СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок химии на тему : "Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения."

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок химии на тему : "Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения."»

30 лицей ____________ __________

Урок № 17. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока: объяснить сущность закона сохранения массы веществ; научить применять его для объяснения природных явлений и процессов, научить писать уравнения реакций.

Задачи урока:

Образовательные:

1.Опытным путём доказать и сформулировать закон сохранения массы веществ.

2.Дать понятие о химическом уравнении, как условной записи химической реакции с помощью химических формул.

3.Начать формирование навыков расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций.

Развивающие:

1.Развитие умения решать несложные проблемы, формировать гипотезы.

2.Развивать способность к логическому мышлению.

Воспитательные:

1.Продолжить формирование научного мировоззрения.

2.Воспитывать коммуникативную компетентность, а также наблюдательность, внимание и инициативу.

Оборудование: компьютер, проектор, видеофрагмент «Закон сохранения массы веществ», «Горение магния в кислороде».


Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, фиксация отсутствующих.


2. Актуализация знаний.

Класс делиться на группы: 1-я группа пишет проверочную работу, 2-я группа работает с учителем.

Устный опрос.

  1. Что называется химическим элементом?

  2. Что называется химической формулой?

  3. Какие явления происходят с веществами?

  4. Какие явления называются химическими?

  5. Как по-другому называют химические явления?

  6. По каким признакам можно судить, что произошла химическая реакция?

  7. Что показывает индекс и коэффициент в формуле вещества?



3. Постановка темы, цели и задачи урока.

Тема нашего сегодняшнего урока называется «Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения».

Как Вы думаете каковы будут цели и задачи нашего урока?

  • Доказать и сформулировать закон сохранения массы веществ.

  • Узнать определение химических уравнений.

  • Научиться расставлять коэффициенты в УХР.


4. Изучение нового материала.

Изучение темы строиться на создание проблемных ситуаций.

  • Ребята, как Вы думаете, измениться ли масса веществ в процессе их взаимодействия?

Происходит обсуждение проблемы, учащиеся выдвигают свои гипотезы.

Давайте рассмотрим реакцию горения магния в кислороде (демонстрация эксперимента). По каким признакам определили, что произошла хим. реакция?

Запишем её на доске сначала словами, а теперь с помощью химических и математических знаков.

Mg +O2 = MgO

НО это ещё не всё! Давайте сравним левую и правую части уравнения. Мы видим, что в реакцию вступили 2 атома кислорода, а получился только один. Не уже ли в природе такое возможно, чтобы атомы исчезали?

Такой вопрос возник не только у нас, а гораздо раньше. Ответить на него пытались многие учёные, но правильный ответ нашли не все.

Английский химик Роберт Бойль прокаливал металлы в открытой ёмкости и обнаружил, что масса металлов стала больше. М.В.Ломоносов стал прокаливать металлы в закрытом сосуде, взвешивая его до и после реакции. По результатам экспериментов учёные пришли к абсолютно противоположным выводам. Бойль утверждал, что масса веществ в результате хим. реакции меняется, Ломоносов – что остаётся без изменения.

Кто же из них прав?

Проверка гипотез осуществляется путем просмотра демонстрационного эксперимента (видеофрагмента), который иллюстрирует закон сохранения массы веществ.

Затем формируется вывод:

Масса веществ в процессе их взаимодействия не изменяется.

Давайте запишем формулировку закона сохранения массы веществ.

Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, образовавшихся в результате реакции.

Был теоретически описан М.В. Ломоносовым в 1748 году, а в 1756 году им же подтвержден экспериментально. Через 41 год этот закон подтвердил Лавуазье.

  • Ребята, как вы считаете, почему масса веществ в процессе реакции сохраняется?

Гипотезы должны строиться на положения об атомно-молекулярном учении, а также с опорой на уже известные свойства атомов.

Затем формируется вывод:

Сохранение массы объясняется тем, что атомы в процессе химической реакции не исчезают – происходит лишь их перегруппировка. Поскольку продукты реакции образуются из атомов исходных веществ, то количество атомов остается неизменным, а следовательно, сохраняется и общая масса веществ.

Давайте запишем сущность ЗСМВ:

В результате химической реакции атомы не исчезают и не возникают из неоткуда, а переходят из одного веществ в другое.

  • Ребята, в чем, по вашему мнению, заключается суть закона сохранения массы веществ?

Для науки и практики закон сохранения массы веществ дает материальную основу для составления уравнений химических реакций. Опираясь на него, можно производить расчеты по химическим уравнениям (для науки - точный расчет материала для реакции; на практике - учет продукции и материала для продукции).


5. Физкультминутка.


Давайте вернёмся к нашей записи реакции горения магния. Можем ли мы остановиться на таком её варианте? Почему?

Итак, действие, позволяющее уравнять число атомов в уравнении, называется расстановкой коэффициентов. ( коэффициент - это число, показывающее число молекул вещества.)

Чтобы правильно расставлять коэффициенты надо знать:

  1. Уравнение делится на левую и правую часть.

  2. Левая часть – исходные вещества.

  3. Правая часть – продукты реакции.

  4. Надо найти НОК для числа атомов данного элемента в левой и правой части

уравнения.

  1. Поставить коэффициенты перед веществами с целью уравнивания числа

атомов элемента в левой и правой части..

  1. Написать знак = между левой и правой частью.


6. Закрепление и обобщение полученных знаний.

Давайте потренируемся выполнять расстановку коэффициентов.

4P + 5O2 = 2P2O5

N2 + 3H2 = 2NH3


Учащимся предлагается выполнить самостоятельно несколько заданий (используется дифференцированный подход).

1-й уровень. Расставить коэффициенты в УХР.

Fe2O3 + H2 = Fe + H2O

ZnO + C = Zn + CO2

2-й уровень. Дописать УХР и расставить коэффициенты

Mg + O2 =

K + Cl2 =


7. Рефлексия.

  1. Что сегодня нового Вы узнали на уроке?

  2. Какие моменты при изучении темы Вам показались сложными?

  3. Какой закон нельзя нарушать при записи УХР.

  4. Как называются вещества вступающие в реакцию

  5. Как называются вещества, получившиеся в результате реакции


8. Подведение итогов урока.

Самооценка обучающимися своей деятельности на уроке.

Выставление отметок в журнал.


9. Домашнее задание.

§ 19, зад. 2 на стр. 65.


5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!