Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Алчевская средняя общеобразовательная школа –
специальная (коррекционная) школа № 12
Урок учителя музыки
Волобуевой Ольги Ивановны.
Тема урока: Как звучат музыкальные инструменты
Тип урока: урок усвоения новых знаний, закрепления и исследования.
Цель урока: познакомиться с музыкальными инструментами, уметь определять их звучание на слух.
Задачи урока:
Образовательные:
1.Продолжить формирование знаний о тембровой окраске музыкальных инструментов;
2.Развивать умение содержательно излагать свои мысли о музыке, «вжиться» в художественный образ.
Развивающие:
1.В процессе слушания музыки развивать тембровый слух;
2.Развивать познавательную активность учащихся, способность овладения знаниями и умениями в самостоятельной деятельности;
3.Развивать исполнительские навыки, чувство ритма.
Воспитательные:
1.Закрепить понятие :оркестр,дирижер;
2.Развивать у детей умение чувствовать характер музыки;
3.Развивать чувство ритма;
4.Познакомить с тембрами отдельных инструментов;
5.Развивать творческие способности учащихся: память,внимание,
воображение, творческую фантазию.
6.Формировать интерес к музыкальной культуре своего народа.
7.Воспитывать умение работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса.
8.Воспитывать музыкальный вкус на лучших образцах музыкальной культуры и накопление багажа музыкальных впечатлений.
Оборудование:
компьютер;
мультимедийный проектор;
интерактивная доска.
Музыкальный материал:
Примеры звучания музыкальных инструментов.
Примеры звучания музыкальных произведений в исполнении различных исполнителей.
Ход урока.
(Дети входят в класс под музыку С.С.Прокофьева)
встретила вас?
Какие инструменты ее исполняли?
А как бы вы сыграли на этом инструменте?( ученики показывают, как играют на этом инструменте?)
Наша добрая волшебница –Муза подготовила встречу для нас
с новыми друзьями.Но с ними мы сможем познакомиться только тогда,когда отгадаем загадки.
Фото инструментов (отгадываем загадки)
1.У него рубашка в складку
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет и поет,
Если в руки попадет.
Весельчак ,а не буян, голосистый мой (Баян) слайд№2
2.Треугольная доска,
А на ней три волоска,
Волосок-тонкий,
Голосок-звонкий. (Балалайка) слайд №3
3. В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поет-заливается,
Как называется? (Скрипка) слайд №4
4.Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его,а он гремит-
В ногу всем шагать велит. (Барабан) слай №5
5.Очень весело поет,
Если дунете в нее,
Ду-ду, ду-ду-ду,
Да-да, да-да-да!
Вот так поет она всегда.
Не палочка,не трубочка,
А что же это ? (Дудочка) слайд №6
(Мы с вами знаем песенку про дудочку,которую исполним сейчас).
Дети исполняют песню «Дудочка»
1. Ду-ду, ду-ду, дудочка. Ду-ду, ду-ду, ду!
Заиграла дудочка в зеленом саду.
2. Услыхала уточка, плавая в пруду,
Как играет дудочка: «Ду-ду, ду-ду, ду!»
3. С малыми утятками начала плясать,
Крыльями и лапками воду колыхать.
4. Ду-ду, ду-ду, дудочка. Ду-ду, ду-ду, ду!
Заиграла дудочка в зеленом саду.
Знакомство с новой темой.
Мы сегодня будем говорить о музыкальных инструментах.
Классификация народных инструментов.
Инструменты делятся на:
Духовые (путем выдувание воздуха)
Сопилка (показываю инструмент)
Как играют на сопилке ? (дети показывают)
А это ударные инструменты.
По ним можно ударять или трясти (показываю, как звучит бубен)
Струнные инструменты (звук извлекаем при помощи защипывания струны или с помощью смычка)
Послушайте, как я это делаю(показываю как звучит балалайка).
Слушание и определение звучания инструментов.
А теперь мы с вами послушаем,как звучат народные инструменты.
Вы должны слушать внимательно и постараться определить ,какой инструмент будет звучать, показать, как бы вы сыграли на этом инструменте.
Звучат произведения:
1. «Полянка» (свирель)
2. «Во кузнице» (рожок)
3. «Светит месяц» (балалайка)
Ребята,посмотрите,на экран. Кого вы видите?
(Пастушок,играющий на дудочке) слайд №7
1.На лугу стоят овечки
Шерсть закручена в колечки,
И играет для овечек
На свирели человечек.
2.Это Ванечка пастух
У него хороший слух.
Он и волка ненавидит,
И ягненка не обидит,
Не обидит нипочем,
Быть Ванюшке скрипачем!
Слушаем песню в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных
«Ваня –пастушок»
На каком инструменте играет пастушок? (Свирель)
О музыкальных инструментах.
Первые музыкальные инструменты появились очень давно.
Все они были сделаны из природных материалов: тростника,дерева,конского волоса.У каждого народа они имели свой неповторимый внешний вид,свой голос,своих мастеров-изготовителей и умельцев-исполнителей.О некоторых из них народ сложил легенды-былины.
На экране иллюстрация к былине «Садко» слайд №8
Что за герои перед вами?(дети отвечают).
Издавна считалось,что гусли сродни душе человека,а звон гуслей отгоняет смерть и болезнь.На гуслях играли певцы-сказители,но не только:в песнях,былинах,сказаниях говорилось,что на этом инструменте играли русские богатыри.
Картинка Ново-града (слайд №9)
В славном Ново-граде
Как был Садко-купец,богатый гость.
А прежде у Садко имущества не было:
Одни были гусельки яровчаты;
По пирам ходил-играл Садко.
Садко день не зовут на почестен пир,
Другой не зовут на почестен пир,
И третий не зовут на почестен пир,
По том Садко соскучился.
Как пошел Садко к Ильмень-озеру,
Садился на бел-горюч камень
И начал играть в гусельки яровчаты.
(Садко играет на гуслях) слайд №10
Слушаем «Заиграйте,мои гусельки» (слайд №10)
Садко не был богатырем,как Илья Муромец или как Добрыня Никитич,не совершал подвигов.И все-таки сложили о нем былину,
потому,что сила его была под стать богатырской: это была сила искусства.
Игра на музыкальных инструментах.
Ребята,вы сегодня были хорошими слушателями,а теперь мы с вами сами будем играть на музыкальных инструментах.
Играем «Во поле береза стояла».
Работа в тетрадях .
Ученики выбирают из предложенных картинок изображения тех
инструментов,звучание которых им больше всего понравилось и
наклеивают их на лист.
Заключительное слово учителя.
Мы с вами играли на народных инструментах,слушали,как они звучат.
Это очень важно-знать историю своей Родины.Ведь от каждого из вас зависит,в какой стране мы будем жить:сильной или слабой,доброй или злой.И сейчас у вас есть возможность исполнить песню об одном из музыкальных инструментов-дудочке.
Исполнение песни «Игра на музыкальных инструментах».
Подведение итогов
Что нового узнали на уроке?
Звучание каких инструментов вам больше всего понравилось?
Как звали певца,играющего на гуслях?
Какое у вас настроение? (дети выбитают смайлики веселые или грустные и крепят их на доску)
Под музыку ученики выходят из класса.