План-конспект урока по каллиграфии для 1 класса на тему «Правописание строчной буквы н»
Цели урока: создать условия для усвоения знаний о букве «н», формировать умение правильного её написания; воспитывать аккуратность при письме, сосредоточенность; способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики, глазомера.
Задачи урока: научить писать строчную и заглавную букву «н», букву «н» в соединении с другими буквами, употреблять букву в словах и предложениях; повторить написание ранее пройденных букв; усвоить правильное положение тетради, ручки и посадки во время письма.
План урока
1. Организационный момент:
Приветствие, проверка рабочего места на наличие всех нужных учебных принадлежностей, эмоциональный настрой на урок.
- Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадется к самому сердцу,
И зародится в нем зерно доброты.
Введение героя (гостя) урока – Незнайки, который приготовил для детей специальные задания.
2. Постановка задачи урока: актуализация знаний:
На доске написаны слова: ножки, носорог, нос, ногти, ночь.
Дети должны выделить три слова в одну группу, отделив лишние.
- Действительно, ноги, нос, ногти – это всё части человеческого тела. А покажите-ка мне, где они находятся?
Спросить у детей про расположение разных частей тела. Попробовать запутать, определив несколько слов на букву «н» как части тела. Затем спросить у детей, что же объединяет все эти слова.
- Правильно, они начинаются на букву «н», а у Незнайки сколько букв «н» в имени?
- Поднимите руки, кто хочет научиться писать имя нашего гостя? А кто хочет научиться писать правильно все слова с буквой «н»? Отлично! Тогда давайте повторим, что же нужно сделать, чтобы правильно и красиво писать:
Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
3. Изучение нового материала:
На доске стихотворение Манфиш А.:
КараНдаш возьмём в ладошки,
С Н Напишем «Нос» и «Ножки».
Ночь Настала, Надо спать —
Буква Н НужНа опять.
Спросить у детей, что они заметили о расположении буквы «н» в словах (она может стоять в начале, в середине и в конце)
- А какой звук обозначает эта буква? Гласный или согласный? (согласный)
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А ещё в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
- Незнайка предлагает нам поиграть в игру «Найди отличия».
На доске появляются две картинки прописной и печатной буквы «н». Дети должны определить, чем отличается написание этих букв.
- Рассмотрите образец строчной буквы н. Начинаем писать с верхней линии рабочей строки. Ведём вниз палочку до нижней линии рабочей строки. Затем от середины первого элемента пишем второй элемент — перекладинку. Этот элемент должен быть чуть провисшим. Третий элемент — палочка с закруглением внизу.
После объяснения написания буквы, дети вместе с учителем «рисуют» букву «н» в воздухе под счёт (раз – и, два – и)
- Из каких 3 элементов состоит буква «н»? Давайте сначала обведём все эти элементы в «Прописях», а затем уже всю букву и даже целое слово!
В тетрадях дети сначала прописывают целую строчку буквы «н».
- Подчеркните от 1 до 3 самых красивых букв, которые у вас получились.
Затем записывают слоги с буквой «н» (на, но, ну), потом слова (она, они, оно). Обсуждение написанных частицы «ну» и предлога «на», поздравление учащихся с написанием их первых слов. Упоминание того, что все эти слова являются местоимениями.
Выполнение задания по карточкам (есть только что пройденные местоимения и слова с буквой «н» в 4 родах, их нужно сопоставить. Например, кони (они), Анна(она), слон(он), солнце(оно)). В этих словах подчеркнуть букву «н», разделить слова на слоги и сказать, какой будет звук у подчеркнутой буквы (твердый/мягкий).
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал, (изображаем рисование)
В среду долго умывался, («умываемся»)
А в четверг в футбол играл, (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал, (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
- Я сейчас буду читать вам слова. Если это слово начинается на букву «н», то мы ничего не делаем, если это слово начинается с другой буквы, то мы хлопаем 1 раз. Дополнительное задание очень сложное, только для самых внимательных: если слово начинается на другую букву, но в нем есть буква «н», то мы хлопаем 2 раза.
нос, ночь, нитка, носорог, бросок, носок, гром, нора, слон, боль, небо, хлеб, наука, карандаш, нота, охота.
4. Рефлексия
- Какие буквы мы сегодня изучили?
- Какие местоимения мы прошли?
- Оцените сами свою работу на уроке, поделитесь впечатлениями, было ли вам сегодня трудно или наоборот легко, что нового и интересного вы узнали.
- Незнайка был очень рад поучаствовать в нашем уроке, он сказал, что вы постарались и хорошо поработали на уроке.