петровна – пожилая женщина, живущая в старом, небольшом селе Заборье. Она интеллигентная, образованная. Когда-то она жила вместе со своим отцом, знаменитым талантливым художником в Петербурге. В старости художник с семьей вернулся из Петербурга в свое родное село, жил на покое и занимался садом. Дом, в котором они жили, находился под охраной областного музея, и сама Катерина Петровна называла его «мемориальным». В доме было много картин, еще больше было в областном музее. Но что будет с домом, когда умрет она, последняя его обитательница, Катерина Петровна не знала.

А в селе не было никого, с кем можно было поговорить о картинах, о Петербургской жизни, о том лете, когда Катерина Петровна жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго.

У  Катерины  Петровны была дочь, которая жила в Ленинграде. Но она очень редко приезжала к матери, а  Катерина  Петровна ждала ее, но от нее почти не было вестей.



-А как живется  Катерине  Петровне сейчас?

(Ей тоскливо одной в своем доме. Она ждет и все не может дождаться приезда своей дочери. Силы покидают ее.)



-Какое чувство по отношению к героине испытываем мы, читатели?

(Жалость, сочувствие.)



Учитель: Обратили ли вы внимание на то, что автор не дает прямых оценок главной героине рассказа. Но какими художественными приемами он достигает такого эффекта, как раскрывает  образ   Катерины  Петровны?



***

Обратимся к началу рассказа. (СЛАЙД – ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ)

Читаем пейзажную зарисовку вслух. (фон – аудиозапись – П.И.Чайковский «Времена года. Октябрь.»)



- Для чего автор начинает  рассказ  с пейзажной зарисовки?

(Она настраивает на определенный лад, создает тональность

повествования)


- Какова интонация данного отрывка?

(грустная, печальная, потому что изображена поздняя осень)


Учитель: Прочитав первые строки  рассказа , мы сразу ощущаем ритм этой прозы. Фразы короткие, и от них веет каким-то холодом и безысходностью. Наблюдая за пейзажем, мы видим, как происходит постепенное усиление признаков поздней осени (принцип градации), а у читателя нарастает чувство тревоги, ощущение близкой трагедии.


- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы прочитали о маленьком подсолнечнике?

( а) подсолнечник одинок на фоне серого неба, также одинока

и  Катерина  Петровна;

б) подсолнечник похож на маленькое солнышко, от которого

тепло, тепло людям и около  Катерины )


Учитель: Обращаем внимание на философский подтекст пейзажа: в природе, как и в жизни человеческой, наступает медленное увядание, нежелание «сдаваться» на милость зимних холодов и, наконец, сон, подобный смерти.  Паустовский , следуя традиции отечественной  литературы , соотносит состояние природы с душевным состоянием человека.


- Обратим внимание на описание деталей интерьера. О чем оно свидетельствует? Какие цвета преобладают в пейзаже и в интерьере?

(желтый, серый, черный; всюду неясность, расплывчатость)

- Кто из ранее изученных поэтов активно в своем

творчестве использует цветопись? (С. Есенин)



Делаем вывод:  Катерина  Петровна живет воспоминаниями о прошлом. А в настоящем у нее нет никакой радости, только боль одиночества и потому-то равнодушное ожидание смерти.




- Какой эпизод доказывает беззаветную любовь к дочери, тоску по ней?

( 1. Из-за старости  Катерина  Петровна не понимает, что присланные дочерью деньги не те, что она держала в руках. Ей кажется, что они пахнут ее духами. 2. Перебирает бумажки в ридикюле. Вероятно, это редкие весточки от дочери.)

Вот что писал в своем блокноте об этом ридикюле  Паустовский : « Катерина   Ивановна  никогда не выпускала из рук старенькую атласную сумочку. Там у нее хранились все ее богатства: письма Насти, скудные деньги, паспорт, фотография той же Насти – красивой женщины с тонкими изломанными бровями и затуманенным взглядом – и пожелтевшая фотография самой  Катерины   Ивановны …»


- Что подчеркивает  Паустовский  во внешнем облике героини?

(маленькая, сгорбленная, плохо видит)

Обратите внимание на портрет пожилой женщины, написанный художником А.Костовским. Как могла бы она быть похожа на нашу героиню! (СЛАЙД – ПОРТРЕТ ПОЖИЛОЙ ЖЕНЩИНЫ)



- Почему  Катерина  Петровна вышла впервые за год из дому?

Перечитаем эпизод со слов « Катерина  Петровна забеспокоилась…»

(фон – аудиозапись – порывы ветра)

( калитка была заколочена несколько лет, и  Катерина 

Петровна подумала, что дочь могла не знать об этом и

стучать)

- Что роднит  Катерину  Петровну со звездами и кленом в саду?

(«звезды позабытые», они одиноки, как и  Катерина 

Петровна; клену некуда уйти отсюда, он старый, как и

 Катерина  Петровна)

- Что поняла  Катерина  Петровна во время непосильной для нее прогулки?

(она убедилась в том, что очень слаба и дни ее, вероятно,

сочтены, и тогда она написала письмо)


Письмо  Катерины  Петровны читает заслуженная артистка РФ Николаева Татьяна Федоровна (Мичуринский драматический театр) - фонограмма.

- Как относятся к  Катерине  Петровне окружающие?

(с уважением, добротой, заботятся о ней, оказывают

посильную помощь)


Итог: Так с помощью каких художественных средств  Паустовский  раскрывает  образ  главной героини,  Катерины  Петровны?

(1. пейзажные зарисовки; 2) описание интерьера; 3) портрет; 4) метафоры) Отметить на логико-смысловой модели



________________________________________________________


Обратимся к образу Насти.

- А что мы узнаем из  рассказа  о Насте, дочери Катерины Петровны?

Рассказ ученика: Настя жила в Ленинграде и работала секретарем в Союзе художников. Она устраивала выставки, конкурсы. Всегда была очень занята. Она очень редко писала матери, и письма эти были короткими с дежурными фразами, из которых Катерина Петровна понимала, что у дочери очень много работы. Мы застаем Настю за организацией выставки очень талантливого художника Тимофеева. Ей удалось сделать все, что она запланировала. Выставка состоялась.


- Что в ее внешнем облике подчеркивает автор?

(«Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие

холодные глаза». Сольвейг – это героиня пьесы Ибсена «Пер

Гюнт». Она является образцом верности, преданности,

доброты. На эту пьесу Эдвардом Григом была написана

одноименная сюита. Сольвейг – в переводе означает

«Солнечный путь». Но авторское определение «холодные»

контрастно этому имени. Солнце не может быть холодным.)


Учитель: Обратите внимание на то, как живет мать. Одиночество, серые будни, время тянется невыносимо медленно. У дочери же все наоборот – ее окружает огромное количество людей, каждый день суета, времени катастрофически не хватает. - Так какой же прием положен в основу композиции произведения?

(Контраст. Противопоставление одного поколения другому)

Отметить на логико-смысловой модели



- Всю силу материнской любви вложила Катерина Петровна в свое письмо, а что в ответ?..

(дочь чувствует лишь «смутное беспокойство», ей не до

матери-старушки и ее забот. Она читает письмо только

вечером, когда приходит с работы)


- Какой прием использует автор в данном отрывке: Манюшка долго засовывала письмо в почтовый ящик и пыталась посмотреть в щель – а что же там. Но там была лишь жестяная пустота. (Метафора)


Как  Катерина  Петровна оправдывает Настю, ее «молчание»?

(она знала, «что Насте не до нее, старухи. У них, молодых,

свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не

мешать»)


- Как проявила себя Настя в организации выставки художника Тимофеева?

(Настойчивость, решительность, упорство в достижении цели,

горячую заинтересованность, внимание к судьбе художника)


- Как вы думаете, почему Настя так самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Она, по вашему мнению, бескорыстна?

( Не последнюю роль здесь сыграло обстоятельство, что

Тимофеев был действительно очень талантлив. Настя поняла

это. Он и сам со временем пробился бы, поэтому она и стала

так усердно заниматься устройством его выставки, возможно,

предвидя те слова благодарности ей за чуткость и внимание к

людям. Выставка предоставляла возможность самой Насте

выдвинуться, стать значимой, прославиться.)



- Как оценили деятельность Насти художники?

(хвалят, благодарят за помощь) Зачитать отрывок


Учитель: И вот курьерша Даша передала Насте телеграмму. Само слово « телеграмма » должно было взволновать ее (да и после такого письма!)

- Как же Настя принимает ее?

(Спокойно, она так далека от матери, что не сазу поняла, о

какой Кате идет речь.  Паустовский  подчеркивает ее

недоброту, фальшь, когда сразу после ее мыслей: «Какая

Катя? Какой Тихон? Должно быть, это не мне». Затем по

адресу она понимает, что  телеграмма  все-таки отправлена ей, а  Катерина  – ее мать. Но Настя продолжает слушать хвалебные речи и не трогается с места.)


- Почему Настя не рассказала правду старому художнику?

(Ей было стыдно признаваться, что в то время, когда она

наслаждается похвалой, у нее умирает мать)


- «Настя скомкала телеграмму и нахмурилась». Почему?

(Неприятное известие пришло невовремя, это нарушило ее

планы)



- Кто же раскрыл подлинное лицо Насти? (Гоголь-сатирик)

Перечитаем эти страницы.

Учитель: -Так звучит  в   рассказе  тема воздействия настоящего искусства на человека. Как и отец  Катерины  Петровны, молодой скульптор Тимофеев обладал гениальным талантом создавать правдивые  образы . Кропотливая работа художника увенчалась успехом: ему удалось передать в скульптуре тончайшие оттенки облика Николая Васильевича, так что «проступила душа». Поэтому и получился «говорящий» Гоголь. Потому так велико влияние его  образа  на зрителей. (Заметим, что тема искусства – одна из основных в творчестве Константина  Паустовского .)


- Что писатель вложил в это восклицание: «Эх, ты!»?

( а) укоряет за равнодушие, фальшь;

б) презирает за бессердечность, эгоизм)


Учитель: Кстати, это и подсознательная самооценка Насти. Произведение искусства, такое точное, талантливое, нефальшивое, помогло осознать все то, что она натворила. В сквере, оставшись одна и вспомнив последнее письмо матери, она вдруг прозревает и начинает понимать, что «никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье». Зачитать отрывок со слов «Валил водянистый снег.»



- Как писателю удалось передать глубокую взволнованность Насти, с помощью каких художественных приемов?

(Внутренний монолог, восклицания, риторические вопросы,

повтор слов, описаний действий)


Учитель: Билетов в кассе уже не было, но слово «мама» действует

как пароль, как пропуск. Это слово открывает любые двери, но Настя поняла это слишком поздно.


Учитель: Перенесемся в старый, заброшенный, опустевший дом.

- Каково состояние  Катерины  Петровны в последние дни жизни?

(Она доживала последние дни, ждала, слабо надеялась. И

эта надежда поддерживала в ней жизнь.)

Учитель: И тогда сторож Тихон идет на почту и что-то пишет на

телеграфном бланке корявыми буквами, а затем приносит  Катерине 

Петровне телеграмму.

- Что это за  телеграмма ? Почему  Катерина  Петровна поняла, что

 телеграмма  не от Насти?

(Речь выдает пожилого человека. Грамотная  Катерина 

Петровна понимает, что ее Настя не могла так написать.)


- Вернемся к заглавию  рассказа  – « Телеграмма ». Так о какой же телеграмме идет речь: о первой или второй, отправленной Тихоном  Катерине  Петровне?

(Вторая  телеграмма  – урок доброты, чуткости простого

человека, стремление облегчить последние минуты жизни

несчастной женщины)


Учитель: Поняв, что дочка опять осталась глуха,  Катерина  Петровна

перестает ждать и умирает. Смерть и похороны  Катерины  Петровны

– развязка произведения. Автор сочувствует героине, преклоняется перед ее деликатностью, интеллигентностью, добротой и сдержанностью. Единственная слезинка перед смертью подтверждает ее терпеливость.  Паустовский  мастерски показывает тонкий склад души Екатерины Петровны. У нас в классе учатся девочки с таким же красивым именем. А знаете ли вы, что оно обозначает? Само имя «Екатерина» (греч.) означает чистая, непорочная.


- Обратим внимание на пейзаж. Почему он изменился? Зачитать.

( Со смертью  Катерины  Петровны исчезла напряженность,

связанная с томительным ожиданием приезда Насти.

Смерть – это и избавление от страданий.)


- Какие слова говорит Тихон Манюшке после смерти  Катерины  Петровны?

( «за добро плати добром, не будь пустельгой»).


-Что обозначает это слово – «пустельга»?

( Пустельга – 1. Хищная птица из семейства соколиных.

2. Легкомысленный, пустой человек (разг. неодобр.).


- Почему они сказаны именно Манюшке?

(Это напутствие пожилого человека девочке, ведь она тоже

дочь. )


- Так почему, по вашему мнению, именно эти слова являются эпиграфом к нашему уроку?


Учитель: - В словах Тихона мы слышим не только напутствие Манюшке, это обращение  Паустовского  ко всему молодому поколению, обращение ко всем читателям.

- Почему же Константин  Паустовский  в своем очерке использует такое образное выражение – «зарубки на сердце»?

Учитель: (Эта история, которой он был очевидцем, оставила следы не только в его памяти, но и в его душе, в его сердце. У каждого человека есть такие зарубки на сердце, от которых становится больно, грустно. Я надеюсь, что и в вашем сердце останется память от урока, данного нам Константином  Паустовским .)

Посмотрите за окно. Сейчас стоит глубокая осень, морозно (слякотно, уныло, серо). Наверное, именно такая погода стояла в Заборье, когда умирала одинокая и несчастная  Катерина  Петровна. А быть может и сейчас, в каком-то скучном, забытом месте нуждается в чьем-то тепле, в чьей-то заботе такая же одинокая старушка. И, я уверена, что от нас с вами тоже зависит, чтобы таких  Катерин  на Земле стало меньше. У вас есть тоже бабушки, прабабушки, дедушки. А как часто вы звоните им, коротаете вечера за чашкой чая, посвящаете свое время им, тем, кто дарил и дарит вам свою любовь просто за то, что вы есть, за то, что вы родные им люди?


- Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Вот эту опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма пострадала ее душа. Любя искусство, служа ему, Настя могла бы сделать многое для увековечивания памяти своего дедушки. Тогда связь времен и поколений не прервалась бы, Настя стала бы значимой на земле своих предков. А  Катерина  Петровна не терзалась бы вопросом: что будет с «мемориальным» домом после ее смерти.

- Но безнадежно ли больна Настя? Или заговорившая совесть

свидетельствует о начале ее возрождения?

( Паустовский , осуждая и развенчивая Настю, все же верит в ее искреннее раскаяние и исправление. Не случайно значение имени «Настя» (греч.) – воскрешающая. Воскресить – значит здесь - восстановить, возродить что-нибудь утраченное, забытое.)


- А для чего, по вашему мнению, вводится  в   рассказ   образ  молодой

учительницы?

( Она остро почувствовала вину дочери и попыталась

заменить Настю, проводив  Катерину  Петровну в последний

путь.)

- Какая черта есть у нее и отсутствует у Насти?

( Душевность, добросердечие.)


- Кого из героев  рассказа  мы можем назвать сердечным, душевным?

( Чувствуется симпатия и любовь автора к простым

сельским жителям. Это земля «любимая» и «родная» для

тех, кто здесь родился, вырос, работал.)


Учитель: Да, это простые русские люди, которых так любил  Паустовский . Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но никогда не пройдут мимо чужого горя, всегда помогут. Таковы и Манюшка, и Тихон, и Василий, и молодая учительница. Сцена похорон заканчивается предложением: «За оградой, в легком, перепархивающем снегу лежала любимая, чуть печальная, родная земля». Эта земля родная не для Насти, а для этих обыкновенных русских людей, не растерявших ни терпения, ни чуткости, ни доброты…

Именно для них и родная земля, и семья – это та опора, без которой невозможно прожить жизнь.

III. Оценки за урок.


IV. Домашнее задание.

V. Заключительная часть.


Учитель: Давайте вернемся к схемам, на которых до урока вы разместили слова, обозначающие общечеловеческие ценности в определенном порядке. И может быть,  Паустовский  смог помочь нам заглянуть в самих себя, и что-то в вашем миропонимании, мироощущении изменилось? Попробуйте еще раз определить место перечисленных ценностей в вашей жизни.

Да, 2008 год в России объявлен годом семьи, но я надеюсь, что закончится год, но мы не забудем о семейных ценностях и вынесем урок, данный нам Константином  Паустовским  на всю жизнь.

Запись на доске читает учитель:

Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет, и

долголетен будеши на земле (пятая заповедь Божия)





14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!