СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок химии по теме "Строение вещества. Многообразие веществ. Понятие о дисперсных системах. Истинные и коллоидные растворы"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок химии по теме "Строение вещества. Многообразие веществ. Понятие о дисперсных системах. Истинные и коллоидные растворы" в 11 классе

Просмотр содержимого документа
«Урок химии по теме "Строение вещества. Многообразие веществ. Понятие о дисперсных системах. Истинные и коллоидные растворы"»


1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ

ФИО разработчика

Лоскутникова Ирина Викторовна

Место работы

МБОУ «Тамбовская СОШ» Романовского района Алтайского края


2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

11

Место урока (по тематическому планированию ФРП)

Тема 2. Строение вещества. Многообразие веществ.

Понятие о дисперсных системах. Истинные и коллоидные растворы.

Тема урока

Массовая доля вещества в растворе.

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

V урок освоения новых знаний и умений

☐урок-закрепление

☐урок-повторение

☐урок систематизации знаний и умений

☐урок развивающего контроля

☐комбинированный урок

☐другой (впишите)

Планируемые результаты (по ФРП):

Личностные

готовности к совместной творческой деятельности при создании учебных проектов, решении учебных и познавательных задач, выполнении химических экспериментов;

способности оценивать ситуации, связанные с химическими явлениями, и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

соблюдения правил безопасного обращения с веществами в быту, повседневной жизни и в трудовой деятельности;

понимания специфики химии как науки, осознания её роли в формировании рационального научного мышления, создании целостного представления об окружающем мире как о единстве природы и человека, в познании природных закономерностей и решении проблем сохранения природного равновесия;

способности самостоятельно использовать химические знания для решения проблем в реальных жизненных ситуациях;

интереса к познанию и исследовательской деятельности

Метапредметные

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, всесторонне её рассматривать;

определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения, соотносить результаты деятельности с поставленными целями;

устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями;

строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и заключения;

ориентироваться в различных источниках информации, анализировать информацию различных видов и форм представления, критически оценивать её достоверность и непротиворечивость;

формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе информации, необходимой для выполнения учебных задач определённого типа;

выступать с презентацией результатов познавательной деятельности, полученных самостоятельно или совместно со сверстниками при выполнении химического эксперимента

Предметные

сформированность представлений: о химической составляющей естественно-научной картины мира, роли химии в  познании явлений природы, в формировании мышления и  культуры личности, её функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде;

владение системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия (химический элемент, атом, ион, молекула, моль, молярный объём, валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая связь, кристаллическая решётка, раствор; теории и законы (теория электролитической диссоциации, закон сохранения массы веществ), символический язык химии, мировоззренческие знания, лежащие в основе понимания причинности и системности химических явлений, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и  безопасном использовании важнейших неорганических веществ в быту и практической деятельности человека;

сформированность умений использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений химических реакций; систематическую номенклатуру (IUPAC) и  тривиальные названия отдельных неорганических веществ;

сформированность умений проводить вычисления с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе»;

сформированность умений соблюдать правила пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правила обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов;

сформированность умений планировать и выполнять химический эксперимент в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием, представлять результаты химического эксперимента в  форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов;

сформированность умений критически анализировать химическую информацию, получаемую из разных источников

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): технология развития критического мышления, источники информации, методические приемы, рефлексия

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы).

На примере проектирования урока химии по конкретной программной теме показано использование технологии развития критического мышления для достижения требований ФГОС ООО/ химические стаканы с водой, химические ложки, стеклянные палочки/ Абрашина Л.В. Технология развития критического мышления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/2012/08/09/tekhnologiya-razvitiya-kriticheskogo


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Учитель формулирует вопрос учащимся. Какие ведущие методы изучения школьного курса химии вам известны? (Химический эксперимент, наблюдение, описание).

Затем учитель предлагает провести эксперимент. На столах находятся стаканы с твердыми веществами: перманганатом калия, поваренной солью, мелом. Также на столах есть необходимое для проведения эксперимента оборудование (химические стаканы с водой, химические ложки, стеклянные палочки). Смешайте с водой предложенные вещества. Что наблюдаем? Чем различаются вещества?

Вопрос учащимся. Какова тема урока?

Запишите тему урока.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Учитель проводит фронтальный устный опрос. Вопросы учащимся.

1) Какие виды смесей вам известны? Приведите примеры смесей различных видов.

2) Приведите примеры растворов, используемых в быту, природе, технике, сельском хозяйстве.

3) Каково значение растворов, используемых в быту?

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

Учащиеся заполняют схему «Растворы» (схема 1): кратко записывают суждения, характеризующие растворы. (известная информация: информация предыдущего урока, проведенного демонстрационного эксперимента, фронтального устного проса). После составления схемы учитель предлагает задание:

- Сформулируйте цель урока.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

Этап «Вызов». На этом этапе учащимся предлагаем перевернутые логические цепи суждений. Задание учащимся. Прочитайте суждения, приведенные в таблице "Перевернутые логические цепи суждений". Заполните в тетради столбец «Перед изучением нового материала» - запишите знак «+» или «-». Учитель предлагает учащимся обменяться информацией с «соседом» по парте.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Этап осмысления новой информации. На этом этапе происходит организация деятельности учащихся по изучению нового материала, его сопоставление с известными данными, воспроизведенными на этапе вызова. Учитель формулирует задание учащимся.

Задание учащимся:

- Прочитайте текст §16-17 (с. 74-81). Работая с текстом предложенного параграфа, заполняйте таблицу "Механизм ЗХУ: знаю, хочу узнать, узнал" тезисами.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Решите задачу

К раствору гидроксида натрия массой 1200 г прибавили 490 г 40 %-ного раствора серной кислоты. Для нейтрализации получившегося раствора потребовалось 143 г кристаллической соды Na2CO3·10H2O. Рассчитайте массу и массовую долю гидроксида натрия в исходном растворе.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Смешали 30%-ный раствор соляной кислоты с 10%-ным раствором и получили 600г 15%-ного раствора. Сколько граммов каждого раствора было взято?

Решите задачу алгебраическим (через уравнение с двумя переменными) и химическим (через уравнение реакции и формулы расчета) способами.

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

К 250 г раствора с массовой долей соли 10% добавили раствор с массовой долей той же соли 15%. При этом массовая доля соли в полученном растворе составила 12%. Вычислите массу добавленного раствора. (Запишите число с точностью до десятых.)

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Столовый уксус представляет собой раствор, массовая доля уксусной кислоты в котором 9%. Вычислите массу уксусной эссенции (массовая доля уксусной кислоты в которой 70%) для приготовления столового уксуса массой 300 г.

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Приведите доказательства физико-химической теории растворения (примеры физических и химических явлений при растворении)

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

- химический эксперимент на растворение веществ;

- самостоятельная работа с учебным текстом;

- задания, упражнения, вопросы;

- синквейны;

- самостоятельные работы по подготовке схем.

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Учащиеся составляют синквейн. Синквейн на примере понятия «растворы»:

Растворы

Однородные, физико-химические

Лечат, кормят, помогают

Находят широкое применение

Системы

Этап 5.2.Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

1) Прочитайте §24. 2) Устно выполните задания №1-4 на с.103 в учебнике