План урока |
Этап урока | Ход урока |
Организационный момент | -
Приветствие; -
Проверка готовности к уроку (проверка наличия необходимого оборудования); -
Определение буквы, с которой будет осуществляться работа: «Любят люди букву эту За собой возить по свету, В ней же воду кипятить, Из нее – ее же пить». (Буква «ч» – чемодан, чайник, чашка, чай); «Черепаха целый год В гости к бабушке идет»; «Очень часто у крылечка Черепаху ждет овечка: Черепахино «сейчас» Означает «через час»; |
Постановка цели урока | «Сегодня на уроке письма (каллиграфии) мы будем учиться писать букву «Ч/ч», строчную и заглавную»; |
Актуализация знаний | -
«Сегодня к нам на урок пришел Чебурашка. Скажите, пожалуйста, сколько слогов в имени Че/бу/раш/ка? (4 слога). Теперь назовите эти слоги; Звук [ч] твердый или мягкий? (мягкий, так как предшествует букве «е», к тому же, звук [ч] всегда является мягким, даже если после него идет гласная, дающая твердость)»; -
«Сегодня Чебурашка поможет нам научиться писать букву «ч»: -
«На что похожа буква «ч»?» (заглавная буква «ч» похожа на ручку зонтика); -
Определение элементов, из которой состоит буква (строчная буква ч состоит из двух элементов: фигурной линии и наклонной линии с закруглением внизу вправо; заглавная буква состоит из двух элементов: элемента, напоминающего строчную букву «г» и наклонной линии с закруглением внизу вправо); -
Определение знакомых элементов; -
Сравнительный анализ печатной и письменной буквы «ч» (Ч/ч, Ч/ч); |
Формирование новых умений | -
«Сядем за рабочим столом правильно: ноги стоят на полу, спина ровная». -
Поэлементная демонстрация написания буквы на доске (ученики повторяют указанные элементы в тетради, [сначала для строчной, затем для заглавной]); -
Учитель показывает правильное написание буквы на доске, проговаривая написание элементов (ученики прописывают буквы в прописях, затем по полстрочки каждой буквы в тетради [сначала строчную, затем заглавную]); -
Работа с раскраской: «Выберите самый большой объект на вашем рисунке и заполните его заглавной буквой «Ч» (красный карандаш), затем любой круглый объект нужно будет заполнить строчной буквой «ч» (желтый карандаш)» (учитель проходит по классу и оценивает правильность написания: если получается не у всех, дается дополнительное задание в раскраске); -
Ученики прописывают в тетради строчку заглавных «Ч» и строчку строчных букв «ч», соблюдая расстояние между буквами (учитель предлагает подчеркнуть фиолетовым карандашом ту букву, что на сегодняшнем занятии получилась лучше всего); |
Пальчиковая гимнастика | |
| -
Работа с соединениями – работа со слогами (рассматриваются виды соединения с буквой «ч», важно: сразу рассказать про «ча» (правило ча–ща), чтобы избежать ошибок в дальнейшем); -
Учитель прописывает на доске слоги: «ча», «че», «чу», «чи», дети переносят их в тетрадь. Учитель предлагает придумать слова, в которых есть предложенные слоги (дача, человек, чудо, блинчики) и подчеркнуть простым карандашом букву «ч»; -
Задание: «Каждый должен записать в тетради два слова: одно их них всегда начинается на заглавную букву «Ч» (Чи/ка/го), другое содержит строчную букву ч в любом слоге, кроме первого (у/да/ча). Параллельно (с помощью наводящего вопроса) ученики вспоминают, что названия городов и имена собственные всегда пишутся с большой буквы. По цепочке ученики зачитывают получившиеся слова, называя количество слогов них; |
Пальчиковая гимнастика | |
Закрепление и систематизация полученных умений | -
Работа с предложениями: «Давайте попробуем составить предложение, в котором обязательно будет два слова, которые начинаются на букву «ч» (одна заглавная, одна строчная), например, «Чайник и чашки стоят на кухонном столе» (можно рассмотреть различные варианты, взять слова, которые всегда пишутся с заглавной, или просто поставить слово, начинающееся на букву «ч» в начало предложения); -
Задание: составить предложение, одно из слов в котором будет содержать букву «ч», но не в первом слоге (Миша увидел в траве зеленого куз/не/чи/ка). Дети зачитывают получившиеся предложения по цепочке, деля слово, в котором есть буква «ч», на слоги; -
«Ребята, вы знаете, кто такой чабан?» (учитель выслушивает предложенные варианты и рассказывает, кто такой чабан, если ученики не знают). «Составьте, пожалуйста, два предложения с этим словом, затем мы с вами выберем самое интересное и запишем его на доске»; |
Анализ и исправление графических ошибок в написанном слове | На экране появляется: ебурашка «Чебурашка написал свое имя, допустил какую-то ошибку и никак не может разобраться, что не так. Давайте укажем Чебурашке, в чем его ошибка, и поможем написать его имя правильно (ученики указывают на ошибку и записывают правильный вариант в тетради)»; |
Итог урока | Рефлексия: -
«Чему мы сегодня с вами научились?»; -
«Что нового узнали?»; -
«Что повторили?»; «Вы знаете, ребята, буква «ч» попросила меня передать ей самые аккуратные прописи с красивыми буквами, словами и предложениями. Но мне так трудно это сделать, потому что вы все очень постарались. Поэтому я приняла решение показать все ваши тетради. С последней парты на первую передайте свои прописи». «Спасибо большое за ваши старания и чудесный урок!» |
Задание на дом как форма обратной связи | Придумать такие три слова, чтобы одно из них начиналось с заглавной буквы «Ч», во втором слове буква «ч» находилась во втором слоге, а третье слово начиналось со строчной буквы «ч» (все буквы «ч» подчеркнуть простым карандашом). Затем с этими словами необходимо составить три предложения. (Слова: Челябинск, Сочи, чеснок; Предложения: Костя родом из Челябинска. Родители улетели в отпуск в Сочи. Коля не любит чеснок). |