ГКОУ ЦО Самарской области
Урок компетентностно-ориентированного обучения
«Значение периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева»
Подготовила учитель
биологии и химии
Карлова М. А.
2019
Цели: дать учащимся представление о законе Д.И.Менделеева и о структуре его периодической системы, выявить значение этого закона для развития химии и понимания научной картины мира в целом. Научить школьников работать с таблицей Д.И.Менделеева.
Задачи:
Образовательные:
• Сформировать знания о периодическом законе и периодической системе Д.И.Менделеева.
• Научить учащихся работать с периодической системой (уметь определять положение элемента в периодической системе, свойства элемента в зависимости от положения его в периодической системе).
• Продолжить формирование умений работать с учебником, тетрадью.
Развивающие.
• Развивать наблюдательность, память (при изучении физического смысла периодического закона и графического его отображения).
• Развивать умение сравнивать (например, сравнение свойств элементов в зависимости от их положения в периодической системе).
• Научить учащихся обобщать и делать выводы.
Воспитательные.
• Продолжить формирование мировоззрения учащихся на основе представлений о значении закона Д.И.Менделеева.
Методы ведения урока. Словесный (беседа, объяснение, рассказ), наглядный (кодокарты, периодическая система, ребусы).
Тип урока. Комбинированный урок.
План урока:
Организационный момент 4 мин
Актуализация знаний и объяснение нового материала 18 мин
Закрепление и подведение итогов урока 19 мин
Рефлексия
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ 4 МИН
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Пишем число и тему урока.
Какие слова зашифрованы на доске?



(1Химия, 5золото, 2Менделеев, 4серебро, 3ртуть).
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 18 МИН
Учитель. Нам известно, что периодический закон и периодическая система химических элементов были открыты Д.И.Менделеевым. А какие еще ученые внесли свой вклад в классификацию элементов?
Ученик. И.Дёберейнер, Дж.Ньюлендс, А.Шанкуртуа, Л.Мейер
Учитель. На какие группы можно разделить все химические элементы?
Ученик. На металлы, неметаллы и амфотерные элементы.
Учитель. Где расположены металлы и неметаллы в периодической системе? Приведите примеры.
Ученик. Слева в периодической системе расположены металлы, а справа – неметаллы(приводятся примеры).
Учитель. Какие по свойствам образуются вещества из металлов, неметаллов и амфотерных соединений?
К доске выходит ученик с набором магнитных карточек и составляет схему на доске:
K
K2O
КОН
Аl
Аl2О3
Аl(ОН)3
P
P2O5
H3PO4
Учитель. Начать изучение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева мне бы хотелось с прочтения стихотворения М.Глазкова
На прошлом занятии мы с вами говорили о том, что периодичность – это повторяемость через определенный интервал. Почему же свой закон и свою таблицу Менделеев назвал периодической? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проследить, как изменяются свойства элементов в периодической системе.
Учащиеся открывают таблицу и работают по ней. Все вместе делают вывод о том, что каждый период периодической системы начинается щелочным металлом и заканчивается инертным газом. На доске и в тетради записывают схему:
щелочные металлы
щелочно-земельные металлы
галогены
инертные газы.
Учитель. Какие естественные семейства выделяются в периодической системе?
Ученик. Например, щелочные металлы, щелочно-земельные металлы, галогены, инертные газы.
Игра «Третий лишний». Из приведенных в каждой строчке формул указать лишнюю.
Li
Cl
Na
P
S
Fe
СаО
СО2
Р2О5
SО3
Fе2О3
К2О
Н2SO4
Н3РO4
Са(ОН)2
KOH
HNO3
Fe(ОН)3
Учитель. Дайте классификацию описанным ниже элементам.
1) Необычный я металл:
Только в воду я попал,
Завертелся, закружился,
Вспыхнул, грохнул,
растворился.(Натрий – щелочной металл)
2)Металл в солях – опора многих,
А нас без него не носили бы ноги.(Кальций – щелочно- земельный металл.)
3)Ослепительным пламенем ярким,
Как звездочка, вспыхнув, горит,
Металл тот – и белый, и легкий –
В 12-й клетке стоит. (Магний – щелочно- земельный металл.)
4)Чисти зубы «Блендамедом»,
Чтобы кариес не съел,
Я в составе этой пасты
Много сделал добрых дел.(Фтор – галоген.)
5)В конце периода стоит,
В нем вода и та горит. (Фтор – галоген.)
Учитель. Располагая элементы в порядке возрастания относительной атомной массы, Менделеев наблюдал периодическое изменение их свойств. В 1869 г. он сформулировал закон. Открытие периодического закона – это научный подвиг, который совершил молодой ученый, профессор Петербургского университета.
Физический смысл периодического закона
1. В ряду от лития до фтора наблюдается постепенное ослабление металлических и усиление неметаллических свойств.

2. С возрастанием относительной атомной массы от лития до углерода валентность увеличивается от одного до четырех.
3. Начиная с натрия, наблюдается повторяемость свойств элементов предыдущего ряда.
Учитель. Периодический закон – величайшее достижение химической науки, основа современной химии. Каждый из нас должен знать формулировку этого закона: свойства простых тел, а также формы и свойства простых и сложных соединений элементов находятся в периодической зависимости от относительных атомных масс элементов.
Теперь давайте немного отдохнем и послушаем о том, каким же человеком был Д.И.Менделеев, чем он занимался, каких еще достиг в науке успехов. Один из учеников делает доклад на тему «Биография Д.И.Менделеева».
Учитель. На основе периодического закона периодической системы Д.И.Менделеев пришел к выводу о существовании новых, не открытых еще в то время элементов; свойства трех из них он подробно описал и дал им условные названия – экабор, экаалюминий и экасилиций.
Учитель:
Был четвертый ряд нарушен:
Элемент не обнаружен –
Тот, что в этом месте нужен.
Но напрасны беспокойства –
Существует где-то он.
Я найду сначала свойства,
И поможет мне закон!
Учитель:
Удельный вес назвал и цвет,
Летуч на воздухе иль нет,
Как плавится, в чем
растворим...
Законом пользуясь своим,
Три элемента предсказал,
Как будто их в глаза видал…
Быть может, раз
в тысячелетье
Свершить подобное дано.
Но мир открытья не заметил
Иль не поверил – все равно.
И кто-то говорил по-свойски:
«Забудь об этой ерунде!
Как обнаружить можно
свойства
Веществ, не найденных нигде».
Учитель: Несмотря на то, что Менделееву никто не поверил, ему действительно удалось предсказать существование трех элементов, которые были открыты позднее.
В 1875 г. Поль Эмиль Лекок де Буабодран (Франция) открыл галлий, предсказанный Менделеевым (экаалюминий – подобный алюминию).
В 1879 г. Ларс Фредерик Нильсон (Швеция) открыл скандий, предсказанный Менделеевым (экабор – подобный бору).
В 1886 г. Клеменс Александр Винклер (Германия) открыл германий, предсказанный Менделеевым (экасилиций – подобный кремнию).
На основе периодического закона изображена его графическая структура – периодическая система химических элементов (ПСХЭ). В настоящее время известно более 800 вариантов ПСХЭ. Это различные формы передачи периодического закона. Наиболее распространена короткая форма.
Каждый элемент, изображенный соответствующим символом, имеет порядковый номер и занимает определенную клетку – это занумерованное место элемента в ПСХЭ., его координаты.
Горизонтальный ряд элементов, расположенных по возрастанию порядковых номеров, в котором закономерно изменяются свойства при переходе от металлов к неметаллам, называетсяпериодом.
Учитель. Сколько всего периодов в ПСХЭ?
Ученик. В ПСХЭ семь периодов, из них 1-й, 2-й, 3-й – малые, 4-й, 5-й, 6-й, 7-й – большие. Вертикальный ряд, объединяющий элементы с одинаковой валентностью в высших оксидах, называется группой. Всего восемь групп.
Учитель. В пределах одной группы не все элементы явно сходны по своим свойствам. Однако, например, натрий и медь находятся в одной группе, но они по-разному взаимодействуют с водой. Поэтому каждая группа делится на две подгруппы – главную и побочную. Главные подгруппы включают в себя элементы малых периодов и сходные с ними по свойствам элементы больших периодов.
Где расположены, например, элементы алюминий, медь, сера?
Ученик. Алюминий расположен в 3-м периоде, III группе, главной подгруппе; медь расположена в 4-м периоде, I группе, побочной подгруппе; сера расположена в 3-м периоде, VI группе, главной подгруппе.
Стихи-загадки:
Химическая пауза - стихи-загадки:
1.
А это что за элемент?
В нем изменений нет,
Ты измени в нем только ударенье
Построишь ты сооруженье. (платина)
2. В воде обычно он хранится,
Свет излучает в темноте,
Искать в природе лучше не трудитесь,
Свободным нет его нигде,
Воспламеняться сам он может,
К тому же сильно ядовит,
Так отвечай без промедленья,
Коль в пятой группе он стоит (Фосфор)
3.
Река на Украине есть,
Долин ее не перечесть,
В ней одного лишь слога нет,
Чтоб получился элемент (Радон)
4.
Он яркой звездой загорается,
Белый и легкий металл,
Он в 13 клетке таблицы
Почетное место занял (алюминий)
5.
Рассеян по земле он повсюду,
Немного есть его в морской воде
Рассказывать не буду, как обнаружен он везде,
Летучий, темный, кристалличный
Он мало растворим в воде,
Раствор спиртовый столь типичный
В аптеке встретится везде (Йод)
3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА 19 МИН
Учитель. Вы сегодня очень хорошо работали. Теперь давайте еще раз вспомним все то, о чем мы с вами говорили. А помогут нам в этом тесты.
Тесты
Учащиеся самостоятельно 5–7 мин отвечают на тестовые задания, которые заранее напечатаны и розданы каждому на стол.
1. К щелочным металлам относятся элементы:
а) Na; б) Al; в) Ca; г) Li.
2. Натрий хранят под слоем:
а) керосина; б) воды; в) песка; г) бензина.
3. Самый активный среди элементов:
а) Li; б) Na; в) Сs; г) K.
4. Среда, характерная для раствора NaOH:
а) кислая; б) щелочная; в) нейтральная.
5. Установите соответствие:
Щелочной металл
Оксид
1) Na
а) Li2O
2) Li
б) Cs2O
3) Cs
в) Na2O
г) Na2O2
д) СsO2
6. Установите соответствие:
Оксид
Гидроксид
1) Li2O
а) NaOH
2) Rb2O
б) LiOH
3) Na2O
в) RbOH
4) K2O
г) KOH
7. К галогенам относятся:
а) Сl; б) Mn; в) Вr; г) Re.
8. Выберите среду, характерную для водного раствора НСl:
а) щелочная; б) кислая; в) нейтральная.
9. В основу классификации элементов Д.И.Менделеев положил:
а) массу; б) плотность; в) температуру.
10. Допишите предложение:
«Д.И.Менделеев расположил элементы в порядке…»
11. В перечне химических элементов Al, P, Na, C, Cu больше:
а) металлов; б) неметаллов.
12. Малые периоды – это:
а) 1; б) 2; в) 5; г) 7.
13. В главную подгруппу I группы входят:
а) Nа; б) Сu; в) K; г) Li.
14. В главной подгруппе с уменьшением порядкового номера металлические свойства:
а) усиливаются; б) ослабевают; в) не меняются.
Учитель. Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Вы сегодня на уроке очень хорошо поработали. (Выставляются оценки.) Молодцы!
Химическая пауза:
Вам предстоит перевести с химического языка общепринятые выражения.
Не все то аурум, что блестит
Белый, как карбонат кальция.
Куй феррум, пока горячо
Слово – аргентум, молчание – аурум.
Купрумного гроша не стоит.
С тех пор много оксида водорода утекло.
2. Перед вами зашифрованное имя ученого
Кислород | Магний | Свинец | Азот | Водород | Железо | Медь | Цинк |
| | | | | | | |
В | У | Е | А | Л | А | З | Ь |
Чтобы его расшифровать сделайте следующие действия: определите относительную атомную массу каждого элемента, затем расположите их в порядке возрастания относительных атомных масс. Ответ. Лавуазье.
4. Рефлексия
Составить синквейн о периодическом законе и Менделееве Д. И.
1. Таблица
Химическая, периодическая
Упрощает, объясняет, помогает
О элементах нам узнать
Закон
2. Менделеев
Умный, знаменитый
Творил, учил, исследовал
Создал книгу «Основы химии»
Спасибо!
Источники:
1.https://www.google.ru/search?newwindow
2. Занимательная химия. 8- 11класс Издательство «Учитель» 2012год.
3. Нестандартные уроки. Химия Автор-составитель Л. М. Брейгер. Издательство «Учитель» 2017год.