Этап самоопределения к деятельности. Психологический настрой. Цель: создание мотивации к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | На фоне музыки Г.Свиридова «Осень» читает стихотворение 1.На гроздья рябины дождинка упала, Листочек кленовый кружит над землей. Ах, осень, опять ты врасплох нас застала И снова надела наряд золотой. Ребята, вы догадались, о чём мы будем говорить на уроке? -Сегодня мы проведём необычный урок. Урок-концерт | 2.Приносишь с собой ты печальную скрипку, Чтоб грустный мотив над полями звучал, Но мы тебя, осень, встречаем с улыбкой И всех приглашаем в наш праздничный зал! Проявляют эмоциональную отзывчивость на стихотворение , приветствуют учителя, друг друга. -Будем говорить про осень | Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию Л: внутренняя позиция школьника;эмоциональная отзывчивость; готовность и способность к саморазвитию |
Актуализация знаний и мотивация. Словес.: подводящий диалог. | Ребята ,что вы знаете про осень. На ваших партах кленовые листочки. Прочтите что на них написано. Понравилось стихотворение? -Что нового узнали про осень? -Какая осень больше нравится вам? Давайте побываем у каждой осени и выясним это | Дети отвечают. Читают стихотворение. Есть три поры у осени прекрасной, (Все три они настолько хороши, Что дарит их природа не напрасно: Несут они нам праздник для души! Придёт одна пора - подарит краски, Убранством радужным украсит всё вокруг. И лес стоит вокруг как будто в сказке, Берёзки – девушки собрали всех подруг. Пора ветров уносит птичьи стаи, Они торопятся лететь на юг. И лето вместе с ними улетает. Безмолвие и тишина вокруг. Вот дождик мелкий моросит в окошко, А в комнате уютно и тепло. И моет мордочку свою у печки кошка, И остывает в блюдце молоко…) Осень можно мысленно разделить на «осень «красок» «осень ветров» «осень дождей» | П: анализ объектов с целью выделения признаков К: совершенствование навыков развернутого высказывания. Л: духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости |
4.Открытие нового знания. Практич: прослушивание музыки А.Вивальди «Осень» | Ребята , послушайте музыку итальянского композитора Антонио Вивальди «Осень» - Какую осень вы увидели? Что почувствовали, когда слушали музыку? Какие краски взяли бы описать эту осень? Именно такие эпитеты взяли поэты , чтобы изобразить осень. Послушаем стихи. Читает стихотворение Иван Бунин ЛИСТОПАД Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой… - Дети, опишите , что вы чувствовали , слушая эти строки . -Какие звуки слышали в осеннем лесу ? Какие запахи ощутили? | Слушают музыку отвечают на вопросы. -осень « красок» Яркие краски: красные, оранжевые, жёлтые. Чувствовали радость, восторг , потому что природа очень красива . Много красок, света. «Лес пахнет дубом и сосной» Услышали шелест листьев , шум ветра . Борис Пастернак ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ 1 ученик.Осень. Сказочный чертог, Всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озера. Как на выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней, осин В позолоте небывалой. Липы обруч золотой — Как венец на новобрачной. Лик березы — под фатой Подвенечной и прозрачной. 2 ученик.Погребенная земля Под листвой в канавах, ямах. В желтых кленах флигеля, Словно в золоченых рамах. Где деревья в сентябре На заре стоят попарно, И закат на их коре Оставляет след янтарный. Где нельзя ступить в овраг, Чтоб не стало всем известно: Так бушует, что ни шаг, Под ногами лист древесный. Где звучит в конце аллей Эхо у крутого спуска И зари вишневый клей Застывает в виде сгустка. Осень. Древний уголок Старых книг, одежд, оружья, Где сокровищ каталог Перелистывает стужа. | П: смысловое чтение, поиск и выделение информации. по ходу чтения; представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; Л: саморегуляция волевых усилий в процессе работы над восприятием поэтических и музыкальных образов |
Практич: работа со словарем. Практич: чтение и анализ Т. Словес.: ответы на вопросы | - Понравилось стихотворение? Что особенно? - С чем сравнивает осень Пастернак? - Что хранится в этом уголке? Иван Бунин нашёл интересные метафоры, сравнения и олицетворения .Найдите их . - Как понимаете слово «погребённая»? - А чем присыпана земля? - С чем сравниваются клёны? - Какие эпитеты подобрал поэт, чтобы передать красоту осеннего леса? - Что такое закат? - Видели ли вы янтарь? - Почему Пастернак использует эпитет «янтарный» по отношению к слову след? - Какие звуки мы можем услышать, гуляя в осеннем лесу? -Как поэт показал шелест листьев? - Как называется этот прием у поэтов? - С чем сравнивает автор зарю? - Почему с вишневым клеем? | Выражают отношение к стихотворению Дети под руководством учителя находят и объясняют значение.( можно пользоваться словарём) Чертог – дворцы или роскошные палаты. Флигель – это пристройка сбоку главного здания или дом во дворе большого здания. Просека – узкая полоса, прорубаемая в лесу с целью обозначения границ. Венец – славянский девичий головной убор. Каталог – упорядоченный список. | П: смысловое чтение, поиск и выделение информации. Р: оценка воздействия поэзии и музыки на собственное отношение к ней |
| А сейчас полюбуемся красотой осени с песней Гульнары Азаматовой «Осень-раскрасавица» В каких строчках мы видим , что автору песни нравится осень? Какие стихи про раннюю осень подготовили вы? -Какие строчки в стихотворении тебе особенно понравились? -Что необычного заметил автор стихотворения? - Подбери заголовок. Но вот наступает вторая пора осени- «Осень ветров». Ветры несут жгучий холод. Все спешат подготовиться к зиме. Листья срываются с ветвей и кружатся в последнем танце, звери и насекомые ищут убежище, птицы улетают в тёплые края. Исполним песню «Скворушка прощается» Осень – это любимое время года многих поэтов, писателей, композиторов, художников. Сказочная, необычная пора . Очень любил её А.С.Пушкин. Послушаем строки его стихотворения -Как вы понимаете первую строчку? -Найдите средства выразительности, помогающие представить осеннюю картину . Русский композитор П.И.Чайковский очень любил свою Родину , природу. Каждому месяцу года он посвятил музыкальную пьесу и назвал альбом «Времена года». Мы послушаем пьесу , посвящённую месяцу октябрь-«Осенняя песня» -Что вы представили, слушая музыку? -Какое у неё настроение? -Услышали печальные «вздохи», капли дождя? Почувствовали порывы ветра? Эту пьесу можно назвать исповедью души ,вдохновлённой увядающей красотой русской природы. “Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом”, - писал композитор. Послушаем стихи, которые подготовили наши ребята. Учитель задаёт вопросы, просит словесно проиллюстрировать стихотворения, найти олицетворение. -И вот приходит «Осень дождя». Послушайте, как пишет об этом времени русский поэт Николай Некрасов. Ребята, покажите цветной карточкой, какое у вас настроение вызвали эти строки? А я люблю это время. Именно в пору дождей можешь успокоиться, никуда не спешить , остаться наедине со своими мыслями, чувствами. Испытываешь умиротворение. Хочется бродить по аллеям парка. Ничего не мешает взгляду. Воздух наполнен свежестью, запахами дождя и опавших листьев. А придя домой, сесть, завернувшись в тёплый плед и почитать любимые стихи. Сейчас исполним песню « Осень постучалась к нам» Слова: Т. Прописнова, Музыка: И.Смирнова И снова минуты поэзии. Прочитаем стихи про осень. | Дети исполняют песню. «Оглянись вокруг давай, насладись картинкою!» Дети читают стихи. Ф.И.Тютчев. Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Где бодрый серп гулял и подал колос, Теперь уж пусто все – простор везде – Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь, - И льется чистая и теплая лазурь, На отдыхающее поле… А. Болонский В ЛЕСУ Кружат листья над дорожкой. Лес прозрачен и багрян… Хорошо бродить с лукошком Вдоль опушек и полян! Мы идём, и под ногами Слышен шорох золотой. Пахнет влажными грибами, Пахнет свежестью лесной. И за дымкою туманной Вдалеке блестит река. Расстелила на полянах Осень жёлтые шелка. Через хвою луч весёлый В чащу ельника проник. Хорошо у влажных ёлок Снять упругий боровик! На буграх красавцы клёны Алым вспыхнули огнём… Сколько рыжиков, опёнок За день в роще наберём! По лесам гуляет осень. Краше этой нет поры… И в лукошках мы уносим Леса щедрые дары Кружат листья над дорожкой. Лес прозрачен и багрян… Хорошо бродить с лукошком Вдоль опушек и полян! Мы идём, и под ногами Слышен шорох золотой. Пахнет влажными грибами, Пахнет свежестью лесной. И за дымкою туманной Вдалеке блестит река. Расстелила на полянах Осень жёлтые шелка. Через хвою луч весёлый В чащу ельника проник. Хорошо у влажных ёлок Снять упругий боровик! На буграх красавцы клёны Алым вспыхнули огнём… Сколько рыжиков, опёнок За день в роще наберём! По лесам гуляет осень. Краше этой нет поры… И в лукошках мы уносим Леса щедрые дары. Исполняют песню. А.С.Пушкмн. Унылая пора! Очей очарованье Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы Слушают пьесу, отвечают на вопросы. Музыка спокойная, задумчивая печальная, тоскливая. Но в ней есть что-то величественное. Николай Заболоцкий. Суровой осени печален поздний вид. Уныло спят безмолвные растенья. Над крышами пустынного селенья Заря небес болезненно горит. Закрылись двери маленьких избушек, Сад опустел, безжизненны поля, Вокруг деревьев мёрзлая земля Покрыта ворохом блестящих завитушек, И небо хмурится, и мчится ветер к нам, Рубаху дерева сгибая пополам. М. Садовский ОСЕНЬ Берёзы косы расплели, Руками клёны хлопали, Ветра холодные пришли, И тополи затопали. Поникли ивы у пруда, Осины задрожали, Дубы, огромные всегда, Как будто меньше стали. Всё присмирело. Съёжилось. Поникло. Пожелтело. Лишь ёлочка пригожая К зиме похорошела. Сергей Есенин Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось… Н.Некрасов. Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес. Ель надломленная стонет, Глухо шепчет темный лес. На ручей, рябой и пестрый, За листком летит листок, И струей сухой и острой Набегает холодок. Полумрак на все ложится; Налетел со всех сторон, С криком в воздухе кружится Стая галок и ворон. Н. Заболоцкий Суровой осени печален поздний вид, Уныло спят безмолвные растенья, Над крышами пустынного селенья Заря небес болезненно горит. Закрылись двери маленьких избушек, Сад опустел, безжизненны поля, Вокруг деревьев мерзлая земля Покрыта ворохом блестящих завитушек, И небо хмурится, и мчится ветер к нам, Рубаху дерева сгибая пополам. Исполняют песню. Дети читают стихи. | П: исполнение песни, чтение стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; отношение к поэтическим и музыкальным произведениям; П:сравнение, олицетворение, метафора, звукопись; Р:саморегуляция волевых усилий в процессе работы над восприятием поэтических и музыкальных образов; оценка воздействия поэзии и музыки на собственное отношение к ней Л:эмоциональная отзывчивость; готовность и способность к саморазвитию. . |