СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-концерт по крымскотатарской литературе на тему "Устное народное творчество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не традиционные уроки стимулируют у учащихся желание к углубленному изучению предмета. Участие в таких мероприятиях побуждает учащихся проявить себя с лучшей стороны.

Просмотр содержимого документа
«Урок-концерт по крымскотатарской литературе на тему "Устное народное творчество"»

УРОК КРЫМСКОТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В

5 КЛАССЕ

Тема урока: Устное народное творчество.

Тип урока: урок-концерт

Цель урока: обеспечить формирование представления о значимости устного народного творчества, ценностного отношения к нему как носителю духовной памяти крымскотатарского народа.

Задачи:

  1. Метапредметные: умение выделять главное, систематизировать, понимать проблему, выдвигать гипотезы, аргументировать собственную точку зрения, находить в тексте главную информацию, формулировать выводы, умение работать в группе.

  2. Предметные (образовательные): способствовать формированию представления о связи языка и культуры народа, понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.

  3. Личностные: воспитание чувства любви к Родине, уважительного отношение к обычаям, осознания учащимися эстетической ценности крымскотатарского языка.

Формируемые УУД:

Личностные:  осмысление народного наследия, этнической принадлеж-

ности, приобщение к культуре народа.

Регулятивныеразвитие навыков взаимоконтроля, прогнозирования,

целеполагания.

Коммуникативные: формирование собственного мнения и позиции по

отношению к изучаемой проблеме, умение работать в паре.

Познавательныеумение выделять существенное в работе с текстом.

Предметныезнакомство с особенностями жанра устного народного

творчества

Ход урока

Оджа: - Селям алейкум, балалар! Кейфинъиз насыл? Балалар, мына тахтада сиз сёзлерни ве ресимлерни коресинъиз. (Масал, халкъ йырлары, аталар сёзлери, тапмаджа, чынъ ве манелер).

- Ким бизге оларнынъ маналарыны ве терджимесини айтар? Машалла.

- Я бу сёзлерни эдебиятнынъ насыл къысымы огрене?

- Догъры. Халкъ агъыз яратыджылыгъы, я да фольклор. Сизинъ фикиринъиз-

дже, бугуньки дерсимизнинъ мевзусы насыл? Догъру « Халкъ агъыз

яратыджылыгъы». Мен сизлерни бу аджайип мемлекетке давет этем.

- Буюрынъыз, къызлар.


(Сыныфкъа миллий урбаларда къызлар кирелер(рус ве къырымтатар))


(Слайд 1. Картинка природы Крыма).



- Привет!

-Селям!

- О, а кто ты?

- Я крымская татарка.

- Да, никогда не слышала о таком народе. Расскажи. 
- Рассказать?! А о чем тебе рассказать? Крымские татары – это нация такая… Ну ты про чебуреки слышала? Тьфу! Кажется, я не так начала. Знаешь, есть между Европой и Азией полуостров один, Крым называется. Там очень красиво. На полуострове этом есть все: и море, и горы, и степи. Моря даже два! (Тихо играет музыка Эдипа Асанова «У моря черного»).

-Крымские татары – это когда забежишь на минутку, а на плите уже варят вкусный и ароматный кофе. И сладости полный стол. Пахлава, къурабье, шекер къыйыкъ, парварда… Кухня у крымских татар, вообще, отдельная тема. Чего только стоят мамины чебуреки! Золотой полумесяц с аппетитным ароматом. Много чебуреков. Потому что на этот аромат собирается чуть ли не вся улица. И каждую крымскую татарку с детства учат вкусно готовить, вести хозяйство и конечно же танцевать народные танцы.

(Слайд 2. Играет музыка, девочки танцуют танец «Къыз оюны»)

- Крымские татары – это стройка. Строят все. И врачи, и водители маршру-ток, и библиотекари и да же пастухи. Красиво строят, на века, танцуючи.

(Слайд 3. Играет музыка, мальчики танцуют танец «Чобан оюны»).

-Я чувствую, что крымская татарка, когда мой брат с отцом идут на праздничный намаз в мечеть. В такие дни тут собираются многие из нашего района. А когда возвращаются, мы с мамой и сестрёнками встречаем их на пороге и поздравляем друг друга с праздником. Накрыт праздничный стол. Целуем руки старшим. А те в свою очередь, рассказывают сказки.

(Слайд 4. Играет тихая музыка, по середине кабинета сидит бабушка с книгой и читает сказку-быль о прекрасной девушке по имени Тым-Тым.

Там, где горы обнимали берег моря, в давние времена было селенье, называемое Межгорье. Славилось оно своими жителями, которые были искусными мастерами разных ремесел и тем, что на берегу моря, на небольшой поляне, можно было увидеть необычайной красоты девушку. В ее руках был бубен, ударяя по которому она издавала звуки тым-тым-тым и танцевала, очаровывая селян и гостей необыкновенными танцами. Глядя на них все понимали, о чем рассказывала девушка.

(Слайд 5. Играет музыка девочка танцует Танец Тым-тым.)

- Чувствую, что крымская татарка, когда вхожу в Ханский дворец в Бахчисарае. Стою в центре двора под огромными деревьями, которые наверняка помнят моих предков. И хочется, чтобы они так же приветствовали моих детей. Чувствую, что крымская татарка, когда еду на ЮБК, а по дороге -Демерджи, Чатырдагъ, Аюв- дагъ и такая красота, что аж дух захватывает. Или, когда еду в Керчь и вокруг только степи. И кажется, что все как на ладони на много километров вперед, а тут небольшой спуск и взгляду неожиданно открываются озера, села, города. А еще когда слышу родной язык

-Шимди исе тапмаджаларнынъ джевапларыны тапайыкъ.

( Экранда тапмаджалар. Етекчи окъуй, талебелер джевап берелер, сонъра исе догъру джевабыны ача. Талебелерден рус тилине терджимесини талап эте).

Эки секиз, бир докъуз,
Учь йигирми ве бир отуз.
Бу къач этер? Тапынъыз! (Юз он беш)

Ер астында джийрен ат,
Атнынъ териси еди къат,
Соярсынъ да ашарсынъ,
Ашагъанда агъларсынъ. (Согъан)



Гедже бакъсам – кок толгъан,
Саба бакъсам – ёкъ олгъан. (Йылдызлар)



Къып –къырмызы къафтаны,

Пек файдалы акъ къаны. (Помидор)

-Машалла, тапмаджаларнынъ джевапларыны тапмагъа билесинъиз.

- Сейчас, Оля, ты услышала нашу речь, как дети говорят на своём родном языке. А еще Крымские татары – это свадьбы на 200-300 гостей. Многие родственники только на свадьбах и видятся. И гул стоит такой, что музыкан-тов не слышно! А как они танцуют…Их величавость, грациозность и ритм придают им особую прелесть.

( Ученики старших классов танцуют танец «Байрам акъшамы»)

- Крымские татары… Крымский татарин… Крымская татарка. Да, я крымская татарка! И, я, горжусь этим. Это, знаешь, просто… просто состояние души.

Оджа: - Сагъ олунъыз, къызлар. Мен билесем сиз бугуньки дерсимизни пек бегендинъиз? Озюнъиз ичюн бир орнек алгъандырсынъыз? Бугуньки бойле дерсимиз сизни неге огретти? Насыл дакъкъасы сизни меракъландырды? Халкъ агъыз яратыджылыгъы насыл жанрлардан ибарет.Сизинъ энъ бегенген жанр насыл? Не ичюн?

(Талебелернинъ джеваплары)

Дерсимиз сонъуна етти. Мен оны бойле аталар сёзюнен битирмек истейим.

Къуш къанатына ишана,

Инсан исе – достуна.


Эв вазифеси: Бу аталар сёзюнинъ манасыны анълатмакъ.

- Дерс битти, сагълыкънен барынъыз.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!