СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок к конкурсу "Учитель года России" 2021

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект вводного урока для 7 го класса, к конкурсу учитель года 2021 

Просмотр содержимого документа
«Урок к конкурсу "Учитель года России" 2021»

Конспект вводного урока по физике «Что изучает физика»

для учащихся 7-х классов





Аннотация.

Урок «Что изучает физика» является первым уроком в курсе физики 7 класса. Первый урок имеет цель не только познакомить детей с новым предметом, но и показать, как удивительно интересна физика, какое место она занимает в нашей жизни и в познании окружающего мира. Урок построен так, что учащиеся с первого урока должны понять, что физика наука экспериментальная и в этом ее отличие от других школьных предметов. Поэтому первый урок содержит простые, но занимательные опыты, проводимые как с помощью специального лабораторного оборудовании, так и с помощью доступных предметов, встречающихся в быту, таких, что дети могли бы повторить эти опыты сами или придумать свои.

Цели урока:

Дидактическая цель: формирование научного мировоззрения.

Цели по содержанию:

- Обучающие: познакомить учащихся с новым предметом, дать представление о том, что изучает физика, каковы ее методы и значение в научном познании мира; научить детей новым способам нахождения знаний; обеспечить усвоение образовательных стандартов.

- Развивающие: способствовать развитию внимания, любознательности, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять имеющиеся знания в новой ситуации.

-Воспитательные: способствовать формированию понимания места и значения науки в жизни человека и необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения и развития человечества в целом.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Планируемый результат:

Предметный: сформировать систему новых понятий, таких как физические явления, наблюдение, описание, эксперимент, научный метод;

Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, понимание необходимости приобретения новых знаний, навыки самоорганизации;

Познавательные УУД: формировать навыки познания физических явлений и их проявления в жизни, воспитывать любовь к физике;

Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, научить видению нового знания и его связи с имеющимся опытом, понимать значение новых знаний для последующего обучения;

Коммуникативные УУД: воспитывать коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, презентация «Что изучает физика».

Оборудование для демонстрационных экспериментов:

  1. «Реактивное движение»: шарик детский, чашка химическая с водой, стержень от шариковой ручки.

  2. «Огнеупорный шарик»: шарик, свеча, вода.

  3. Два камертона.

  4. Электрофорная машина.

Структура урока

Организационный этап. Учитель приходит в класс в котором занимаются дети с учебником по музыке. Дети говорят ему, что сегодня у них должен быть урок физики. Учитель отвечает, что все предметы связаны и он готов это доказать, и если ученикам очень интересно, то пока не пришел их новый учитель по физике готов тайком устроить им экскурсию в кабинет физики.

Мотивационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка проблемного вопроса.

Пройдя в кабинет физики учитель делает вид что его срочно вызывают, просит ребят немного осмотреться, и заходит в лаборантскую, где перевоплощается в образ учителя физики и вновь появляется перед учениками.

На демонстрационном столе расставлены различные приборы, портрет М.В. Ломоносова, на задней стене расположены 2 пустых проекта «Взаимосвязь физики и других предметов» и «Дерево познания» рядом лежат таблички с перечислением предметов и вырезанные из бумаги яблоки, на столах выставлены проектные работы учеников прошлых лет.

Учитель: И так как видите Физика и Музыка взаимосвязаны, и сегодня эта связь проявилась в моей лице, именно я буду вести у вас это удивительный предмет и постараюсь что бы он для вас был Izzie. Шутки конечно всегда приветствуются в жизни, но действительно ли связана физика и музыка?

Давайте проверим все ли ученики успешно добрались до нашего кабинета (проверка отсутствующих с помощью QR кода и приложения Plickers)

Мое главное утверждение на сегодняшний урок – Физика, это краеугольная наука, которая связана с остальными предметами, изучаемыми в школе. Вы же сегодня проведете исследование и подтвердите или опровергните мою гипотезу! (рассказываю о проекте «Взаимосвязь физики и других предметов»). А теперь у меня к вам есть целая огромная куча вопросов - ребята, вы учитесь в школе уже седьмой год и изучаете много различных предметов.

Что изучает биология? География? Литература? История? А что же сейчас мы хотим узнать? Что будет являться целью нашего урока? В физике, как в окружающей нас жизни, чтобы достичь результата необходимо видеть куда стремишься, уметь ставить себе цель. И главный вопрос который должен быть у вас в голове – чем поможет мне этот урок в моей жизни?

Учащиеся: наша цель проверить действительно ли физика является базовым предметом для многих наук.

Учитель: если это действительно ваше желание то давайте заключим договор на ближайшие 3 года. Если вы будете его соблюдать, то я обязуюсь ставить вам исключительно положительные оценки, проводить вместе с вами самые смелые и интересные опыты и в ближайшее время отправлю вас в невесомость!

Договор:

Пункт первый – наш класс будет перевернутым – дома вы читаете материал к следующей теме, а на уроке мы будем заниматься только проверкой того, что вы изучили самостоятельно.

Пункт второй – вы обязуетесь добросовестно работать с учебником и тетрадью. Памятка как это делать пусть всегда находиться у вас в качестве закладки.

Ну а теперь все формальности соблюдены и мы проведем первое свое научное исследование и обратимся за помощью к истории, к литературе самой основе гуманитарных наук - к словарю! И за одно самые внимательные уже установили связь между физикой и литературой (прошу прикрепить листочки с надписями история и литература в проекте ВФидН). Дома вы уже прочитали материал первого параграфа и некоторые из вас провели исследования и подготовили сообщения по сегодняшней теме. Я выбрал самые интересные на мой взгляд и предлагаю их вам послушать. (доклады на тему история возникновения физики, Аристотель и Ломоносов…. В результате мы клеим два яблока на дерево знаний с портретами этих ученых а слово физика на солнце

Учитель: запишем в тетрадь - Название «физика» происходит от слова «фюзис»- природа. Постепенно развиваясь научные представления людей разделились, у физики своя задача- изучать не просто объекты, а их изменения т.е. физические явления и ответить на самый интересный вопрос – почему? Дома вы уже ознакомились с материалом учебника, скажите какие именно явления изучает физика?

Учащиеся: Физика изучает: механические, тепловые, звуковые, электрические, магнитные, световые, атомные явления. На основе всех этих явлений мы с ребятами из старших классов организовали небольшой музей физических проектов в который вы в свое время тоже внесете свой вклад (рассказываю о проектной деятельности). Но давайте познакомимся с экспонатами нашего музея поближе, а кое кому я предлагаю сегодня освоить новую профессию – музейного лаборанта и самому провести некоторые опыты. (выбираю детей раздаю им карточки с описанием опытов но без указания явлений)





Механические явления.

люди бегают, летают самолеты, едут автомобили и летят ракеты и спутники. Что общего у всех этих явлений?

Учащиеся: пробуют дать ответы. (Движение)

Работа с учебником – определение механических явлений

Вывод: задача физики ответить на вопрос: почему происходит движение самых разных тел и вывести законы движения.

Давайте рассмотрим один из самых древних экспонатов нашего музея и за одно приведем один из примеров движения. Определите какой из опытов связан с движением? (учащиеся проводят опыт самостоятельно по карточке приготовленной учителем)

Опыт «Реактивное движение». Надуваем воздушный шар и, прежде чем крепко перевязать отверстие ниткой, вставляем в него сильно согнутый под прямым углом пустой стержень от шариковой ручки.(все приготовлено заранее). Чтобы воздух не выходил, наружный конец стержня заглушите с помощью спички и пластилина. В чашку (диаметром меньше надутого шара) наливаем воду. Шар положим на воду так, чтобы загнутый стержень, вставленный в шар, оказался сбоку, над краем чашки. Отрезаем ножницами заглушённый конец стержня. Воздух из него будет выходить, и шар начнет вращаться на воде под действием реактивной силы.

Пытаются высказать гипотезы о причинах движения шарика.

Устанавливают как это связано с другими науками и какими именно. (реактивное движение в биологии, астрономии, математики…)



Следующим экспонатом нашего музея является удивительная вещь которая связана со словами - теплица. образование снежинок и инея, туман и роса, термос, термометр.

Тепловые явления

Работа с учебником – определение тепловых явлений

Вывод: еще одна задача физики ответить на вопрос: почему откуда берется тепло и как оно передается и на что влияет.

Опыт «Вскипятить воду в бумажном стаканчике» проводят ученики

Проблемная ситуация – вы пошли в поход и забыли захватить посуду, используя только то, что лежит у вас на столе приготовьте себе обед. (спиртовка, спички, бумажный стаканчик, емкость с водой и яйцо)

Проводят опыт, наблюдают, высказывают гипотезы, ищут взаимосвязи с другими науками и размещают их на табличках.



Экспонат который сейчас появиться мне нравиться особенно, постарайтесь ответить с какими явлениями он связан - море шумит, летучая мышь ориентируется в темноте, комар пищит, шмель гудит, эхо повторяет слова.

Звуковые явления.

Что общего у этих явлений?

Учащиеся: явления, связанные со звуком.

Учитель: Сформулируйте определение самостоятельно по образцу предыдущих, а затем проверьте себя по учебнику. У кого определения совпадут – крупно красной пастой пишет себе в тетради Я МОЛОДЕЦ! И гладит себя по голове)

Прежде чем мы проверим на опыте как связаны музыка и физика предлагаю позаботиться о собственном здоровье и позаниматься с тренажером Базарного. (физкультминутка)

Ну а теперь вернемся к первому вопросу связаны ли музыка и физика? С помощью какого устройства вы прослушиваете музыку на своих телефонах? (наушники), сейчас мы с помощью наших лаборантов и очень простого устройства сыграем в игру Угадай мелодию

Опыты телефоны из стаканчиков (проводят учащиеся по карточке приготовленной учителем)

В данном случае стаканчики играют роль резонаторов – т.е. усиливают звук. Вы понимаете теперь, зачем гитаре корпус?

Проводят опыт, наблюдают, высказывают гипотезы, ищут взаимосвязи с другими науками и размещают их на табличках.

Следующий экспонат нашего научного музея является предметом гордости всех землян и зависти инопланетян, так как является источником всего живого на нашей планете. Нет это не Солнце, это один из его продуктов. Какой? Свет!

Световые явления.

Учащиеся: световые явления, явления, связанные со светом.

Учитель: Правильно! Приведите примеры!

Учащиеся: солнечные и лунные затмения, такое мираж, радуга, очки, микроскоп, телескоп



Учитель: изучает эти явления раздел физики, называемый «Оптикой».

Вы уже опытные ученые и можете дать определение оптических явлений, кому трудно это сделать пользуется учебником

Учитель: ну что ж у нас остался только один лаборант который сейчас и проведет нам опыт в котором право и лево поменяются местами!

Опыт с преломлением света

Учитель: необходимо с помощью предоставленных материалов изменить направление указателя на противоположное (картинка со стрелкой, стеклянная банка, вода)

листок с нарисованной на нем стрелкой указывающей в право, устанавливаем его за банкой с водой и стрелка переворачивается на лево.

Учитель: казалось бы – совершенно обычные вещи с которыми мы встречаемся каждый день, но на что они способны если приложить к ним науку!

Проводят опыт, наблюдают, высказывают гипотезы, ищут взаимосвязи с другими науками и размещают их на табличках.



Переходим к следующему экспонату.

Учитель: (Демонстрирую батарейку) Здесь, заперты очень могучие силы, которые с помощью науки мы поставили себе на службу. Работать с ними можно только тогда когда у вас есть специальные знания, я уверен, что вы со временем научитесь управляться и с этим видом физических явлений. Кстати как они называются?

Учащиеся: Электрические явления.

дают определение – это явления, связанные с электричеством.

Учитель – верно, приведите примеры электрических явлений.

(молния, электрический ток, короткое замыкание, электрический скат….)

Верно, молодцы! В награду за вашу работу мы сейчас мы с вами вызовем в нашем классе молнию!

Опыт с электрофорной машиной. Раньше даже ученые не знали точно, что такое молния, сейчас это знает каждый ученик, знакомый с физикой. А я сейчас даже могу вам ее показать. Показывает электрический разряд. Вы и сами можете проделывать подобные вещи если долго носите шерстяную одежду или обувь с пластиковой подошвой.

Наблюдают, высказывают гипотезы, ищут взаимосвязи с другими науками и размещают их на табличках.

Следующий экспонат у меня вышел из строя и я прошу вас помочь мне его восстановить.

Мои лабораторные магниты совершенно размагнитились, но у вас на партах есть все необходимое, что бы подчинить себе природное явление и заставить его работать на наших условиях!

Опыт «Делаем электромагнит». (проводят все учащиеся по карточке приготовленной учителем) демонстрируется фрагмент мультфильма «Петя из дворца пионеров» Потребуется батарейка, гвоздь, медная проволока, мелкие предметы: скрепки или железные опилки.

Учитель: отлично! Что мы наблюдаем? (как железные предметы магнитятся к гвоздю), как называются эти явления?

Учащиеся: Магнитные явления.

- это явления, связанные с магнитами.

Учитель: – верно, приведите примеры магнитных явлений?

А почему магнит любит железо? Почему компас всегда показывает на север? Что такое северное сияние? Что такое электромагнит?

Учащиеся пробуют дать ответы на вопросы слайда, выдвигают гипотезы.

Учитель: А где применяются электромагниты?

Проводят опыт, наблюдают, высказывают гипотезы, ищут взаимосвязи с другими науками и размещают их на табличках.

Учитель: Ну что же… вот и наша свами первая экскурсия в музей физики на сегодня закончена. Мы рассмотрели все явления, которые изучает физика.

Учащиеся: нет не все, остались еще

Атомные явления.

Учитель: а что это за явления

Учащиеся: явления, связанные с атомами.

Учитель: замечательно, атомные явления, предмет уже не далекого будущего, а сегодняшнего настоящего, скажите где используются силы скрытые внутри атома?

Учащиеся: атомная подводная лодка, ядерный взрыв, ядерный реактор….

Учитель: как видите все это невероятно сложные для безопасного использования экспонаты посмотреть на которые мы с вами можем пока только виртуально. (демонстрация анимации ядерного синтеза внутри Солнца)

IV этап. Первичная проверка понимания.

Учитель: Что изучает физика? Что называют физическим явлением? О каких физических явлениях вы узнали?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учитель: А у меня вопрос: мы провели эксперименты или показали фокусы?

Конечно, вы правы, фокусы показывают в цирке, но и фокусы тоже основываются на законах физики и не каждый раз нас обманывают. Но ученые проделывают опыты с определенной целью.

Методы физики.

Итак, мы сегодня с вами провели очень много ОПЫТОВ, высказали еще больше ГИПОТЕЗ наблюдали некоторые физические ЯВЛЕНИЯ, но к сожалению не открыли нни одного ЗАКОНА… и у меня теперь снова к вам вопрос, так каковы же методы физики? Расставьте таблички в таком порядке, который вы считаете верным. Расставляют в порядке: наблюдение, гипотеза, опыт, закон.

Учащиеся делают вывод.

Задача физики: открывать и изучать законы, которые связывают между собой физические явления, происходящие в природе. Изучением природы занимаются и другие науки: биология, химия, география, астрономия. Все они применяют законы физики. Применяя законы физики, люди развивают технику, придумывают новые технологии, создают новые машины, компьютеры, телефоны, строят электростанции, подводные лодки, ледоколы, самолеты и др. Без техники, а значит и без физики, жизнь немыслима.

V этап. Закрепление. Самостоятельное применение полученных знаний.

Учащиеся составляют таблицу, распределяя примеры физических явлений: шар катится, свинец плавится, холодает, снег тает, звезды мерцают, вода кипит, наступает рассвет, электромагнит, эхо, плывет бревно, играет радуга, маятник часов колеблется, компас, облака движутся, летит голубь, атомная бомба, сверкает молния, шелестит листва, радиоактивное облучение, гремит гром, горит электрическая лампа.



Явления

Пример

Механические


Тепловые


Звуковые


Световые


Электрические


Магнитные


Атомные




















Поверка выполнения самостоятельной работы.



VI этап. Итоги урока. Учитель подводит итог урока. Мы очень хорошо поработали с вами. Я вижу, какие замечательные пришли ко мне ученики, спасибо вам всем большое за то, что внимательно слушали, смотрели, отвечали на мои вопросы.

VII этап. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Задание на дом: п. 1-3. Продолжить работу с таблицей. К каждому явлению придумать несколько своих примеров и небольшой эксперимент, описывающий данное явление. Ребята, вы заметили, что физика оперирует определенными терминами, отличными от тех, которыми вы пользуетесь, например, на литературе, биологии. О физических терминах прочитайте самостоятельно п.2, попробуйте ответить на вопросы параграфа.

VIII этап. Рефлексия.

А теперь в нескольких словах напишите что вы получили на этом уроке на яблоках лежащих на ваших партах и разместите их на дереве знаний, и пусть каждый новый урок делает ваш плод больше и благодаря вашим стараниям ваш портрет вскоре тоже окажется с одном ряду с теми кто уже увековечен на нашем дереве.

Спасибо за урок!


Ресурсы:

  1. А.В. Перышкин «Физика 7», М., Дрофа, 2016

  2. А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник. Программа по физике для основной школы. 7-9 классы. Дрофа, 2012

  3. http://pedsovet.su/fgos/6048_typy_urokov_po_fgos Типы уроков по ФГОС

  4. . http://pedsovet.su/fgos/6368_typy_i_vidy_urokov_po_fgos Виды и типы уроков по ФГОС

  5. http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2013/04/21/primernaya-struktura-kazhdogo-tipa Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

  6. http://www.diagram.com.ua/tests/fizika/index.shtml#5 Опыт «Реактивное движение»

  7. https://www.adme.ru/zhizn-nauka/5-prostyh-opytov-kotorye-stoit-pokazat-detyam-897310/ Опыт «Огнеупорный шарик»












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!