СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок каллиграфии для 1 класса «Буква «Ч» заглавная и «ч» строчная»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок каллиграфии для 1 класса «Буква «Ч» заглавная и «ч» строчная»»

Урок каллиграфии для 1 класса: «Буква «Ч» заглавная и «ч» строчная»

Тип урока: урок формирования новых умений + урок практического применения знаний и умений (смешанный/комбинированный урок).

Цели урока:

  1. Обучающие:

  • Научить писать строчную букву «ч» и заглавную букву «Ч»;

  • Научить писать букву «ч» в соединении с другими буквами (слоги, слова);

  1. Развивающая: развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, умение держать в памяти зрительный образ буквы по словесному описанию;

  2. Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к учению;

  • Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;

  • Воспитывать аккуратность письма;

  • Воспитывать умение слушать и слышать;

  • Воспитывать умение обдумывать свой ответ.

Методы:

  1. По источнику передачи знаний:

  • Словесные:

  • Рассказ;

  • Беседа;

  • Наглядные:

  • Иллюстрация;

  • Показ материала;

  • Практический: упражнение (практикум);

  1. По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный;

  2. По компонентам деятельности: организационно-действенный (организация и осуществление учебно-познавательной деятельности);

  3. По логике изложения и восприятия информации: дедуктивный (от абстрактных понятий или общих законов учащиеся переходят к конкретным следствиям, от теории – к практике);

  4. По способу изложения учебного материала: диалогический (беседа).

Форма работы:

  1. Фронтальная работа;

  2. Индивидуальная работа.

Оборудование:

  1. Интерактивная доска;

  2. Прописи;

  3. Тетрадь в тонкую линейку;

  4. Лист раскраски;

  5. Ручка;

  6. Простой карандаш;

  7. Цветные карандаши;

  8. Доска;

  9. Мел.

План урока

Этап урока

Ход урока

Организационный момент

  1. Приветствие;

  2. Проверка готовности к уроку (проверка наличия необходимого оборудования);

  3. Определение буквы, с которой будет осуществляться работа:

«Любят люди букву эту

За собой возить по свету,

В ней же воду кипятить,

Из нее – ее же пить».

(Буква «ч» – чемодан, чайник, чашка, чай);

«Черепаха целый год

В гости к бабушке идет»;

«Очень часто у крылечка

Черепаху ждет овечка:

Черепахино «сейчас»

Означает «через час»;

Постановка цели урока

«Сегодня на уроке письма (каллиграфии) мы будем учиться писать букву «Ч/ч», строчную и заглавную»;

Актуализация знаний

  1. «Сегодня к нам на урок пришел Чебурашка.

Скажите, пожалуйста, сколько слогов в имени Че/бу/раш/ка? (4 слога).

Теперь назовите эти слоги;

Звук [ч] твердый или мягкий? (мягкий, так как предшествует букве «е», к тому же, звук [ч] всегда является мягким, даже если после него идет гласная, дающая твердость)»;

  1. «Сегодня Чебурашка поможет нам научиться писать букву «ч»:

  • «На что похожа буква «ч»?» (заглавная буква «ч» похожа на ручку зонтика);

  • Определение элементов, из которой состоит буква (строчная буква ч состоит из двух элементов: фигурной линии и наклонной линии с закруглением внизу вправо; заглавная буква состоит из двух элементов: элемента, напоминающего строчную букву «г» и наклонной линии с закруглением внизу вправо);

  • Определение знакомых элементов;

  • Сравнительный анализ печатной и письменной буквы «ч» (Ч/ч, Ч/ч);

Формирование новых умений

  1. «Сядем за рабочим столом правильно: ноги стоят на полу, спина ровная».

  2. Поэлементная демонстрация написания буквы на доске (ученики повторяют указанные элементы в тетради, [сначала для строчной, затем для заглавной]);

  1. Учитель показывает правильное написание буквы на доске, проговаривая написание элементов (ученики прописывают буквы в прописях, затем по полстрочки каждой буквы в тетради [сначала строчную, затем заглавную]);

  1. Работа с раскраской: «Выберите самый большой объект на вашем рисунке и заполните его заглавной буквой «Ч» (красный карандаш), затем любой круглый объект нужно будет заполнить строчной буквой «ч» (желтый карандаш)» (учитель проходит по классу и оценивает правильность написания: если получается не у всех, дается дополнительное задание в раскраске);

  2. Ученики прописывают в тетради строчку заглавных «Ч» и строчку строчных букв «ч», соблюдая расстояние между буквами (учитель предлагает подчеркнуть фиолетовым карандашом ту букву, что на сегодняшнем занятии получилась лучше всего);

Пальчиковая гимнастика


  1. Работа с соединениями – работа со слогами (рассматриваются виды соединения с буквой «ч», важно: сразу рассказать про «ча» (правило ча–ща), чтобы избежать ошибок в дальнейшем);

  2. Учитель прописывает на доске слоги: «ча», «че», «чу», «чи», дети переносят их в тетрадь. Учитель предлагает придумать слова, в которых есть предложенные слоги (дача, человек, чудо, блинчики) и подчеркнуть простым карандашом букву «ч»;

  3. Задание: «Каждый должен записать в тетради два слова: одно их них всегда начинается на заглавную букву «Ч» (Чи/ка/го), другое содержит строчную букву ч в любом слоге, кроме первого (у/да/ча). Параллельно (с помощью наводящего вопроса) ученики вспоминают, что названия городов и имена собственные всегда пишутся с большой буквы. По цепочке ученики зачитывают получившиеся слова, называя количество слогов них;

Пальчиковая гимнастика

Закрепление и систематизация полученных умений

  1. Работа с предложениями: «Давайте попробуем составить предложение, в котором обязательно будет два слова, которые начинаются на букву «ч» (одна заглавная, одна строчная), например, «Чайник и чашки стоят на кухонном столе» (можно рассмотреть различные варианты, взять слова, которые всегда пишутся с заглавной, или просто поставить слово, начинающееся на букву «ч» в начало предложения);

  2. Задание: составить предложение, одно из слов в котором будет содержать букву «ч», но не в первом слоге (Миша увидел в траве зеленого куз/не/чи/ка). Дети зачитывают получившиеся предложения по цепочке, деля слово, в котором есть буква «ч», на слоги;

  3. «Ребята, вы знаете, кто такой чабан?» (учитель выслушивает предложенные варианты и рассказывает, кто такой чабан, если ученики не знают). «Составьте, пожалуйста, два предложения с этим словом, затем мы с вами выберем самое интересное и запишем его на доске»;

Анализ и исправление графических ошибок в написанном слове

На экране появляется: ебурашка

«Чебурашка написал свое имя, допустил какую-то ошибку и никак не может разобраться, что не так. Давайте укажем Чебурашке, в чем его ошибка, и поможем написать его имя правильно (ученики указывают на ошибку и записывают правильный вариант в тетради)»;

Итог урока

Рефлексия:

  1. «Чему мы сегодня с вами научились?»;

  2. «Что нового узнали?»;

  3. «Что повторили?»;

«Вы знаете, ребята, буква «ч» попросила меня передать ей самые аккуратные прописи с красивыми буквами, словами и предложениями. Но мне так трудно это сделать, потому что вы все очень постарались. Поэтому я приняла решение показать все ваши тетради. С последней парты на первую передайте свои прописи».

«Спасибо большое за ваши старания и чудесный урок!»

Задание на дом как форма обратной связи

Придумать такие три слова, чтобы одно из них начиналось с заглавной буквы «Ч», во втором слове буква «ч» находилась во втором слоге, а третье слово начиналось со строчной буквы «ч» (все буквы «ч» подчеркнуть простым карандашом). Затем с этими словами необходимо составить три предложения.

(Слова: Челябинск, Сочи, чеснок;

Предложения: Костя родом из Челябинска. Родители улетели в отпуск в Сочи. Коля не любит чеснок).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!