СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Хозяйство Северо-Запада" 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Северо -Запад

Предмет: география

Класс:  9- а/9-б  

Дата                     

Учитель:   

Урок № 22

Тема урока: Хозяйство Северо-Запада   

 Цели урока:  Составить общее представление об этапах экономического развития Северо-Запада России.

Определить отрасли специализации экономического района и факторы обусловившие их размещение по территории.

Показать сущность проблем, возникающих при взаимодействии человека и природы.

Познавательные УУД: делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Регулятивные УУД: Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

 Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Личностные УУД: способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:  учебник И. Алексеев. География 9, карта России,  видео урок « Северо – Запад. Население и хозяйство »телевизор, карты атласа

 

Ход урока

  1. Организационный момент

Взаимные приветствия учителя и обучающихся;   проверка  готовности обучающихся к уроку; проверка отсутствующих, организация внимания

  1. Актуализация

 Какой экономический район России мы изучаем?

– Северо-Западный.

– Какие территории входят в его состав?

– Ленинградская, Псковская, Новгородская, Калининградская области и г. Санкт–Петербург.

-Какие ресурсы на территории района?

-Характеристика населения

  1. Мотивация

Как развивалось хозяйство региона?

Определяем тему и цели урока.

IV Приобретение новых знаний

 Беседа

– В каких городах Северо-Запада стала зарождаться экономика?

– Великий Новгород, Псков.

– Какие причины тому послужили?

– Через территорию проходил торговый путь “Из варяг в греки”, а города

В.Новгород и Псков входили в Ганзейский торгово-политический союз Северной Германии, который осуществлял посредническую торговлю между Западной, Восточной, и Северной Европой, в этих городах были конторы Ганзы.

– Основные занятия людей?    Ремесло, торговля.

– Какое важное историческое событие в этом районе происходит в 1703 году?

– На пустом месте царь Пётр 1“прорубает окно в Европу”, строится Санкт- Петербург.

2. Этапы экономического развития района

Лекция  

После присоединения к централизованному Русскому государству Новгорода и Пскова города края утратили свою ведущую роль во внешней торговле, а после основания Санкт-Петербурга хозяйственная жизнь городов продолжала приходить в упадок.

В тоже время Санкт-Петербург бурно развивается, используя своё выгодное географическое положение, которое усилилось с созданием воднотранспортных систем, связывающих его с Волгой, а затем и систем железных дорог. Первоначально промышленность Санкт-Петербурга была связана с созданием судостроительных верфей и производством для царского двора предметов роскоши: бархата, шёлка, позументов. Затем из Москвы сюда были переведены школы математики и навигации, инженерные и артиллерийские, Морская академия и Славянская школа, Славяно-греко-латинская академия. Затем была создана императорская Академия наук (1747г.) – теперь Российская академия наук.

Дореволюционная промышленность Санкт-Петербурга работала в основном на импортном сырье: английском угле, американском хлопке, привозном каучуке и российском, поступающем из других районов страны. Поэтому промышленность города привязывалась к морскому побережью. Среди промышленных предприятий преобладали государственные или развивающиеся на государственных заказах.

В XIX и начале XX века, в городе создаются предприятия по производству разнообразных судов (особенно военных), паровозов, артиллерийских орудий, электротехнического оборудования. Строятся чугунолитейные, текстильные и кожевенные фабрики.

Быстрое возникновение Санкт-Петербурга “на пустом месте”

3. Ведущие отрасли хозяйственной специализации, факторы, определившие их размещение, проблемы, возникающие при взаимодействии человека и природы.

Работа с экономической картой: беседа

– Как вы думаете, что же сейчас представляет собой данный экономический

район, какие отрасли хозяйства здесь развиты?

– Здесь развиваются различные отрасли промышленности, много центров машиностроения, химической промышленности, развита лесная и деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность, есть предприятия лёгкой и пищевой отрасли, на юго-западе района существуют льнозаводы.

– Выделите отрасли хозяйственной специализации,     (учебник стр. 85).

– Машиностроение, химическая промышленность, АПК.

Практическая работа по группам

Задание – 1 группа

Характеристика машиностроения Северо-Запада России.

Используя различные источники географической информации:

  1. Текст параграфа 21, стр.92-93.
  2. Экономическую карту Северо-Западного района России, рис 14, стр. 85 учебника.
  3. Карту атласа “Северо-Западная и Северная Россия”.

Составьте характеристику машиностроения Северо-Западного района по плану:

1.Назовите отраслевой состав машиностроения (Машиностроение и металлообработка,  

2 Назовите и покажите центры машиностроения и продукцию, которую они выпускают. (С.Петербург, В.Новгород, Псков, В.Луки, Выборг, Калининград).

-Энергетическое оборудование для разных типов электростанций – “Ижорский завод”, объединение “Электросила”, “Кировский завод”, “Металлический завод”

– Судостроительные предприятия: военные суда, танкеры, сухогрузы, рыболовецкие траулеры.

– Оптико-механическое объединение “Ломо”: фотоаппараты, телескопы, оптические приборы для подводных лодок, танков.

-Объединение “Светлана”: электронное оборудование.

– г. Выборг: плавучие платформы для добычи нефти и газа на шельфе.

3 Как вы думаете, возникают ли какие-то проблемы в связи деятельностью данной отрасли в этом районе России?

 

Задание - 2 группа

Характеристика химической промышленности Северо-Запада России.

Используя различные источники географической информации:

1. Текст параграфа 21, стр. 93.

2. Экономическую карту Северо-Западного района России, рис 14, стр. 85 учебника.

3. Карту атласа “Северо-Западная и Северная Россия”.

Составьте характеристику химической промышленности Северо-Западного района по плану:

1.Назовите отраслевой состав химической промышленности района(Химическая, нефтеперерабатывающая, производство минеральных удобрений).

2.Какие из перечисленных факторов определили данную специализацию?

а) потребительский; в) обеспеченность сырьём, водой, дешёвой электроэнергией;

б) сырьевой; г) экологический (обоснуйте своё решение).

3.Назовите и покажите центры и продукцию, которую они выпускают.

(С.Петербург, Н.Новгород, Бокситогорск, Волхов, Кингисепп, Сланцы).

– Изделия из резины, шины, обувь– “Красный треугольник”.

– Разнообразные удобрения.

– Бензин, дизельное топливо, смазочные масла– Кириши (нефтепровод).

4.Как вы думаете, возникают ли какие то проблемы в связи деятельностью данной отрасли в этом районе России? Какие?

  Физминутка

 Задание - 3 группа

Характеристика АПК (сельского хозяйства) Северо-Западного района России.

Используя различные источники географической информации:

  1. Текст параграфа 21, стр. 94.
  2. Экономическую карту Северо-Западного района России, рис 14, стр. 85 учебника.
  3. Карту атласа “Северо-Западная и Северная Россия”.
  4. Физическую и климатическую карту в атласе 8-9 класс.

Подготовьте характеристику сельского хозяйства Северо-Западного района по плану:

  1. Каковы природные предпосылки для развития сельского хозяйства: характер рельефа, особенности климата? (Равнинный рельеф – Русская равнина, умеренно-континентальный климат, с умеренно холодной зимой и нежарким летом, достаточное, даже избыточное увлажнение – дают хорошие предпосылки для развития АПК. Проблемы возникают при обработке почвы – территория подвергалась оледенению, избыточное увлажнение территории).
  2. Состав отрасли: растениеводство, животноводство. ( Льноводство, зерновое хозяйство – выращивание ржи, овощеводство, картофелеводство. Молочное животноводство, свиноводство, птицеводство, пригородное хозяйство).
  3. Особенности размещения. ( северо-запад района – овощеводческий с молочным животноводством и свиноводством, юго-восток и Калининградская область – льно – животноводческий, с картофелеводством).
  4. Центры пищевой ( Невель, Остров, Псков, С.Петербург, Калининград – маслосыродельная, рыбная), и лёгкой промышленности ( Опочка, Псков, Невель, Остров, Старая Русса – лёгкая и льняная )и их продукция.
  5. Как вы думаете, возникают ли какие то проблемы в связи деятельностью данной отрасли в этом районе России? ( Заболоченность почв, необходимы мелиоративные работы – последствия ледника, в связи с интенсивной с/х деятельностью наблюдается истощение почв).

 V Закрепление

 Что значит Северо-Западный экономический район для России сейчас?

– Как вы оцениваете его экономическое развитие?

– Существуют ли проблемы в районе?

 

VI. Рефлексия.

- Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?

-Какое значение лично для тебя имеют знания, полученные сегодня?

-Какие вопросы у вас вызвали затруднение?

-Довольны ли вы результатами своей работы?

 VII. Итог урока.

 

VIII. Домашнее задание. .

  Прочитать § 21, на к/к обозначить промышленные центры. Ответить на вопросы 1-5 на стр.95