План -конспект Открытого урока.
Преподаватель: Османова Хатидже Шаиповна
Концертмейстер: Зуева Татьяна Васильевна
Дата проведения: 20.12.2014 г.
Класс: 1 (ф -ное,стр.отд)
Предмет: хор
Тема урока: «В гостях у Королевы Музыки»
Форма проведения: коллективная
Тип урока: урок — иллюстрация, урок — игра.
Цель урока: формирование у обучающихся начальных певческих навыков.
Задачи:
Образовательные: формирование у обучающихся первоначальных певческих навыков:
*певческую установка;
*певческое дыхание;
*точное интонирование;
*ровность звучания;
*артикуляционные навыки;
*выразительность исполнения.
Развивающие:
*формирование вокально-хоровых навыков и умений;
*развитие слуха и интонации; развитие артикуляционного аппарата;
*развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять.
Воспитательные:
*воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере;
*воспитание организованности;
*внимания, естественности;
*интереса к пению;
Методы обучения;
*игровой (образно-эиоциональный)
*наглядный (слуховой и зрительный);
*словесный (образные сравнения, словесная оценка исполнения);
*индуктивный;
*дедуктивный;
*проблемно-поисковый;
*обьяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации
голосом учителя и воспроизведения услышанного детьми).
Методические приемы:
*творческие задания в виде урока-сказки, способ вызвать положительные эмоции, повышающие работаспособность детей.
*применение индивидуального подхода,наблюдение за усваимостью материала учащимися;
*побуждению детей к самовыражению, творчеству;
*представление « в уме»первого звука уже на дыхании;
*юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям,
Оборудование:
фортепиано, стулья, заготовки (вырезать из плотной бумаги две цветные бабочки, между ними в виде большой петли 15-20 см. вложить толстую нить и склеить эти половинки. Изготовить по количеству детей. Когда на них дуешь тонкой струей, она кружатся вокруг себя.)
Иллюстрации: гномы, Королева Музыки, животные.
План урока.
1. Организационный этап:
*психологический настрой детей.
2. Вступительная часть:
*приветствие;
*певческая установка.
3. Игры - упражнения:
*на быструю концентрацию внимания;
*на дыхание;
*звуковедение гласных;
*на интонацию;
*на дикцию;
*слуховой анализ;
4. Пение песен: «Ручеек» Картушиной, «Все знать»Муз.и сл.Филипповой
*работа над выразительностью, характером песен;
*работа над унисоном;
*индивидуальное исполнение песен учащимися, пение хором на сцене.
5. Итог урока.
Ход урока
1. Преподаватель: - Ребята, сегодня я приглашаю вас в гости к музыкальным гномам в волшебный замок Королевы Музыки. А приведет нас туда музыкальная дорожка. (Уч.-ся шагают в ритме «Марша деревянных солдатиков» П.Чайковского). 2. Вот мы и пришли, а сейчас поздароваемся и пропоем приветствие. (Уч -ся в восходящем движении поют приветствие «Здравствуй, здравствуй Музыка!»).
- У Корелевы Музыки есть верные пажи — веселые гномы, которые очень любят петь. По приказу Королевы Музыки ее верные пажи научат вас красиво петь (появляется первый гном). Этот гномик расскажет, как правильно стоять или сидеть при пении.
Ученик — 1 гном: «Если хочешь стоя петь, головою не вертеть! Встань красиво, подтянись и спокойно улыбнись.
Преподаватель: - А теперь сядем на стулья и послушаем, как нужно петь сидя
Ученик — 1 гном: «Если хочешь сидя петь, не сутулься как медведь. Сядем прямо, ровно, спинки держим стройно. Ноги твердо в пол упрем и поем!»
Уч.- ся поют песню: «Петь прятно и удобно,спинки держим стройно. Ноги твердо в пол упрем. И поем спокойно.»
Преподаватель: - А теперь я прверю,как вы усвоили уроки первого гнома. Сядьте кто как хочет. Можно опустить плечи, вытянуть руки. Игра на быструю концентрацию внимания: «Руки как у нас лежат? Ноги как у нас стоят? (строго). Ну разок, ну другой посмотрите за собой. (дети садятся прямо, руки на коленях).Вижу,вы усвоили правило, как сидеть при пении.
3. Преподаватель: Второй гномик будет вас учить правильно дышать при пении.
Ученик — 2 гном: « Это очень интересно — научиться песни петь, но не каждому известно как дыханьем овладеть.Делай мягкий вдох старайся,вдыхай носом, а не ртом. Да смотри, не отвлекайся, сделал вдох — замри потом. Выдох делай тихий, плавный — как дыхание листа. Вот и выйдет песня славной, и свободна и чиста!».
Преподаватель: - Второй гном пригласил бабочек, чтобы они научили нас выдыхать воздух ровной струей. Дыхательное упражнения:
Дети берут заготовки — бабочки и под музыку вальса дуют на них, стараясь делать вдох носом, а выдох продолжительным, и наблюдают, как бабочки кружатся.
2). Поют по очереди с преподавателем: «Сидит ворон на дубу у, у, у.Он играет во трубу у,у,у.Трубу точеную, позолоченую у, у, у.
3).Упр. на гласную «у», «урье»с чередованием вдоха, выдоха.
4) Поютсеквенцию со словами «Плечи во время дыханья должны быть в покое недвижном».
5). Преподаватель: А третий гном, ребята, очень любит гласные звуки. Послушайте, как они тянется: А...О...У...И...Э...(произносится протяжно).Так и хочется их пропеть.
Ученик — 3 гном: «Словно волны у реки звуки гласные легки. Будто птицы на лету А-Э-И-О-У.(поет гласные на одном звуке, делая вдох по показу учителя, затем хор повторяет).
Преподаватель: - Третий гном пригласил домашних животных, которые так хорошо умеют петь гласные звуки.Споем и мы вместе с ними. Только петь будем точно интонируя мелодию. Ведь песенка должна быть красивой. (Исполняют попевку «Кто как поет?»,используя высотное тактирование и иллюстрации).
«Вышли гуси на луга и запели: «Га-га-га» (на одном звуке)
А корова на лугу им пропела: «Му-му-му» (нисходящая интонация)
А овечка во дворе тоже пелв «Бе-бе-бе» (терцовый ход вверх)
Куры квохчут: «Ко-ко-ко!» (по квартам верх)
Кот лакает молоко и мурлычет «Мур-мур-му!»(нисходящее движение мажорнрго трезвучия), а потом гоняет кур!».
.(Появляется четвертый гном). Преподаватель:- Этот гном ужасный болтун. Он лучше всех может петь скороговорки. (Исполнение скороговорки): «Шли сорок мышей,»- с жестами, ускоряя темп, повторяя несколько раз, «Шли сорок мышей, несли сорок грошей»(прищелкивать пальцами), «Три мышки поплоше»(отстукивать ритм ладонями по коленям: один удар — левой, два — правой), «Несли по два гроша».
Пятый гном научит нас петь тихо и громко (Дети исполняют песню «Эхо» 1 гр.- тихи, 2 гр.- громко: «Эхо -эхо. Отзовись — отзовись.Чисто петь — чисто петь. Научись - .научись. Слушай — слушай. Не зевай — не зевай. Все за мной — все за мной. Повторяй — повторяй.
Преподаватель:- Шестой гном научит нас различатьтембры голосов поющих людей.
Ученик — 6 гном: Кто ответит мне сейчас самый низкий голос....(дети — бас). А высокий голос мамы называется...(дети — сопрано).
4. Преподаватель:- Чтобы песня прозвучала красиво нужно спеть ее выразительно. Для этого надо научиться передавать характер песни: петь плавно, ласково или отрывисто, решительно.Именно этому научит последний гном. Он приготовил для вас песенку про ручеек.( Разучивание песенки «Ручеек» Картушиной).- «Ручеек проказник весело звенит. Ручеек проказник песенку журчит. Ля-ля-ля....(поют легатто, волнообразные движения руками). Ручеек проказник скачет по камням, песенку скакалочку распевает сам (поют стаккато, постукивая пальцами)
Преподаватель:Посмотрите, ребята,как много гномов — пажей у Королевы Музыки. Как они поют все вместе, а Королева называет их «мой хор». Мы тоже будем петь хором.(Пение песни «Все знать» Муз.и сл. Филипповой)
5. Преподаватель: Путешествие наше подошло к концу,а теперь пора прощаться (поет) «До свидания!» Ученики: «До свидания»(поют по звукам трезвучия).
Музыкальный материал: «Музыкальный букварь» Е.Тиличеевой.