Тема: Как путешествует письмо
Цель : раскрыть роль почтовой связи в жизни людей; познакомить учащихся с работой почты, видами почтовых отправлений.
Предметные результаты: познакомить с этапами путешествия письма, познакомить с работой почты, видами почтовых отправлений, научить оформлять почтовое отправление(письмо)
Формирование УУД:
познавательные УУД
Развитие способностей учащихся управлять своей познавательной деятельностью;
формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию;
делать выводы и обобщения
Регулятивные УУД
Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
планировать свою деятельность на уроке;
контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности
Коммуникативные УУД
Формирование умения строить речевое высказывание в устной форме;
слушать и слышать учителя, другого ученика;
доносить до собеседника свою точку зрения;
формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
адекватно оценивать работу в группе
Личностные УУД
Формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат.
Формирование учебно-познавательных мотивов; учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.
Ознакомление с миром профессий
Развитие доброжелательности, внимания к людям
Оборудование: учебники ,картинки, компьютер,
Ход урока
1.Сообщение темы урока.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
И книжки,и тетрадки, и мысли,
Все в порядке.
2. Подготовка к восприятию
-. Наши друзья и помощники Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик недавно читали книгу. И сейчас предлагают вам узнать, что же это была за книга. Для этого вы должны собрать пазл из разрезанных картинок
Подготовка к восприятию
Узнали героев? Как называется книга, которую прочитали наши друзья? Кто автор этого произведения? (Эдуард Успенский «Каникулы в Простоквашино»
Мотивация учебной деятельности
Мудрая Черепаха рассказала Муравьишке, что по произведениям этого автора сняты мультфильмы. Посмотрев один из них, у Муравьишки появилось желание поздравить с Новым годом свою любимую бабушку, но он, к своему огорчению не знает как это можно сделать.
-Чтобы вы могли предложить Муравьишке?
-А что такое письмо? Толковый словарь.
Письмо—это написанный текст, посылаемый для сообщения кому-то
-Кто занимается рассылкой почты?
-А теперь , ребята, попробуйте сформулировать тему урока. Что мы узнаем на уроке? Чему можем научиться?
-Да, узнаем какой путь проделывает письмо.
Работа по теме урока
Как путешествует письмо
-Вот мудрая Черепаха дала Вопросику лист бумаги. Но сам по себе листок не умеет путешествовать. Его надо превратить . Догадайтесь во что ?
Сбоку марка и картинка
В круглых штампах
Грудь и спинка.
Маленькое очень,
Быстрое, как птица,
Если ты захочешь-
За море умчится. (Письмо.)
Если Муравьишка напишет письмо на этом листе, как вы думаете, бабушка его получит?
-Почему? (нужен конверт)
-Верно. Только в конверте письмо может путешествовать.
Конверт-это пакет для вкладывания , хранения и пересылки бумаг.
Черепаха принесла два конверта. Взгляните на них. Что вы увидели? Чем отличаются конверты? А может ли нам пригодиться для письма конверт без марки? В каких случаях?
-На письме должна быть марка. А зачем?
-Марка-это проездной билет письма, оно оплачивает его путешествие. Марки бывают разные: большие и маленькие цветные и простые. Марки бывают очень красивыми и интересными. Почтовые марки придуманы в Англии около 150 лет тому
Вот тут мне Мудрая Черепаха предлагает у вас спросить, а знаете ли вы, что многие люди коллекционируют марки. Марки собирают по темам, например, спорт, птицы ,транспорт, животные . На почте выпускают специальные экземпляры, которые люди уже не наклеивают на конверт, а кладут в специальные альбомы и показывают другим людям, друзьям и знакомым. А Муравьишка интересуется как называются такие люди?
(филателисты)
-Итак, конверт с маркой мы выбрали. Давайте его рассмотрим. Что видите? (слова «от кого», «кому»)
-Отправитель-это тот, кто отправляет письмо. В нашем случае, это будет Муравьишка.
-Адресат-это тот, кто получает письмо .Тот, кому оно адресовано. На конверте указывается адрес: имя, фамилия, адрес и почтовый индекс.
-Индекс-это последовательность цифр, которые облегчают сортировку писем. В нашей стране принята шестизначная система цифр в индексе: первые три цифры –это код города, еще три номер почтового отделения. Пишут индекс особыми цифрами, смотрите на образец, дело в том, что индекс расшифровывает машина. Особое устройство с бегающим лучом считывает все вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Поэтому цифры должны быть определенного образца.
-Когда мы хотим отправить письмо, мы в первую очередь должны положить его в конверт с маркой и куда должны его опустить? В этом нам поможет загадка.
На стене на видном месте
Собирает вести вместе,
А потом его жильцы
Полетят во все концы( Почтовый ящик)
-Правильно! Муравьишка должен опустить свое письмо в почтовый ящик.
Из почтового ящика письма отвозят на почту. Там их сортируют, то есть собирают в большие тюки или мешки.
Письма – это маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, плывут на пароходе или даже летят на самолете. Прибыв в нужный город, письмо попадает на почту и почтальоны – работники почты разносят их адресатам.
-А что еще кроме писем можно отправлять по почте? Давайте вспомним мультфильм. Почтальон Печкин нам подскажет.
(фрагмент мультфильма)
-Так что можно еще отправить? (телеграммы, бандероли, посылки)
-Посылка-это упакованная вещь, пересланная по почте.
-Бандероль- небольшое почтовое отправление в бумажной обертке. Но сейчас часто стали использовать уже пластиковые пакеты.
-Открытки, газеты, журналы…все это называется корреспонденцией.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Учитель. Встаньте, пожалуйста, выйдите из-за парт. Проведем физ. минутку. Следите, пожалуйста, за моими руками. (Читаю стихотворение и поэтапно поднимаю руки вверх, машу руками, затем опускаю вниз).
Несётся по суше,
Несётся по морю,
Летит самолётом
В воздушном просторе.
И вот, наконец
Прибывает оно
Из дальнего края
Вестями полно.
-Откройте учебники. С.64.
- А теперь проведем мозговую атаку. Подумайте , между Муравьишкой отправителем и получателем много пустых квадратов. Вы должны подумать, какой путь проделывает письмо от отправителя до адресата. Достаньте из конверта картинки и расположите их в той последовательности, как письмо добирается от отправителя до адресата. (работа в парах)
Построение ситуации затруднения.
Самостоятельная работа в парах.
Проверка
-Расскажите, что у вас получилось, как вы расположили картинки.
-Проверим.
Вот мы и проследили путь письма. Кто верно проследил путь письма от отправителя до адресата?
Историческая справка
-А что вы знаете о том ,как передавали новости в далеком прошлом?
( гонцы, почтовые голуби, бутылочная почта..)
Срочную почту доставляли гонцы.
Для перевозки больших корреспонденций использовали почтовые кареты.
Игра: Дети поочередно достают из пакета предметы (бутылка с письмом и перья) и высказывают предположения.
Подумайте, а какое отношение имеет бутылка к нашей теме урока?
Продолжение объяснения нового материала.
Но существует и еще один древний способ отправлять письма – класть их в плотно закрытую бутылку и бросать в воду. Такое письмо может плавать по морям-океанам не один год, пока, наконец, не пристанет к какому-нибудь берегу. Там бутылку откроют и прочитают ваше письмо.
И под воздействием морского течения и волн письмо доплывало до другого берега. Называли этот способ «почта Нептуна». Издавна «почтой Нептуна» пользовались люди, потерпевшие кораблекрушение, чтобы послать сигнал помощи. Бутылки с записками должны были быть выброшены на берег, послание найдено и прочитано людьми.
-В настоящее время письма доставляют при помощи транспортных средств. Ребята, какие транспортные средства вы знаете?
- Учитель. Самыми крупными из них являются корабли, поезда, самолеты для перевозки писем на очень далекие расстояния.
Работа по учебнику
-На 65 странице учебника, Мудрая Черепаха с голубем, в клюве которого письмо. Подумайте, что Черепаха нам хотела рассказать?
Была распространена и голубиная почта. Почтовых голубей приучали разносить письма из города в город. Голубь стал почтальоном поневоле. Несколько тысячелетий назад люди заметили способность голубей ориентироваться на местности и возвращаться домой с относительно большой скоростью – 60 – 80 км/ч (с такой скоростью едет машина).
- Почтальоном был голубь. Его так и называли - почтовый голубь. Почтовые голуби могли точно находить дорогу и возвращаться даже из очень отдаленных мест, находящихся на расстоянии 500 и более километров. Много лет людям служил почтовый голубь. Сейчас, когда почту доставляют самолётами и другими видами транспорта, даже есть электронная почта через Интернет, голубиная почта утратила свое значение. В мирное время почтовые голуби приобрели статус спортивных, но в любое время их можно использовать, как почтовых. К примеру, в Англии почтовых голубей используют для доставки в лаборатории крови больных для анализа, с Олимпийских игр в Токио и Мюнхене было доставлено почтовыми голубями в редакции газет сотни фотоплёнок
-А знаете ли вы, современные средства связи?
(сотовый телефон, интернет)
-Ребята, нам поступило сообщение из интернета. Хотите узнать, что там?
-Сообщение от почтальона Печкина. Он сообщил, что есть памятник почтальону , и памятник литературному герою-почтальону Печкину .
-Современные средства связи в мгновение ока донесут ваше сообщение на другой конец света. Но как приятно получить праздничное поздравление , написанное своей рукой. Муравьишка теперь сможет бабушку поздравить.
А так как скоро праздник … Какой ? Кто мне подскажет?
- Новый год.
А давайте и мы напишем письмо. Кому бы вы хотели написать письмо в преддверии Нового года?
-Чтобы вы написали Деду Морозу? Наверняка, вы мечтаете о каких то подарках.
(письмо Деду Морозу по шаблону)
-Что теперь мы должны сделать?(заклеить конверт и подписать его)
Свои письма мы сложим в большой конверт,
нужно приклеить адрес отправителя, то есть наш адрес(адрес школы).
(ученик приклеивает адрес отправителя)
Теперь-приклеим адрес получателя.
(ученик приклеивает адрес получателя)
Что еще нужно?
Индекс.(приклеиваем)
И марку. Готово.
Опускаем наше письмо в почтовый ящик.
. Рефлексивно-оценочный
- Учитель. Молодцы, ребята. Вы сегодня помогли своему другу.
Муравьишка очень рад, что у него есть такие друзья. Он многое узнал сегодня. А что вы интересного узнали сегодня на уроке?
– Что особенно запомнилось и понравилось? (высказывания детей)
– Спасибо за урок!
9