Методическая разработка урока-конкурса
по профессии
«Оператор швейного оборудования»
мастера производственного обучения
Ткачёвой Нины Павловны
Пояснительная записка
Методическая разработка представлена в виде урока-конкурса профессионального мастерства по профессии «Оператор швейного оборудования».
Цель проведения конкурса – проверить у обучающихся знания и умения применять их самостоятельно в работе при изготовлении изделия, соблюдая технические условия и правила по техники безопасности.
Урок - конкурс проводится в рамках недели профессионального мастерства по профессии «Оператор швейного оборудования» как открытое мероприятие, проводится в два этапа: теоретический и практический. Теоретический этап проведен в форме тестовых заданий. Практический этап конкурса проводится в швейной мастерской, где участникам конкурса предлагается обработать фартук.
Урок в форме конкурса позволяет соединить воедино теоретическую и практическую подготовку обучающихся, что даёт возможность значительно повысить их профессиональный уровень.
Для проведения урока-конкурса составлен план урока-конкурса, подготовлен образец готового изделия и крой, разработаны критерии оценки работ обучающихся, технические условия на обработку изделия, подготовлены учебный швейный цех и рабочие места обучающихся. Для проверки знаний составлены тестовые задания.
Оценки за урок производственного обучения выставляются обучающимся по результатам их работы на уроке.
Конкурсы можно проводить на разных этапах урока, но большой эффект наблюдается при проверке знаний обучающихся. Выполненная в рамках программы методическая разработка может быть использована в практической деятельности начинающими мастерами производственного обучения по профессии «Оператор швейного оборудования».
План урока – конкурса
Курс: II
Тема программы: «Изготовление швейных изделий из различных материалов»
Тема урока: «Изготовление фартука»
Цель: повышение качества профессиональных знаний и формирование профессиональных умений, навыков у обучающихся, активизация практической деятельности, развитие самостоятельности и аккуратности в работе.
Тип урока: урок проверки и оценки знаний и умений
Форма урока: урок – конкурс
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Материально-техническое оснащение урока:
Оборудование: столы для ручных работ, универсальные машины 1022-М кл., спецмашины 51-Акл., утюг УПП;
Инструменты и приспособления: ножницы, иглы, наперстки, сантиметровые ленты, мел, линейки, лекала;
Материалы: детали кроя фартука, образец готового изделия;
Наглядные пособия: инструкционно-технологические карты, описание модели,
На доске: технические условия на изготовление фартука, оценочная карта работ обучающихся
Форма опроса: устный опрос, письменная работа с тестовыми заданиями
Практическая часть: самостоятельная работа
Структура урока-конкурса
Этапы урока | Деятельность мастера производственного обучения | Деятельность обучающихся |
Организационный момент Вводный инструктаж Вступительное слово мастера п/о I этап письменное задание II этап практическая работа Текущий инструктаж Заключительный инструктаж | Приветствие обучающихся Проверка готовности к уроку Объявление темы урока: Проведение конкурса на лучшее изготовление фартука Объявление учебной цели урока: - проверить уровень качества знаний, умений и навыков, - способность обучающихся к самостоятельному выполнению работы Повторение пройденного материала подготовка к письменной работе Вопросы для повторения теоретических знаний Приложение – 1 Выдать тестовые задания Приложение - 2 Повторение теоретических знаний, которые потребуются при выполнении практического задания Приложение - 3 Объяснение задания на конкурс - показать образец готового изделия - дать описание фартука - рассказать Т.У. на обработку фартука Приложение - 4 - рассказать на что обратить внимание во время работы, чтобы не получить штрафные баллы (организацию рабочего места, соблюдение Т.Б., соблюдение дисциплины) - раздать инструкционно - технологические карты с указанием технических условий и последовательностью обработки фартука Приложение - 5 Выдать работу обучающимся: указать время на выполнение - 2 часа 40 минут Совершить обходы с целью: 1. Проследить все ли обучающиеся приступили к выполнению задания. 2. Проверить правильность организации рабочих мест. 3. Проверить правильность выполнения трудовых приемов. 4. Проконтролировать соблюдение технических условий. 5. Проконтролировать соблюдение правил техники безопасности. 6. Проследить за самостоятельностью выполнения задания. 7. Проверка выполненных работ сравнение работ с эталоном и ТУ, используя критерии оценки Приложение – 6 8. Проверка тестовых заданий 9. Заполнение оценочной карты. Приложение - 7 Подведение итогов урока - конкурса: - Обобщение и подведение итогов теоретического задания. - Подведение итогов практического задания. - Анализ выполнения учебно-производственных работ, разбор типичных ошибок и недостатков: - отметить лучшие работы; - объявить призовые места; (вручить призы); - объявить оценки за урок. Вывод о достижении цели урока. Выдать задание на дом: Придумать модель фартука и составить его технологическую последовательность обработки. Уборка учебной мастерской и рабочих мест обучающихся | Рапорт дежурного о готовности мастерской к уроку Организация рабочих мест ответы обучающихся письменная работа по тестам 10 мин. Устные ответы обучающихся Обучающиеся выполняют работу, используя эталон, инструкционно - технологические карты. Обучающиеся получают домашнее задание. Привести в порядок рабочие места и учебную мастерскую |
Приложение 1
Вопросы для повторения теоретических знаний
1. Назовите 4 основных требования, которые должен соблюдать швейник при пошиве изделия?
(1 – соблюдение Т.Б.,
2 – правильность выполнения операции
3 – соблюдение технологической последовательности,
4 – соблюдение Т.У.)
2. Назовите инструменты для выполнения ручных работ
(1 – игла
2 – наперсток
3 – ножницы
4 – см. лента)
3. Назовите назначение: 1 - соединительных швов
2 - краевых швов
(1 – для соединения двух деталей
2 – для обработки краев деталей или срезов
4. Соединение двух деталей разных по величине
(притачивание)
5. Соединение двух деталей наложенных одна на другую
(настрачивание)
Приложение 2
Тестовое задание на урок-конкурс
1. Подчеркните правильный ответ
Во избежание, каких травм применяют напёрстки при выполнении ручных работ?
а) вывиха пальцев б) прокола пальцев иглой в) пореза пальцев
Впишите ответы в таблицу
Укажите швейное оборудование, соответствующее каждой операции
Швейное оборудование | Операции |
1. 51-А кл. | а) приутюживание |
2. УТП-2ЭП | б) обмётывание |
3. 1022-М кл. | в) втачивание |
3. Подчеркните правильный ответ
Укажите температуру нагрева утюга для льняных тканей.
а) 160-1800 С б) 180-2000 С в) 150-1600 С г) 120-1300 С
4. Подчеркните правильный ответ (ответы)
Ведущими размерными признаками тела человека являются…………………
а) обхват плеча д) рост
б) полуобхват груди е) ширина груди
в) ширина спины ё) полуобхват бёдер
5. Подчеркните правильный ответ
Что приводит в движение рабочие органы швейной машины?
а) рукав машины б) главный вал в) платформа машины г) стойка рукава машины
6. Подчеркните правильный ответ
Какое переплетение придаёт ткани наибольшую прочность?
а) атласное б) полотняное в) саржевое г) сатиновое д) репсовое
7. Подчеркните правильный ответ
Как располагает руки работающий на швейной машине относительно движения иглы?
а) с левой стороны от иглы б) с правой стороны от иглы в) по обе стороны от иглы
8. Впишите ответы в таблицу
Укажите соответствие операций и их технических условий (параметры)
Операция | Ширина шва |
1. Прокладывание отделочной строчки | а) 1,0 – 1,5 см. |
2. Обтачивание деталей | б) 0,1 – 0,5 см. |
3. Стачивание плечевых швов | в) 0,5 – 0,7 см. |
9. Подчеркните правильный ответ
Укажите определение
влажно-
тепловой
обработки
а) обработка деталей и изделия влагой, теплом и давлением
б) обработка деталей и изделия влагой и теплом
в) обработка деталей и изделия влагой и давлением
10. Подчеркните правильный ответ (ответы)
Гигиенические свойства ткани это –………………………
а) свойства, способствующие сохранению здоровья человеку
б) свойства, отвечающие за сохранение формы одежды и её внешний вид
в) свойства, проявляющиеся на различных этапах производства швейного изделия
11. Впишите ответы в таблицу
Укажите соответствие названия волокон и способы их получения
Волокна | Происхождение |
1. Хлопок | а) шелковичные черви |
2. Шерсть | б) хлопчатник |
3. Лён | в) волосяной покров животных |
4. Шёлк | г) лубяная часть растения |
12. Подчеркните правильный ответ
До каких частей утюга нельзя дотрагиваться при выполнении утюжильных работ?
а) до шнура б) до терморегулятора в) до токопроводящих частей
13. Впишите ответы в таблицу
Укажите соответствие названия термина и его определение
Термин | Определение |
1) Притачивание | а) Соединение двух деталей с последующим вывертыванием |
2) Втачивание | б) Соединение мелких деталей с крупными деталями |
3) Обтачивание | в) Соединение двух деталей по овальному контуру |
14. Подчеркните правильный ответ
Являются ли карманы основными деталями швейного изделия?
а) да
б) нет
15. Подчеркните правильное продолжение предложения
Заправку швейной машины производят при……………………электродвигателе.
а) выключенном
б) включенном
Приложение 3
Вопросы для повторения к уроку – конкурсу
Блиц – опрос
№ п/п | Вопросы | Ответы |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. | Какие инструменты для ручных работ используют при пошиве изделия? Где должно лежать изделие во время работы за ручным рабочим местом? Назначение наперстка. Какие из движущихся частей машины являются опасными во время работы? Как должен располагать руки работающий во время шитья на швейной машине? Назвать швы, которые применяются при обработке края деталей? К какой группе относятся стачные швы? Назовите подгруппы женской легкой одежды. Что обрабатывают на изделиях для придания изделию определенной формы? Назвать величину закрепки в конце соединительных швов. Делают ли закрепки на отделочных строчках? Расскажите о назначении специальной машины 51-А Кл. В чем отличие универсальной и специальной машин? Как правильно проверить нагрев утюга? Что такое приутюживание? | Игла, наперсток, ножницы, сантиметровая лента. На столе перед работающим. Предназначен для предохранения пальца от укола при проталкивании иглы в ткань. Маховое колесо, игла, нитепритягиватель. На платформе машины по обе стороны от иглы. Шов вподгибку с закрытым срезом, с открытым срезом, обтачной, окантовочный. Группа соединительных швов. Платья, блузки, юбки и прочие платьевые изделия (сарафаны, халаты, фартуки). Вытачки, складки. 0,7 – 1,0см. Не делают Спецмашина для обметывания срезов. На спецмашине выполняют одну определенную операцию, а на универсальной - различные операции прямой строчкой. Проутюжить кусочек ткани из которой обрабатывают изделие. Это уменьшение толщины шва, сгиба или края детали посредством утюжильной обработки. |
Приложение 4
Описание модели
Фартук из хлопчатобумажной ткани с цельнокроеной грудкой, прямыми боковыми и нижним краями.
По верхнему краю грудки цельнокроеная бретель.
Фартук завязывается притачными завязками.
На правой стороне фартука один гладкий накладной карман закругленной формы.

Приложение 5
Инструкционно – технологическая карта
тема: «Обработка фартука»
№ п/п | Наименование операции | Т.У. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15 | Проутюжить детали кроя Обработать бретель: - заутюжить срезы, перегибая изнаночной стороной внутрь - застрочить Обработать завязки: - заутюжить срезы, перегибая изнаночной стороной внутрь; - застрочить. Обметать боковые срезы фартука Обтачать уголки верхнего среза фартука, вставляя бретель Обтачать верхние уголки боковых сторон фартука, вставляя завязки Заметать верхнюю, боковые и нижнюю стороны фартука Проложить машинную строчку по верхней, боковым и нижней сторонам фартука Подогнуть верхний срез кармана на лицевую сторону Обтачать углы кармана, продолжая строчку вокруг кармана параллельно срезам. Заметать стороны кармана. Наметать карман на правую сторону фартука по контрольным знакам. Настрочить карман. Произвести чистку изделия. Проутюжить готовый фартук. | утюг утюг 0,1-0,2см. утюг 0,1-0,2см. с/м. 1,0 см. 1,0 см. 1,0 см. 0,5 -0,7см. 3,5. 1,0 см. 1,0 см. 0,1-0,2 см. утюг |
Технические условия на обработку фартука
Ширина подгиба верхнего края кармана - 3.5 см
Ширина бретели в готовом виде - 1.5 см
Ширина завязок в готовом виде - 1,5 см
Размер кармана в готовом виде - 20х20 см
Приложение 6
Критерии оценки
№ п/п | Условия конкурса | Количество баллов |
1 2 3 4 5 6 | Обработка накладного кармана: - симметричность боковых сторон - форма верхних углов - ровнота отделочной строчки - соблюдение ТУ при расположении кармана на фартуке Обработка бретели и завязок: - ширина завязок - ширина бретели Обработка краевых швов: - ширина боковых швов - качество обработки верхнего среза фартука Внешний вид готового изделия: - качество машинных строчек - качество обметочных строчек - качество ВТО готового изделия Организация рабочего места, наличие инструментов Соблюдение правил по Т.Б. Итого: | 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 65 |
№ п/п | Ф.И. обучающегося | Теоретическая часть | Практическая часть |
Тесты | Обработка фартука | Организация р/м | Соблюдение правил по Т.Б. | Дополнитель-ные баллы | Итого баллов |
1 | | | | | | | |
2 | | | | | | | |
3 | | | | | | | |
4 | | | | | | | |
5 | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | |
7 | | | | | | | |
8 | | | | | | | |
9 | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | |
11 | | | | | | | |
12 | | | | | | | |
13 | | | | | | | |
14 | | | | | | | |
15 | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Приложение 7
Оценочная карта