ЗАРУБКИ НА СЕРДЦЕ»
Урок внеклассного чтения
по рассказу К.Г. Паустовского « Телеграмма » (9 класс)
( учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №18 Шмелева И.В.)
I. Оргмомент.
II. Ход урока.
Перед ребятами логико-смысловая модель (схема), с которой они работают в течение урока, постепенно вписывая необходимую информацию.
1. В жизни каждого человека есть что-то такое, что он считает наиболее важным, необходимым, то есть ценным. Для кого-то, например,- это дружба.
- Ребята, как вам кажется, какие ценности есть в нашей жизни, в жизни людей, которые нас окружают?
(любовь, карьера, материальные блага, дружба, здоровье, семья и т. д.)
- Перед вами на доске написаны эти ценности, которые вы сейчас перечислили, в алфавитном порядке. Давайте попробуем разместить их в порядке их важности для вас. Прочитайте, что у вас получилось …
(ребята зачитывают цепочку слов, записывают их в нужном для них порядке на схеме)
- Хорошо. У каждого есть право на свое мнение. На время отложим эту работу, мы вернемся к ней очень скоро.
2. Слово учителя. (СЛАЙДЫ – ФОТОГРАФИИ ДЕТЕЙ,
МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ, СТАРИКОВ)
- Чем знаменателен 2008 год?
2008 год объявлен в России годом семьи. Государство особое внимание уделяет проблемам многодетных, малообеспеченных семей, появляются новые программы по усыновлению детей-сирот. Очень много говорится о проблемах детских домов, интернатов. Почему при живых родителях такое огромное количество брошенных детей? Как больно смотреть в их глаза! Мимо таких животрепещущих тем действительно нельзя проходить мимо.
Да, о молодом поколении говорится много, но почему-то мы почти забыли о стариках. А как живется им? Как они проводят время? Что их волнует? Как существуют на свою пенсию?
Или это неважная тема?
Ведь неспроста в любой трагической ситуации, при любой катастрофе принято спасать первыми детей и стариков.
– Почему?
(Дети – это будущее страны, старики – это мудрость,
память.)
И на сегодняшнем уроке мы познакомимся с рассказом Константина Георгиевича Паустовского , который не прошел мимо данной проблемы
3. Слово учителя: (СЛАЙД – ФОТО К.Г. ПАУСТОВСКОГО ,
НАЗВАНИЯ ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЙ)
Когда называешь имя Константина Паустовского , то в памяти оживает Мещерский край, средняя полоса России, с ее неброской красотой. Но Паустовский – это и юг, с которым связаны «Кара-Бугаз», «Черное море», и север, который вызвал к жизни такие книги, как «Озерный фронт», «Северная повесть». Однако самым счастливым для писателя оказалось знакомство именно со средней полосой России. Вот как говорит о ней Паустовский : «Она завладела мной сразу и навсегда… С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля». Именно здесь написаны «Мещерская сторона», «Повесть о лесах», « Телеграмма », «Во глубине России».
Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Некоторые его рассказы и очерки посвящены А.Грину, Чехову, Блоку, Лермонтову, Гоголю.
Но все-таки чаще Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых читаем мы с волнением, хотя в произведениях этих нет острого сюжета, захватывающих происшествий. В чем же дело? Может быть, умение остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает? На эти и другие вопросы мы попробуем ответить на этом уроке.
«Зарубки на сердце» - тема нашего урока. (СЛАЙД – ТЕМА УРОКА,
ЭПИГРАФ)
– Что же такое зарубки? Это слово не раз встречалось вам. Как вы его понимаете?
(Зарубки делали охотники на деревьях, когда отправлялись в лес,
в тайгу, чтобы не заблудиться и на обратном пути не сбиться с
дороги.
Понятие «зарубки» встречалось в рассказе Виктора Астафьева
«Васюткино озеро»)
(Зарубка – отметка рубящим орудием на чем-нибудь.
Зарубка на дереве. Зарубка в памяти.)
Учитель: Сам Константин Паустовский говорил, что появлению его произведений он обязан хорошей памяти и своему блокноту, в который он вносил, как в дневник, все то, что заинтересовало его, произвело на него впечатление. Этот блокнот первым узнал историю, которая легла в основу рассказа « Телеграмма », а сам писатель стал очевидцем этих событий. Но только в этом блокноте вместо заглавия стояла запись: «Зарубки на сердце». Почему именно эта фраза стала темой нашего урока, что обозначает реплика одного из героев произведения, взятая для эпиграфа? Я думаю, что скоро мы сможем ответить и на этот вопрос.
Беседа.
- Понравился ли вам рассказ ?
- О чем этот рассказ? Какой теме посвящен?
(Основная тема рассказа – взаимоотношения родителей и
детей; рассказ о том, как страшна одинокая старость)
- Кто является главной героиней рассказа? Что мы о ней знаем?
Рассказ ученика: Катерина Петровна – пожилая женщина, живущая в старом, небольшом селе Заборье. Она интеллигентная, образованная. Когда-то она жила вместе со своим отцом, знаменитым талантливым художником в Петербурге. В старости художник с семьей вернулся из Петербурга в свое родное село, жил на покое и занимался садом. Дом, в котором они жили, находился под охраной областного музея, и сама Катерина Петровна называла его «мемориальным». В доме было много картин, еще больше было в областном музее. Но что будет с домом, когда умрет она, последняя его обитательница, Катерина Петровна не знала.
А в селе не было никого, с кем можно было поговорить о картинах, о Петербургской жизни, о том лете, когда Катерина Петровна жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго.
У Катерины Петровны была дочь, которая жила в Ленинграде. Но она очень редко приезжала к матери, а Катерина Петровна ждала ее, но от нее почти не было вестей.
-А как живется Катерине Петровне сейчас?
(Ей тоскливо одной в своем доме. Она ждет и все не может дождаться приезда своей дочери. Силы покидают ее.)
-Какое чувство по отношению к героине испытываем мы, читатели?
(Жалость, сочувствие.)
Учитель: Обратили ли вы внимание на то, что автор не дает прямых оценок главной героине рассказа. Но какими художественными приемами он достигает такого эффекта, как раскрывает образ Катерины Петровны?
***
Обратимся к началу рассказа. (СЛАЙД – ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ)
Читаем пейзажную зарисовку вслух. (фон – аудиозапись – П.И.Чайковский «Времена года. Октябрь.»)
- Для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки?
(Она настраивает на определенный лад, создает тональность
повествования)
- Какова интонация данного отрывка?
(грустная, печальная, потому что изображена поздняя осень)
Учитель: Прочитав первые строки рассказа , мы сразу ощущаем ритм этой прозы. Фразы короткие, и от них веет каким-то холодом и безысходностью. Наблюдая за пейзажем, мы видим, как происходит постепенное усиление признаков поздней осени (принцип градации), а у читателя нарастает чувство тревоги, ощущение близкой трагедии.
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы прочитали о маленьком подсолнечнике?
( а) подсолнечник одинок на фоне серого неба, также одинока
и Катерина Петровна;
б) подсолнечник похож на маленькое солнышко, от которого
тепло, тепло людям и около Катерины )
Учитель: Обращаем внимание на философский подтекст пейзажа: в природе, как и в жизни человеческой, наступает медленное увядание, нежелание «сдаваться» на милость зимних холодов и, наконец, сон, подобный смерти. Паустовский , следуя традиции отечественной литературы , соотносит состояние природы с душевным состоянием человека.
- Обратим внимание на описание деталей интерьера. О чем оно свидетельствует? Какие цвета преобладают в пейзаже и в интерьере?
(желтый, серый, черный; всюду неясность, расплывчатость)
- Кто из ранее изученных поэтов активно в своем
творчестве использует цветопись? (С. Есенин)
Делаем вывод: Катерина Петровна живет воспоминаниями о прошлом. А в настоящем у нее нет никакой радости, только боль одиночества и потому-то равнодушное ожидание смерти.
- Какой эпизод доказывает беззаветную любовь к дочери, тоску по ней?
( 1. Из-за старости Катерина Петровна не понимает, что присланные дочерью деньги не те, что она держала в руках. Ей кажется, что они пахнут ее духами. 2. Перебирает бумажки в ридикюле. Вероятно, это редкие весточки от дочери.)
Вот что писал в своем блокноте об этом ридикюле Паустовский : « Катерина Ивановна никогда не выпускала из рук старенькую атласную сумочку. Там у нее хранились все ее богатства: письма Насти, скудные деньги, паспорт, фотография той же Насти – красивой женщины с тонкими изломанными бровями и затуманенным взглядом – и пожелтевшая фотография самой Катерины Ивановны …»
- Что подчеркивает Паустовский во внешнем облике героини?
(маленькая, сгорбленная, плохо видит)
Обратите внимание на портрет пожилой женщины, написанный художником А.Костовским. Как могла бы она быть похожа на нашу героиню! (СЛАЙД – ПОРТРЕТ ПОЖИЛОЙ ЖЕНЩИНЫ)
- Почему Катерина Петровна вышла впервые за год из дому?
Перечитаем эпизод со слов « Катерина Петровна забеспокоилась…»
(фон – аудиозапись – порывы ветра)
( калитка была заколочена несколько лет, и Катерина
Петровна подумала, что дочь могла не знать об этом и
стучать)
- Что роднит Катерину Петровну со звездами и кленом в саду?
(«звезды позабытые», они одиноки, как и Катерина
Петровна; клену некуда уйти отсюда, он старый, как и
Катерина Петровна)
- Что поняла Катерина Петровна во время непосильной для нее прогулки?
(она убедилась в том, что очень слаба и дни ее, вероятно,
сочтены, и тогда она написала письмо)
Письмо Катерины Петровны читает заслуженная артистка РФ Николаева Татьяна Федоровна (Мичуринский драматический театр) - фонограмма.
- Как относятся к Катерине Петровне окружающие?
(с уважением, добротой, заботятся о ней, оказывают
посильную помощь)
Итог: Так с помощью каких художественных средств Паустовский раскрывает образ главной героини, Катерины Петровны?
(1. пейзажные зарисовки; 2) описание интерьера; 3) портрет; 4) метафоры) Отметить на логико-смысловой модели
________________________________________________________
Обратимся к образу Насти.
- А что мы узнаем из рассказа о Насте, дочери Катерины Петровны?
Рассказ ученика: Настя жила в Ленинграде и работала секретарем в Союзе художников. Она устраивала выставки, конкурсы. Всегда была очень занята. Она очень редко писала матери, и письма эти были короткими с дежурными фразами, из которых Катерина Петровна понимала, что у дочери очень много работы. Мы застаем Настю за организацией выставки очень талантливого художника Тимофеева. Ей удалось сделать все, что она запланировала. Выставка состоялась.
- Что в ее внешнем облике подчеркивает автор?
(«Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие
холодные глаза». Сольвейг – это героиня пьесы Ибсена «Пер
Гюнт». Она является образцом верности, преданности,
доброты. На эту пьесу Эдвардом Григом была написана
одноименная сюита. Сольвейг – в переводе означает
«Солнечный путь». Но авторское определение «холодные»
контрастно этому имени. Солнце не может быть холодным.)
Учитель: Обратите внимание на то, как живет мать. Одиночество, серые будни, время тянется невыносимо медленно. У дочери же все наоборот – ее окружает огромное количество людей, каждый день суета, времени катастрофически не хватает. - Так какой же прием положен в основу композиции произведения?
(Контраст. Противопоставление одного поколения другому)
Отметить на логико-смысловой модели
- Всю силу материнской любви вложила Катерина Петровна в свое письмо, а что в ответ?..
(дочь чувствует лишь «смутное беспокойство», ей не до
матери-старушки и ее забот. Она читает письмо только
вечером, когда приходит с работы)
- Какой прием использует автор в данном отрывке: Манюшка долго засовывала письмо в почтовый ящик и пыталась посмотреть в щель – а что же там. Но там была лишь жестяная пустота. (Метафора)
Как Катерина Петровна оправдывает Настю, ее «молчание»?
(она знала, «что Насте не до нее, старухи. У них, молодых,
свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не
мешать»)
- Как проявила себя Настя в организации выставки художника Тимофеева?
(Настойчивость, решительность, упорство в достижении цели,
горячую заинтересованность, внимание к судьбе художника)
- Как вы думаете, почему Настя так самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Она, по вашему мнению, бескорыстна?
( Не последнюю роль здесь сыграло обстоятельство, что
Тимофеев был действительно очень талантлив. Настя поняла
это. Он и сам со временем пробился бы, поэтому она и стала
так усердно заниматься устройством его выставки, возможно,
предвидя те слова благодарности ей за чуткость и внимание к
людям. Выставка предоставляла возможность самой Насте
выдвинуться, стать значимой, прославиться.)
- Как оценили деятельность Насти художники?
(хвалят, благодарят за помощь) Зачитать отрывок
Учитель: И вот курьерша Даша передала Насте телеграмму. Само слово « телеграмма » должно было взволновать ее (да и после такого письма!)
- Как же Настя принимает ее?
(Спокойно, она так далека от матери, что не сазу поняла, о
какой Кате идет речь. Паустовский подчеркивает ее
недоброту, фальшь, когда сразу после ее мыслей: «Какая
Катя? Какой Тихон? Должно быть, это не мне». Затем по
адресу она понимает, что телеграмма все-таки отправлена ей, а Катерина – ее мать. Но Настя продолжает слушать хвалебные речи и не трогается с места.)
- Почему Настя не рассказала правду старому художнику?
(Ей было стыдно признаваться, что в то время, когда она
наслаждается похвалой, у нее умирает мать)
- «Настя скомкала телеграмму и нахмурилась». Почему?
(Неприятное известие пришло невовремя, это нарушило ее
планы)
- Кто же раскрыл подлинное лицо Насти? (Гоголь-сатирик)
Перечитаем эти страницы.
Учитель: -Так звучит в рассказе тема воздействия настоящего искусства на человека. Как и отец Катерины Петровны, молодой скульптор Тимофеев обладал гениальным талантом создавать правдивые образы . Кропотливая работа художника увенчалась успехом: ему удалось передать в скульптуре тончайшие оттенки облика Николая Васильевича, так что «проступила душа». Поэтому и получился «говорящий» Гоголь. Потому так велико влияние его образа на зрителей. (Заметим, что тема искусства – одна из основных в творчестве Константина Паустовского .)
- Что писатель вложил в это восклицание: «Эх, ты!»?
( а) укоряет за равнодушие, фальшь;
б) презирает за бессердечность, эгоизм)
Учитель: Кстати, это и подсознательная самооценка Насти. Произведение искусства, такое точное, талантливое, нефальшивое, помогло осознать все то, что она натворила. В сквере, оставшись одна и вспомнив последнее письмо матери, она вдруг прозревает и начинает понимать, что «никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье». Зачитать отрывок со слов «Валил водянистый снег.»
- Как писателю удалось передать глубокую взволнованность Насти, с помощью каких художественных приемов?
(Внутренний монолог, восклицания, риторические вопросы,
повтор слов, описаний действий)
Учитель: Билетов в кассе уже не было, но слово «мама» действует
как пароль, как пропуск. Это слово открывает любые двери, но Настя поняла это слишком поздно.
Учитель: Перенесемся в старый, заброшенный, опустевший дом.
- Каково состояние Катерины Петровны в последние дни жизни?
(Она доживала последние дни, ждала, слабо надеялась. И
эта надежда поддерживала в ней жизнь.)
Учитель: И тогда сторож Тихон идет на почту и что-то пишет на
телеграфном бланке корявыми буквами, а затем приносит Катерине
Петровне телеграмму.
- Что это за телеграмма ? Почему Катерина Петровна поняла, что
телеграмма не от Насти?
(Речь выдает пожилого человека. Грамотная Катерина
Петровна понимает, что ее Настя не могла так написать.)
- Вернемся к заглавию рассказа – « Телеграмма ». Так о какой же телеграмме идет речь: о первой или второй, отправленной Тихоном Катерине Петровне?
(Вторая телеграмма – урок доброты, чуткости простого
человека, стремление облегчить последние минуты жизни
несчастной женщины)
Учитель: Поняв, что дочка опять осталась глуха, Катерина Петровна
перестает ждать и умирает. Смерть и похороны Катерины Петровны
– развязка произведения. Автор сочувствует героине, преклоняется перед ее деликатностью, интеллигентностью, добротой и сдержанностью. Единственная слезинка перед смертью подтверждает ее терпеливость. Паустовский мастерски показывает тонкий склад души Екатерины Петровны. У нас в классе учатся девочки с таким же красивым именем. А знаете ли вы, что оно обозначает? Само имя «Екатерина» (греч.) означает чистая, непорочная.
- Обратим внимание на пейзаж. Почему он изменился? Зачитать.
( Со смертью Катерины Петровны исчезла напряженность,
связанная с томительным ожиданием приезда Насти.
Смерть – это и избавление от страданий.)
- Какие слова говорит Тихон Манюшке после смерти Катерины Петровны?
( «за добро плати добром, не будь пустельгой»).
-Что обозначает это слово – «пустельга»?
( Пустельга – 1. Хищная птица из семейства соколиных.
2. Легкомысленный, пустой человек (разг. неодобр.).
- Почему они сказаны именно Манюшке?
(Это напутствие пожилого человека девочке, ведь она тоже
дочь. )
- Так почему, по вашему мнению, именно эти слова являются эпиграфом к нашему уроку?
Учитель: - В словах Тихона мы слышим не только напутствие Манюшке, это обращение Паустовского ко всему молодому поколению, обращение ко всем читателям.
- Почему же Константин Паустовский в своем очерке использует такое образное выражение – «зарубки на сердце»?
Учитель: (Эта история, которой он был очевидцем, оставила следы не только в его памяти, но и в его душе, в его сердце. У каждого человека есть такие зарубки на сердце, от которых становится больно, грустно. Я надеюсь, что и в вашем сердце останется память от урока, данного нам Константином Паустовским .)
Посмотрите за окно. Сейчас стоит глубокая осень, морозно (слякотно, уныло, серо). Наверное, именно такая погода стояла в Заборье, когда умирала одинокая и несчастная Катерина Петровна. А быть может и сейчас, в каком-то скучном, забытом месте нуждается в чьем-то тепле, в чьей-то заботе такая же одинокая старушка. И, я уверена, что от нас с вами тоже зависит, чтобы таких Катерин на Земле стало меньше. У вас есть тоже бабушки, прабабушки, дедушки. А как часто вы звоните им, коротаете вечера за чашкой чая, посвящаете свое время им, тем, кто дарил и дарит вам свою любовь просто за то, что вы есть, за то, что вы родные им люди?
- Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:
Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Вот эту опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма пострадала ее душа. Любя искусство, служа ему, Настя могла бы сделать многое для увековечивания памяти своего дедушки. Тогда связь времен и поколений не прервалась бы, Настя стала бы значимой на земле своих предков. А Катерина Петровна не терзалась бы вопросом: что будет с «мемориальным» домом после ее смерти.
- Но безнадежно ли больна Настя? Или заговорившая совесть
свидетельствует о начале ее возрождения?
( Паустовский , осуждая и развенчивая Настю, все же верит в ее искреннее раскаяние и исправление. Не случайно значение имени «Настя» (греч.) – воскрешающая. Воскресить – значит здесь - восстановить, возродить что-нибудь утраченное, забытое.)
- А для чего, по вашему мнению, вводится в рассказ образ молодой
учительницы?
( Она остро почувствовала вину дочери и попыталась
заменить Настю, проводив Катерину Петровну в последний
путь.)
- Какая черта есть у нее и отсутствует у Насти?
( Душевность, добросердечие.)
- Кого из героев рассказа мы можем назвать сердечным, душевным?
( Чувствуется симпатия и любовь автора к простым
сельским жителям. Это земля «любимая» и «родная» для
тех, кто здесь родился, вырос, работал.)
Учитель: Да, это простые русские люди, которых так любил Паустовский . Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но никогда не пройдут мимо чужого горя, всегда помогут. Таковы и Манюшка, и Тихон, и Василий, и молодая учительница. Сцена похорон заканчивается предложением: «За оградой, в легком, перепархивающем снегу лежала любимая, чуть печальная, родная земля». Эта земля родная не для Насти, а для этих обыкновенных русских людей, не растерявших ни терпения, ни чуткости, ни доброты…
Именно для них и родная земля, и семья – это та опора, без которой невозможно прожить жизнь.
III. Оценки за урок.
IV. Домашнее задание.
V. Заключительная часть.
Учитель: Давайте вернемся к схемам, на которых до урока вы разместили слова, обозначающие общечеловеческие ценности в определенном порядке. И может быть, Паустовский смог помочь нам заглянуть в самих себя, и что-то в вашем миропонимании, мироощущении изменилось? Попробуйте еще раз определить место перечисленных ценностей в вашей жизни.
Да, 2008 год в России объявлен годом семьи, но я надеюсь, что закончится год, но мы не забудем о семейных ценностях и вынесем урок, данный нам Константином Паустовским на всю жизнь.
Запись на доске читает учитель:
Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет, и
долголетен будеши на земле (пятая заповедь Божия)
14