СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок химии в 10 классе Генетическая связь между классами органических веществ

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения знаний учащихся по органической химии. Благодаря элементам занимательности (викторины, дополнительного материала с интересными фактами), он будет не сухим, а вызывать интерес к изучении предмета. 

Просмотр содержимого документа
«Урок химии в 10 классе Генетическая связь между классами органических веществ»



Конспект урока химии в 10 кл

Генетическая связь между классами

органических веществ

Цель: рассмотреть генетическую связь между типами углеводородов и классами органических соединений;

Задачи: 

  • развивать у учащихся способность к целеполаганию, планированию своей деятельности на уроке;

  • развивать у учащихся логическое мышление (посредством установления генетической связи между разными классами углеводородов, выдвижения гипотез о химических свойствах незнакомых органических веществ);

  • развивать у учащихся способность к сравнению (на примере сравнения  химических свойств углеводородов);

  • развивать информационно-познавательную компетентность учащихся;

  • развивать у учащихся химическую речь, способность аргументированно отвечать на вопросы,

  • развивать коммуникативные способности учащихся, воспитывать умение выслушивать ответы одноклассников.

Тип урока: 

  • по дидактической цели – совершенствование знаний,

  • по способу организации – обобщающий.

Методы: 

  • словесные (беседа);

  • практические – составление схем превращений и их выполнение;

  • выполнение самостоятельной работы.

ХОД УРОКА

Учитель: Органическая химия – наука о жизненно-важных веществах. Углеводороды имеют большое значение для современных отраслей промышленности, техники, повседневной жизни людей. Эти вещества, как в индивидуальном состоянии, так и в виде природных смесей (газ, нефть, уголь), служат сырьем для производства десятка тысяч более сложных органических соединений, несут в наши дома тепло и свет.

В нашей жизни органические вещества занимают очень большое место. На сегодняшний день их насчитывается более 20 миллионов. Без них из обихода исчезли бы многие привычные вещи: изделия из пластмасс и резины, средства бытовой химии, косметика. Каждый день синтезируются все новые и новые вещества.  Знать все обо всем невозможно. Но можно понять основные закономерности, которые применяются в превращении органических веществ.

 Учитель: Какие классы углеводородов вы знаете, называйте сразу с общей формулой.

Таблица «Классификация веществ»

Ответить на вопросы:

Учитель: Чем отличаются по составу углеводороды разных типов?
Учащиеся:  Числом атомов водорода.
Учитель: Какие реакции следует провести, чтобы из одного типа углеводородов получить   другой? 
Учащиеся: Реакции  гидрирования  или  дегидрирования.  Так можно осуществить большинство переходов, однако, этот способ получения углеводородов не является  универсальным. Стрелками в схеме указаны углеводороды, которые непосредственно можно превратить друг в друга одной реакцией.
Учитель: Схематически это выглядит так: гексан → бензол → хлорбензол → толуол → 2.4.6-трибромтолуол

CaC2 C2H2 C6H6 C6H5Cl  C6H5OH C6H2Br3OH

Задание:  для закрепления изученного материала осуществите цепочку превращений.

C2H6            C2H4 + H2  (дегидрирование)

C2H4            C2H2 + H2  (дегидрирование)

3C2H2              C6H6   (тримеризация)

Викторина: «Угадай вещество».

Задание ученикам: определить вещество о котором идет речь и сказать несколько слов об этом веществе. (Ученик у доски записывает формулы веществ).

1) Это вещество называют – болотный газ, является основой природного газа, ценное и доступное сырье для синтеза многих веществ. (Метан)

Дополнение учителя: одно любопытное сообщение о том, где пригодился метан. Специалистам одной из исследовательских лабораторий ВМС США удалось разработать способ получения искусственных алмазов. Метан подавался на раскаленную до 2500 С пластину вольфрама, на которой и оседали образующиеся при этом кристаллы.

2) Это вещество называют – светильный газ. Этот газ применялся вначале в основном для освещения: уличные светильники, театральные рампы, походные и шахтерские фонари. На старых велосипедах устанавливались карбидные фонари. В сосуд, заполненный карбидом кальция, поступала вода, и образующийся газ по специальному соплу попадал в лампу, где и сгорал ярким пламенем. (Ацетилен)

3) Структура этого вещества устанавливалась 40 лет, а решение пришло, когда в воображении Кекуле возникла змея, кусающая себя за хвост. (Бензол)

4) Специальными экспериментами было установлено, что при содержании этого вещества в воздухе примерно 0,1 % быстрее дозревают овощи и фрукты. Это вещество называют регулятором роста растений. (Этилен)

Дополнение учителя: оказывается, для цветения ананасов необходим этилен. На плантациях жгут мазут, и небольших количеств образующегося этилена достаточно для получения урожая. А дома можно воспользоваться спелым бананом, который тоже выделяет этилен. Кстати этилен может передавать информацию. У антилоп куду основной пищей служат листья акаций, которые вырабатывают таннин. Это вещество придает листьям горький вкус, а в больших концентрациях - ядовито. Антилопы умеют выбирать листья с низким содержанием таннина, но в экстремальных условиях съедают любые и гибнут. Оказывается, поедаемые антилопами листья выделяют этилен, который служит сигналом для соседних акаций, и через полчаса их листья усиленно продуцируют таннин, что приводит к гибели антилоп.

5) Виноградный сахар. (Глюкоза.)

6) Из этого вещества получают дивиниловый каучук. (Дивинил)

7) Винный спирт. (Этанол)

8) Маслянистая жидкость. Которая была получена из толуанского бальзама. (Толуол)

9) При опасности муравьи выделяют именно это вещество. (Муравьиная кислота)

10) Взрывчатое вещество, которое имеет несколько названий: тол, тротил. ТНТ. Обычно из 1 г взрывчатого вещества образуется около 1 л газов, что отвечает тысячекратному увеличению объема. Механизм действия любого взрывчатого вещества сводится к мгновенному образованию большого объема газа из небольшого объема жидкости или твердого вещества. Давление расширяющихся газов и представляет собой разрушающую силу взрыва. (Тринитротолуол)

III. Составление генетической цепочки.

Работа в группах. Класс делится на группы по 4 человека.

Задание группам: составить ряд превращений, используя как можно больше веществ, угаданных в викторине. Задание предлагается на время. После выполения, задание проверяется у доски.

В конце урока оценить ответы учащихся.

IV. Домашнее задание: Составить генетический ряд превращений, включающий не мене десяти классов органических соединений.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!