СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Урок как структурно-содержательная система при реализации ФГОС ООО»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Урок как структурно-содержательная система при реализации ФГОС ООО»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

Курского муниципального района Ставропольского края














Выступление на педсовете по теме


«Урок как структурно-содержательная система при реализации ФГОС ООО»





Учитель информатики

Т.И.Шагартаева
















6 февраля 2017 г.

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»

В. А. Сухомлинский


Как разработать урок по-новому? Как учителю учесть при этом новые требования ФГОС?

Традиционный и современный уроки различаются по следующим показателям: цели урока, роли и функции учителя на уроке, изменения отношений между учителем и учащимися, логика построения процесса обучения, использование межпредметных связей, внедрение коллективной учебной деятельности.


Традиционный урок состоял из четко выделяющихся этапов:

  • организационный момент;

  • повторение и проверка домашнего задания;

  • изучение нового материала;

  • закрепление изученного на уроке;

  • объяснение домашнего задания;

  • оценивание учеников.


Роль учителя заключалась в передаче знаний ученику и контролю усвоения знаний, умений и навыков. Традиционный урок не способен выполнить задачи, стоящие перед современным образованием.

ФГОС требует новой структуры построения урока, основанного на системно-деятельностном подходе. Ученики не должны получать готовые знания, они должны добывать их самостоятельно, совершая универсальные учебные действия. Вот этим действиям их и должен научить педагог.


Цели традиционного урока направлены на усвоение знаний и умений, вопросы же воспитания осуществляют спонтанно.


Цели современного урока – формирование и развитие личности, а также достижение обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов.


Сравнительная характеристика традиционного и современного уроков позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.

В отличие от традиционной системы образования ФГОС ставят перед учителем задачу научить детей учиться, добывать новые знания. Поэтому меняются требования к структуре современного урока.


Структура урока по ФГОС

Этапы урока


Краткое содержание, действия учеников

Действия учителя

Мотивирование на учебную деятельность

Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу

Настраивает учеников на успешную работу

Актуализация знаний

Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание.

Затем ученики получают задание, для решения которого не достаточно имеющихся умений

Консультирует

Целеполагание, постановка проблемы

В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель

Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.

Поиск путей решения проблемы

Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач

Консультирует

Решение проблемы

Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения

Консультирует

Коррекция

Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения

Помогает, советует, консультирует

Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону

Консультирует

Систематизация знаний

Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью

Консультирует, направляет

Объяснение домашнего задания

У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности

Разъясняет, предлагает задания на выбор

Оценивание

Учащиеся самостоятельно оценивают работу на (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников)

Консультирует, обосновывает оценки

Рефлексия учебной деятельности

Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке

Благодарит учеников за урок


Слова К. Д. Ушинского  «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» отражают суть урока современного типа.


Следовательно, методическими принципами инновационного урока становятся следующие:

1.    Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.

2.    Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.

3.    Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.

4.    Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.

5.    Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.

6.    Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.


Некоторые изречения китайских мудрецов:

  • «Я слышу – я забываю. Я вижу – я запоминаю. Я делаю – я усваиваю».

  • «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому и я научусь».

Получаемая информация усваивается следующим образом:

  • Лекция – усваивается 5% информации

  • Чтение – 10%.

  • Аудиовизуальные средства – 20%.

  • Демонстрация – 30%.

  • Дискуссии – 50%.

  • Практические действия – 70%.

  • При обучении других усваивается 90% информации.


Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие.

Чему учить? (обновление содержания).

Ради чего учить? (ценность образования).

Как учить? (обновление содержания образования).


Современная структура урока в рамках ФГОС ОО

Учебная деятельность – самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает. Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты:

  • Учебная задача — цель, которую перед собой ставит ученик (Чему? Зачем?).

  • Учебное действие — система существенных признаков понятия или алгоритм  (Как?).

  • Самоконтроль — определение правильности выполненного действия (Правильно?).

  • Самооценка — определение правильности выполненного действия (Хорошо? Можно лучше?).


Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась  социальная ситуация развития детей нынешнего века:

  • резко возросла информированность детей;

  • современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;

  • несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;

  • ограниченность общения со сверстниками.

Поэтому в настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.


Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку

В чем же новизна современного урока информатики в условиях введения ФГОС?

  • Хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

  • Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке.


Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.

  • Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

  • Учитель должен идти в ногу со временем, не отставать от вводимых новых технологий.

  • Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

  • Вывод делают сами учащиеся;

  • На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни».

 

  1. Метод «Американская мозаика». Класс делится на группы, новый учебный материал разбивается на части. Каждая группа готовит информацию согласно задания. Затем учащиеся поочередно выступают.

  2. Метод командной поддержки индивидуального обучения: работаю индивидуально, но могут помогать друг другу советом, делятся информацией.

  3. Поисковый метод (мини-исследование).

  4. Индивидуальная деятельность. Большой выбор заданий с учетом индивидуальных способностей.

До недавнего времени основной задачей учителя информатики было научить детей использовать компьютер для обработки информации: текстовый редактор, электронные таблицы, графические редакторы.

Сегодня одной из наиболее актуальных тенденций развития современного общества является его информатизация. Стремление к инновациям, постоянным изменениям характеризует собой лейтмотив современной эпохи.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно-научного мировоззрения.

Следует отметить, что использование межпредметных связей на уроке информатики значительно повышают познавательный интерес учащихся. При изучении темы "Компьютерное моделирование" учащимся предлагается создание моделей процессов влияния физической  нагрузки  на функциональные возможности сердца; структурной модели родословной по определенному описанию. При разработке практических работ  подбираются биологические задачи для использования на уроках информатики. Проводятся не только интегрированные уроки математика - информатика, но и уроки география - информатика  и даже теоретические уроки физическая культура – информатика.

Для учащихся 3-6 классов развитие и внедрение информационных технологий направлена на приобретение ИКТ-компетентности, достаточную для дальнейшего обучения. Занятия направлены на формирование необходимых знаний и навыков в обращении с современными средствами коммуникации, формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Комплекс практических знаний и навыков в области информатики основан на знаниях об информационном пространстве, социальных механизмах, языке, истории развития информационных технологий и т.д. Человек должен не только свободно ориентироваться в потоке информации. Только в этом случае можно говорить об образовании человека, ведь информатизация образования, в конечном счете, преследует именно эти цели.

Работа над проектом – достаточно сложный труд, требующий систематических усилий от исполнителя. Технологический компонент информатики в ходе выполнения проектной работы нацеливает исследовательскую деятельность учащихся на достижение метапредметных результатов обучения, связанных с использованием средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, включая поиск, сбор, обработку, анализ, организацию, передачу информации. Предусматривает использование следующего программного обеспечения: приложения Power Point для мультимедийного проекта, возможности текстового процессора Microsoft Word для письменного отчёта с графическим оформлением, приложение Microsoft Office Publisher для создания презентационного буклета, программы Windows Movie Maker с элементами записи, монтажа файлов мультимедиа на компьютере и с последующим сохранением в виде фильма, Web-редакторов. При этом ребёнок лучше узнаёт компьютерную технику, освоить её и уметь применять простые «рабочие» навыки на практике: управлять персональным компьютером, быстро создавать и оформлять текстовые документы, пользоваться ксероксом, сканером, принтером, электронной почтой, использовать возможности Интернета, фотографировать и обрабатывать снимки, редактировать и форматировать любые тексты, создавать звуковые файлы.

Например, мини-проекты: «Моя родословная» (3-4 кл.), «Мое свободное время» (6 кл.), «Анимация» (5 кл.), задания для графического диктанта (3-4 кл.). Ребята выполняют задания и отправляют на электронную почту учителя.

Самый главный итог – учащиеся, работая над проектом, могут получать информацию, общаются, совершенствуют свои знания, чувствуя себя увереннее в современном информационном обществе.

Выполнение проектно-исследовательской работы предусматривает формирование у учащихся ряда универсальных учебных действий.

Ученик должен стать живым участником образовательного процесса

Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения — учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний.

Рассмотрим примеры уроков. Знакомство с языком Паскаль. 9 класс


1Вариант:


2 Вариант:


  • Учитель объяснял материал у доски, пользовался мелом, показал презентацию к уроку, провёл фронтальный опрос, дал небольшую самостоятельную работу по написанию легкой программы, разобрал результаты этой работы, подвёл итог урока, поставил оценки, задал домашнее задание.

  • Школьники занимались учебной деятельностью, вслушивались в объяснения учителя, успешно выполняли задания, работали на уроке, занимались именно информатикой, но не анализировали, где и зачем им могут понадобиться приобретенные знания.


  • С помощью презентации, ИД педагог рассказала на основе личного опыта о программировании. Затем обучающимся было предложено войти в среду Pascal ABC, и перейти к выполнению заданий по данной теме. Учитель рассказала, где можно посмотреть справочные материалы к уроку, где примеры выполнения предложенных заданий, где ссылки на интернет ресурсы для интересующихся. Задания были разного уровня, каждый мог найти то, что ему было по силам.

  • Школьники работали самостоятельно, выполненные задания отправляли на проверку учителю и получали от него ответ верно или нет выполнено задание. Неверно выполненное задание можно было переделать. В конце урока ученики увидели, сколько заданий каждый выполнил. Учитель подвела итоги, поставила оценки.

Урок был вполне успешным, были сформированы все необходимые знания и умения для первого урока по данной теме. Это грамотный классический урок педагога – специалиста, который способен обучить детей и подготовить к итоговой аттестации. Но так работали учителя раньше.


Школьники занимались предметом, и при этом они развивали свои коммуникативные навыки, способность выбирать посильный и интересный материал для усвоения темы, самостоятельно анализировать свои результаты, исправлять ошибки и двигаться дальше. В учебную деятельность был вовлечен каждый ученик.


Алгоритм деятельности учителя по проведению практической работы представлен в следующей таблице:

Функции управления


Деятельность учителя


Пояснения


Мотивационно-целевая

Постановка учебной задачи (или ее совместная с обучающимися формулировка)

Какой конкретный результат мы должны получить? О чем конкретно мы сделаем вывод?

Мотивация

Для чего нужен данный результат?

Информационно-аналитическая





Проведение беседы






  • Какая информация необходима для достижения поставленной задачи?

  • Какие имеющиеся знания мы можем использовать?

  • Какой информации недостает?

  • Какие информации можно использовать?

  • Какие источники информации будут оптимальными, почему?

Планово-прогностическая








Коллективное планирование (обучающиеся под руководством учителя)







Определить этапы деятельности (план выполнения работы). Объяснить логику выполнения деятельности в данной последовательности. На каждом этапе определить:

  • источники информации;

  • способы деятельности (вплоть до порядка отдельных действий);

  • прогнозируемый результат этапа;

  • критерии и способы диагностики достижения промежуточных и окончательного результатов;

  • время выполнения.

Организационно-исполнительская


Оказание помощи по просьбе участников деятельности, организация взаимопомощи и взаимодействия

Распределение ролей (обязанностей) между участниками деятельности. Выполнение плана


Контрольно-диагностическая



Организация обсуждения результатов работы, выводов



Самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя. Соотнесение результата с поставленной задачей. Формулировка обучающимися вывода

Регулятивно-коррекционная


Регулирование образовательного процесса, внесение коррекции в деятельность обучающихся

Отработка недостаточно усвоенных знаний, приемов практической деятельности


Рефлексия




Рефлексия (выявление сложностей, возникающих у обучающихся в процессе работы, их причин и способов устранения)

Помощник, консультант в классе


Таким образом, обучающиеся становятся активными участниками процесса выполнения учебной задачи на всем протяжении подготовки и проведения практической работы. Данный алгоритм не противоречит порядку выполнения любой учебной задачи по реализации основной образовательной программы.

Еще одна функция, которую должен спроектировать учитель —  обеспечение учебной рефлексии (самооценка, самоанализ, взгляд внутрь себя). Можно проводить на любом этапе урока. Мотивация: создать атмосферу, чтобы ученик включился в работу не потому что надо, а потому что хочет.


Примерные вопросы для организации учебной рефлексии:

  • «Что ты делал?» (вопрос аналитического жанра, призывающий ученика воспроизвести как можно подробнее свои действия до затруднения);

  • «Что у тебя не получается?» (вопрос нацелен на поиск учащимся «места» затруднения, ошибки);

  • «Какова причина твоего затруднения или ошибки?» (критический вопрос);

  • «Как надо выйти из затруднения?» (вопрос, ориентированный на построение учеником нормы действия).

  • «Лови ошибку», «Блиц-опрос», «Текст с пропусками».

  • Обязательно, между этапами урока, включаем физминутку!


Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся умения учиться. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе; самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого пересказа, конспекта с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм; самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые; создавать на основании знаний, умений, навыков новое, необычное — творить, изобретать, исследовать.

Каждый урок должен быть шагом вперед для школьников, рождать у них ощущение необходимости хорошо знать материал урока. Возникновение ощущения постоянного движения вперед стимулирует учебную деятельность учащихся.

Уроки должны убеждать учащихся в ограниченности знаний отдельного человека, в ограниченности информации, которую дает учитель на уроке, и давать пищу для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума.

Каждое занятие должно быть воспитывающим. Учение должно приносить человеку чувство удовлетворенности, радости, пробуждать в нем новые силы.

Так как время урока ограничено, оно должно экономно использоваться. Это достигается подготовленностью учителя и учащихся, наличием дисциплины и психологической готовности детей, оборудованием урока, доведением до конца его замысла. Завершенность — одно из требований к хорошему уроку.

 

Результатом развития УУД нравственно-этического оценивания на уроках информатики и ИКТ является сознательное принятие и соблюдение правил поведения в компьютерном классе, направленное на сохранение школьного имущества и здоровья ученика и его одноклассников.

  Учителя информатики смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться. Если мы хотим, чтобы наше образование было конкурентоспособным, то мы, безусловно, должны осваивать пространство компьютерных технологий. Компьютер дает много преимуществ, начиная от графики и заканчивая бездонным хранилищем информации. Поэтому в рамках нового образовательного стандарта предъявляются достаточно серьезные требования к компьютерному оснащению школ, и, в том числе, к наличию свободного доступа к интернету. Важнейшей заботой для учителя должно стать обучение детей умению работать с информацией, обучение способам поиска и сопоставления информации и включения ее в решение тех задач, которые ставятся в процессе образования. Но, в то же время, нужно понимать, что информатизация направлена на развитие мышления ребенка, а не просто умение использовать информационные технологии.

Информатика – наука, формирующая не только предметные, но и надпредметные и межпредметные знания, умения и навыки. На информатике формируется системный подход к восприятию окружающего нас мира, а не разрозненные сведения из какой-нибудь области. На уроках информатики ребенок учится основам: информация и ее обработка, логике, алгоритмическому мышлению, умению создать алгоритм решения той или иной задачи, основам моделирования процессов, практическому применению «абстрактной теории» в практике и т. д.


Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».


«Писсимист жалуется на ветер, оптимист ожидает, когда ветер изменится, реалист переналаживает паруса».


















Каждому типу соответствуют определенная форма (вид) урока


Типы уроков


Виды (формы) уроков

  1. Уроки «открытия» нового знания




Урок-лекция, урок-путешествие, урок-экспедиция, урок-инсценировка, учебная конференция, урок-экскурсия;  мультимедиа-урок, проблемный урок, урок-беседа, урок-исследование, урок смешанного типа, урок-игра и др.


  1. Урок рефлексии






Урок-практикум;  урок-сочинение;  урок-диалог; урок — деловая или ролевая игра;  комбинированный урок; повторительно-обобщающий урок; диспут; игра (КВН, Счастливый случай, «Поле чудес», конкурс, викторина); театрализованный урок; урок-суд; урок-совершенствование; заключительная конференция; заключительная экскурсия; урок-консультация; урок-анализ контрольных работ; обзорная лекция; обзорная конференция; урок-беседа путешествие;  экспедиция и т.д.


  1. Урок развивающего контроля





Урок-опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой). Урок-письменный опрос. Урок-зачет. Урок-контрольная (самостоятельная) работа. Урок смешанного вида. Урок-викторина. Конкурсы. Смотр знаний. Защита творческих работ, проектов. Творческий отчет. Контрольная работа, собеседование. Тестирование и др.


  1. Уроки общеметодологической направленности




Урок самостоятельных работ. Урок-практикум. Урок-семинар. Урок-обзорная лекция. Урок-дискуссия. Урок-конференция. Урок-игра. Урок самостоятельной письменной работы обобщающего содержания. Урок коллективного анализа контрольных работ учащихся и др.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!