7 класс
География материков и океанов
РАЗДЕЛ I.ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЗЕМЛИ.
ТЕМА 2. МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ — КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ
УРОК 9. КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПОЯСА И ТИПЫ КЛИМАТА ЗЕМЛИ
Цель:
· обобщить и систематизировать знания о климате, климатических показателях, климатообразующих факторах; формировать знания о климатических поясах и типах климата; формировать умение характеризовать типы климата по климатическим картам и климатическим диаграммам;
· развивать умение организовывать учебное сотрудничество со сверстниками, коммуникативные компетентности; самостоятельно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач;
· воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Оборудование: физическая карта мира, климатическая карта мира, учебники, атласы, карточки с климатическими диаграммами разных типов климата, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.
Тип урока: комбинированный.
Ожидаемые результаты: учащиеся смогут показывать на карте и называть основные и переходные климатические пояса; характеризовать тип климата по климатическим картам и климатическим диаграммам.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
Прием «Блиц-опрос»
· Что такое климат?
· Назовите основные климатообразующие факторы.
· Назовите основные типы воздушных масс и районы их образования.
III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Прием «Проблемный вопрос»
На предыдущих уроках вы узнали, что климатические условия на материках и океанах планеты очень разнообразны. Чем это объясняется?
(Ответы учащихся.)
Несмотря на сложную систему взаимодействия климатообразующих факторов, в размещении климатов на земной поверхности есть определенные закономерности. Обобщение схожих климатических показателей позволяет выделить на земной поверхности широтные зоны — климатические пояса, в пределах которых формируются определенные типы климата.
1. Формирование понятия «климатические пояса»
Работа с картой климатических поясов
Климатические пояса — широтные полосы земной поверхности, имеющие относительно однородный климат. Пояса отличаются друг от друга температурой воздуха и превосходящими воздушными массами, которые, согласно своих свойств, определяют основные признаки климата пояса.
Задачи. По карте климатических поясов выясните названия основных и переходных климатических поясов.
В обоих полушариях выделяют 13 климатических поясов. Среди которых 7 основных: экваториальный, два тропических, два умеренных и два полярных (арктический и антарктический). В основном климатическом поясе в течение всего года господствует одна воздушная масса — соответственно экваториальная, тропическая, умеренная, арктическая (антарктическая). Между основными поясами в коленом полушарии образуются переходные климатические пояса: субэкваториальный, субтропический и субарктический (субантарктический). В переходных поясах воздушные массы меняются по сезонам. Они поступают из соседних основных поясов: летом господствует воздушная масса южнее основного пояса, а зимой — северного. Названия климатических поясов соответствуют их географическому положению.
Климатические пояса охватывают огромные территории, поэтому даже в пределах одного климатического пояса климатические показатели могут заметно отличаться. Поэтому внутри климатических поясов выделяют климатические области с различными типами климата
Задача: По карте климатических поясов выясните названия климатических областей умеренного пояса.
-Под типом климата понимают совокупность климатических показателей, характерных для определенной территории. Основными климатическими показателями, которые характеризуют тип климата является количество солнечной радиации, средняя температуры самого теплого и самого холодного месяцев, годовые амплитуды колебания температур, среднегодовое количество осадков и режим их выпадения и тому подобное.
Для графического отображения изменений климатических показателей в течение года используют климатические диаграммы.
Задача: Проанализировать одну из климатических диаграмм .
Вывод 1. Климатические пояса меняются зонально — от экватора к полюсам. Основной признак пояса — воздушные массы, которые в нем преобладают.
2. Климатические пояса и типы климата
Работа в группах
Задачи:
1) По карте климатических поясов, климатическим диаграммам и тексту учебника составьте характеристику климатического пояса и установите соответствующие типы климата. Результаты занесите в таблицу.
Название климатического пояса | Географическое положение | Климатические показатели (t °С, осадки) | Преобладающие воздушные массы | Климатические области и типы климата |
| | | | |
2) По плану таблицы сравните: экваториальный и тропический климатические пояса (или тропический и умеренный, умеренный и арктический). Определите признаки сходства и различия.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Прием «Картографический практикум»
Задачи
1) Подпишите на контурной карте границы основных и переходных климатических поясов.
2) Отметьте (заглавными буквами) названия типов воздушных масс, которые царят в разных климатических поясах (например: умеренные воздушные массы — УВМ).
Прием «Проблемный вопрос»
Могут ли в будущем измениться границы климатических поясов? Обоснуйте свой ответ.
V. ИТОГ УРОКА, РЕФЛЕКСИЯ
Учитель проводит обобщение знаний и рефлексию по вопросам:
· По каким признакам выделяют климатические пояса?
· Чем отличаются основные климатические пояса от переходных?
· Какие показатели климата вы можете узнать из климатической диаграммы? климатической карты?
· Какое практическое значение имеют знания о расположении климатических поясов и типов климата?
· В каких случаях вам пригодятся знания о климатических поясах?
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Проработать параграф учебника.
2. Охарактеризовать тип климата своей местности.