Урок «Путешествие в страну карбоновых кислот». 10 класс
Цели урока: продолжить изучение свойств карбоновых кислот, применение кислот в быту, экспериментально изучить химические свойства карбоновых кислот на примере уксусной, лимонной и яблочной кислот.
Ход урока.
Урок сегодня необычный, я приглашаю вас в путешествие в страну карбоновых кислот. Слайд…
У вас на столах рабочие листы, в течении урока вы будете с ними работать, заполнять их и в конце урока их сдадите на проверку, получите отметку.
Работать будете по группам.
Фронтальный опрос.
Слайд …. станция ИНФОРМАЦИОННАЯ.
Кислота. С чем у вас, ребята ассоциируется это слово-кислота? Хорошо.
Сегодня мы работаем с органическими кислотами ( посмотрите на демонстрационный стол—уксусная, лимонная, яблочная, молочная кислоты)их человек употребляет в пищу, применение их вам знакомо из жизни. Материал сегодняшнего урока встречается в заданиях ЕГЭ по химии (часть А-16-17, часть В-6,7, часть С -3,5)
Что называется карбоновыми кислотами?
Какая общая формула карбоновых кислот?
Слайд…
Какова классификация карбоновых кислот? На какие группы подразделяются карбоновые кислоты?
Слайд…
Наиболее распространенная группа – это группа предельных карбоновых кислот. Слайд..
Давайте назовем и напишем на доске и в рабочих листах еще другие формулы карбоновых кислот какие вы знаете.( вызвать к доске двух уч-ся)
Слайд Станция ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
Слайд… Вспомни правила техники безопасности.
Задание1.
Определите силу карбоновых кислот( уксусной, лимонной, яблочной) с помощью индикаторов. Проставьте цифрами 1,2,3 степень силы кислоты. Сделайте вывод. ТБ соблюдаем при работе с кислотами.
Вопрос к классу. Отчего зависит сила кислот?
Ответ- от степени диссоциации кислоты, чем легче отщепляются катионы Н в кислоте, тем сильнее кислота.
Слайд…
Задание 2. Взаимодействие кислот с металлами.
Слайд…
Проведите реакцию взаимодействия уксусной кислоты с металлами Mg и Zn. Запишите одно уравнение реакции. Сделайте вывод о силе растворения металла в кислоте.
Динамическая пауза Слайд..
Задание3.
Проведите реакцию взаимодействия соды с уксусной кислотой. Запишите вывод о применении этой реакции человеком в быту.
Это реакция нейтрализации.
Эксперимент на демонстрационном столе.
Уксусная к-та+ лакмус= красный цвет+ минер. вода + лакмус= синий цвет ( среда поменялась, действие кислоты прекратилось).
Такая же реакция с молоком.
Что же является противоядием при отравлении уксусной кислотой?
( запишите в рабочие листы)
3 станция ПРАКТИЧЕСКАЯ. СЛАЙДЫ
4 станция ЗАКРЕПИТЕЛЬНАЯ. СЛАЙДЫ
Цифровой диктант-утверждение.
Слайд-правильные ответы, самооценка( руки поднимите у кого оценка 5, 4,3,2)
Домашнее задание
Праздничный салют ( опыт «Вулкан»)
Рабочие листы собрать. Оценка у всех будет общая.
При выходе с урока прикрепите, ребята смайлик на доску того настроения, с которым вы уходите с урока.
Спасибо! До свидания!