СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Королевы мёртвого царства"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОРОЛЕВЫ  МЕРТВОГО  ЦАРСТВА

Интегрированный урок литературы и ИЗО. 2 часа. 5 класс

                                                                                            …Что есть красота,

                                                                                            И почему ее обожествляют люди?

                                                                                            Сосуд она, в котором пустота,

                                                                                            Или огонь, мерцающий в сосуде?

                                                                                                                         Н. Заболоцкий.

Цели урока:

  1. Дать понятие «литературный портрет», сравнить его с живописным портретом.
  2. Выяснить роль портрета в художественном произведении и живописи.
  3. Сформировать эмоциональное восприятие учениками героев обсуждаемых произведений.
  4. Подготовить к творческой работе – рисованию портретов героинь на занятиях ИЗО.

 

ХОД  УРОКА

  1. Рассказ учителя литературы о родстве сказок «Снежная королева» Андерсена и «Хозяйка медной горы» Бажова, сходстве их тем и идей, сюжетов и образов, так как эти произведения опираются на народные мифологические произведения. (Материал взят из статьи Е. С. Ефимовой «Мертвое царство и его королевы».- «Литература в школе» - 1991. № 5).\
  2. Специально подготовленные учащиеся пересказывают отрывки сказок, где даются описания Снежной королевы и Хозяйки Медной горы. Опираясь на пересказы, ученики заполняют сравнительную таблицу облика героинь:

   Снежная королева                                                      Хозяйка Медной горы

          Снег                            одежда                                        камень

         Снег                            волосы                                        камень

          Лед                              глаза                                           камень

  Вечный лед                        жилище                                      каменные чертоги

  1. Сравнение героинь, подтвержденное цитатами из текста: Главное сходство героинь в том, что они неживые, холодные, каменные. Эти героини очень похожи на языческих богинь. Есть сходство и в сюжетных линиях сказок. Обе героини уводят живого человека в царство мертвых, а другой живой, любящий человек его вызволяет.
  2. Вопросы на проверку эмоционального восприятия сказок:

- Хотелось ли вам быть на месте уводимого человека?

Отвечая на этот вопрос, ученики говорили об одиночестве, о страхе, охватывающем человека среди холодных снегов и мертвого каменного леса. Но было и детское любопытство: интересно заглянуть в мертвое царство, но с условиеМ, что оттуда можно вернуться.

- Как вы считаете, зачем Снежной королеве и Хозяйке Медной горы понадобился в их владениях живой человек?

Размышляя над этим вопросом, ребята говорили о красоте, существующей в мертвом царстве. Но красота лишь тогда является красотой, когда ее кто-то видит и воспринимает. Поэтому Данила и не соглашается творить в подземном царстве, так как его творений никто не увидит и не оценит. И не случайно героев спасают женщины. Пусть их красота несовершенна, но она живая.

  1. Вывод: Человек должен жить и творить для людей. Одиночество страшно для каждого, живущего на земле. Поэтому непреодолима грань между «королевами мертвого царства» и людьми.

 

Продолжает урок учитель ИЗО.

Продолжим сравнение «королев мертвого царства». Для того, чтобы создать портреты этих сказочных героинь, необходимо внимательно сравнить их внешность, то, что их окружает, где они живут с точки зрения цвета.

Снежная королева                                                                              Хозяйка Медной горы

Холодные ( от белого до синего)             цвета                       Все оттенки зеленого с                                          

                                                                                                     прожилками оранжевого и

                                                                                                      коричневого. 

Ледяные, голубые                                     глаза                         зеленые

                                                                   Наряды

                                     Очень богатые, царские, необычные,

                                     Сказочные, фантастические.

Из снега                                                     появляется                     из тумана, из горы

Ветры, вьюги, снег,                                   слуги                             ящерки всех цветов и размеров

Северное сияние

                                                                       Линии

                                               Резкие, угловатые, неживые

Ледяные чертоги и зал                             Жилище                               Подземные каменные

                                                                                                                 Залы и сады

Задания учащимся: работают в парах – художник и писатель.

  1. Продумать композицию портрета.
  2. Наметить карандашом только самое необходимое в композиции.
  3. Работа в цвете: портрет Снежной королевы на темной бумаге,

портрет Хозяйки Медной горы на белой бумаге.

  1. Написать сочинение-описание одной из сказочных героинь.

Подведение итогов работы: Выставить оценки за рисунки и сочинения.

Из лучших работ оформить выставку.

При анализе рисунков и сочинений отметить, что все ученики в своих творческих работах сумели передать одиночество «королев мертвого царства».