СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок химии в 8 классе на тему "Аллотропия кислорода - Озон"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по химии по теме " Аллотропия кислорода. Озон и значение озонового слоя Земли. Горение веществ в воздухе." 

Просмотр содержимого документа
«Урок химии в 8 классе на тему "Аллотропия кислорода - Озон"»

Урок по химии по теме " Аллотропия кислорода. Озон и значение озонового слоя Земли. Горение веществ в воздухе."

Цели:

1) способствовать развитию представлений о кислороде как химическом элементе, сформировав понятия “озон”, “аллотропия”, “аллотропные модификации”;

2) способствовать развитию умений характеризовать вещества по плану и сравнивать их, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;

3) способствовать формированию мировоззренческой идеи о взаимосвязи количественных и качественных изменений.

Оборудование:

Карта урока, компьютер.


Тип урока:

Комбинированный. Урок изучения нового материала.


Формы организации учебной деятельности:

  • самостоятельная работа с текстом учебника;

  • фронтальная;

  • индивидуальная;

  • работа в группах.


Методы обучения. Методы организации учебной деятельности:

  • словесные (эвристическая беседа),

  • наглядные

на основе познавательной деятельности

  • частично-поисковый;


Педагогические приемы:

  • учебно-организационные (определение цели и задачи урока, создание благоприятных условий деятельности);

  • учебно – информационные (беседа, постановка проблемы, ее обсуждение, работа с учебником);

учебно – интеллектуальные (восприятие, осмысление, запоминание информации, решение проблемных задач, мотивация деятельности).

Ход урока

I. Подготовка к изучению нового материала.

На предыдущих уроках мы изучали кислород. Кислород – как химический элемент и кислород – как простое вещество, образованное атомами этого химического элемента. (УЭ-1)

Вспомним, что вам известно о кислороде как химическом элементе. Пользуясь планом, дайте характеристику химическому элементу кислород. (Слайд1)

Таким образом, атомы химического элемента кислорода участвуют в образовании следующих веществ: О2,СО23, Н2О, СаСО3, SiO2, в том числе кислорода – как вещества.

Что вам известно о веществе кислород? Охарактеризуйте вещество кислород, пользуясь представленным на экране планом. (Слайд2)

Действительно, кислород легко вступает в химические реакции. При этом, химическое взаимодействие веществ с кислородом называется реакцией окисления. Вещества же, образованные при этом, называются оксидами.

Уравнение химической реакции отражает материальный баланс процесса. Это позволяет использовать такие уравнения для количественных расчетов.

Решим задачу. Откройте тетради, подпишите сегодняшнее число… (Слайд3)

II. Цель сегодняшнего урока: продолжить изучение темы “Кислород” и познакомиться еще с одним веществом, также образованным атомами только этого химического элемента, которое называется озон. (Слайд4)

III. Изучение нового материала.

Запишите в тетради тему сегодняшнего урока “Озон”.

1 п.

Прежде чем дать характеристику вещества озон по известному вам плану (cлайд5), вспомните: Что вам известно о данном веществе? Что вы слышали или читали об озоне? (Беседа с учащимися)

Получение

Сообщение учащ. 1) Озон образуется под воздействием солнечного излучения (его ультрафиолетовой части) из кислорода, чем и объясняется скопление этого вещества в верхних слоях атмосферы (в стратосфере). В ходе этой реакции поглощается та часть солнечного излучения, которая является губительной для всего живого на Земле.

Ультрафиолетовые лучи (составляющее солнечного излучения), вторгаясь в стратосферу, разбивают молекулы кислорода (О2) на два атома (О), которые вступают в реакцию с молекулами кислорода (О2), образуя озон (О3).

2) Озон образуется также вследствие электрических разрядов (например, во время грозы).

3) Озон образуется также при окислении смолы хвойных деревьев или морских водорослей.

Итак, что вам теперь известно об озоне?

Дайте характеристику вещества озон по плану, представленному на экране. (Слайд 6) (УЭ-3)

Следует отметить. (Комментарии учителя по ходу заполнения таблицы)

Нахождение в природе

Сообщение учащ. Толщина озонового слоя над поверхностью Земли не постоянна.

1) Сезонные изменения толщины озонового слоя – явление естественное.

Кроме того,

2) Созданные человеком химические вещества, в частности, фреоны (вещества, используемые как хладагенты в холодильных агрегатах), вступают в реакцию с озоном, разрушая его, уменьшая тем самым толщину озонового слоя (образуя т.н. “озоновую дыру”).

На сегодняшний день учеными установлено значительное уменьшение толщины озонового слоя над Антарктидой, что позволяет большему количеству ультрафиолетовых лучей достигать поверхности Земли.

На полученном из космоса изображении дыра в озоновом слое над Антарктидой кажется синим пятном. Озон образуется и разлагается под действием ультрафиолетовых лучей. Молекула озона поглощает ультрафиолетовый свет и рассеивает его энергию в виде тепла. Поверхности Земли достигают только те ультрафиолетовые лучи, которые не опасны для живых организмов.

Стратосфера – это безоблачная, сухая, холодная область нашей атмосферы приблизительно между 10 и 50 км над уровнем моря. Воздух очень медленно перемешивается в ней по вертикали, но зато довольно интенсивно – по горизонтали. Поэтому промышленные загрязнения, попав в стратосферу, могут оставаться в ней многие годы и легко распространяться вокруг Земли.

Озоновый слой, разрушение которого так легко катализируется, очень мал по объему. Если сконцентрировать весь стратосферный озон в окружающую земной шар тонкую оболочку, то ее толщина составит всего около 3 мм. Тем не менее, этого незначительного (в масштабах планеты) количества озона хватает для того, чтобы не пропускать к поверхности Земли наиболее вредные для живых организмов "жесткие" ультрафиолетовые лучи. Когда мы загораем на солнце, на нашу кожу падают "мягкие" ультрафиолетовые лучи, не способные принести вреда здоровью (если загорать в меру).

Таким образом, проблема промышленных выбросов в атмосферу – это не только проблема загрязнения поверхности Земли вредными веществами, но еще и проблема "загрязнения" солнечного спектра жестким, вредным для человека ультрафиолетовым излучением.

Но не стоит и преувеличивать опасность: полное исчезновение озона не грозит атмосфере до тех пор, пока в ней есть кислород и пока светит Солнце.



Физические свойства

1) Озон обладает запахом, который вы явственно ощущаете после грозы или в хвойном лесу. “Озон” (греч.) – “пахнущий”.

2) Озон тяжелее воздуха: Мr(O3) = 48.

Химические свойства

1) Молекула озона очень непрочная О3 О2 + О, 2О— О2, 2О3 2

2) Образующийся атомарный кислород более энергично реагирует с веществами, чем молекулярный, поэтому озон химически активнее кислорода.

Действительно,

  • он быстро разрушает резину, очень медленно изменяющуюся в среде воздуха;

  • взаимодействует при комнатной температуре с серебром, образуя оксид серебра Ag + O3—AgO + O2 (а с кислородом серебро не реагирует);

  • озон обладает бактерицидным действием (целительна атмосфера соснового леса или морского побережья).

2 п.

Охарактеризовав каждое из веществ, образованных атомами химического элемента кислорода, вы теперь можете их сравнить.

Дайте сравнительную характеристику кислорода и озона, отметьте сходства и различия. (УЭ-2) (Слайд 7)

Кислород и озон – простые вещества, образованные атомами одного и того же химического элемента кислорода.

Однако, молекула кислорода содержит 2 атома кислорода, молекула озона содержит 3 атома кислорода.

При этом мы отмечаем у них различные свойства (в чем-то схожие).

Различие в количестве атомов приводит к различию в свойствах. Количественные изменения переходят в качественные (один из основных законов философии).

3 п.

1) Явление, когда один и тот же химический элемент образует несколько простых веществ, называют аллотропией. (Слайд 8)

2) Разные простые вещества, образованные одним и тем же химическим элементом, называют аллотропными модификациями (видоизменениями). (УЭ-4)

IV. Итог урока.

Итак, сегодня на уроке необходимо было. (Слайд 9)

Сформулируйте вывод (по цели).

V. Домашнее задание.

Дома, прочитав текст § 25:

  • ответить на вопросы после §25 (с.69-70 №6-7);

  • выучить определения “аллотропия” и “аллотропные модификации”.

К следующему уроку необходимо уметь:

  • характеризовать простое вещество озон;

  • сравнивать его с веществом кислород;

  • объяснять явление “ аллотропия” и понятие “аллотропные модификации”.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК

ГУ «ВЛАДЫКИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»ООФР»










УРОК

в 8 классе

\










Подготовила: учитель химии Павлюк Л. С.







с. Владыкинка

2016г