МБОУ Бояркинская СОШ имени М.Е.Катукова, Г.о.Коломна, Московской области
Московской области
Урок – круглый стол
Подготовила и провела: Холодкова Н.С.
ТЕМА:
«МОЁ ЗДОРОВЬЕ»
Цель: формирование чувства ответственности за свою жизнь. Показать актуальность и значимость проблемы курения как для отдельной личности, так и для общества в целом.
(класс делится на группы)
Ведущий: Когда-то Сократ сказал, что «Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто». Быть живым мало – надо быть живым и здоровым. Здоровье как научная проблема охватывает комплекс медико-биологических, психологических, физкультурно-оздоровительных, социальных наук. Вопросы здоровья всегда обсуждались. По существу – это идеал, к которому мы должны стремиться. Какие же есть у человека враги, которые сокращают срок жизни? (Ответы детей: табак, алкоголь, наркотики).
Первый враг - табак. К сожалению у всех людей есть вредные привычки. К ним относится и курение. Закурить первую в жизни сигарету многие ребята пробуют уже в 10-14 лет, а некоторые и раньше. Почему же они пробуют курить? (Ответы детей: за компанию, хотят казаться взрослыми и т.д.).
Так ли бесследно проходит курение для растущего, еще не окрепшего организма? В вашем возрасте курение замедляет рост и развитие некоторых органов. Болеют легкие, становится труднее дышать, особенно после физических нагрузок. Воспаляются голосовые связки, поэтому голос у курильщика хриплый, неприятный. Ухудшается работа сердца. Курильщики «глупеют», плохо запоминают материал, им труднее учиться. Цвет лица у них становится немного желтоватый, так как частички дыма проникают в кожу и там задерживаются.
Если курильщик выкуривает в день пачку сигарет (20 штук), то это значит, что пачка сократила ему жизнь на 5 часов. В месяц – это сокращение уже доходит до 150 часов: неделя жизни уже прокурена. В год – 12 недель ушло в «небытие», т.е. отнято у жизни три месяца. Курение четыре года – отнимает у жизни один год. Вот и получается – интенсивно курящий не доживает до средней продолжительности 10-15 лет. Итак, пусть задумается тот, кто берет в рот сигарету в 15 лет. Он мог бы прожить до 75 лет, но с большой степенью вероятности он уйдет из жизни в 55-60 лет.
И дома, и в общественных местах некурящий человек часто вынужден находиться рядом с курильщиком и вдыхать табачный дым. Курение в присутствии некурящих – это не только элементарная невоспитанность, но и покушение на чужое здоровье. В этой ситуации некурящий человек получает даже большую дозу вредных веществ, чем сам курильщик.
История точно не знает, когда табак впервые оказался в России, однако известно, что уже во времена Иоанна Грозного существовали законы, строго наказывающие за курение табака, потому что оно часто приводило к пожарам. Табак в Европу был завезен Колумбом. Колумб и его спутники увидели, что туземцы – взрослые и дети – держали в зубах дымящиеся пучки тлеющих листьев неизвестного растения. Выяснилось, что «дикари» традиционно используют листья табака для частого вдыхания дыма. Туземцы предлагали путешественникам покурить и воспринимали отказ как проявление враждебности и недоверия. Возвращаясь в Европу, Колумб захватил с собой несколько коп сушеных листьев табака и нескольких курильщиков. Он рассчитывал развлечь своих соотечественников невиданной экзотикой. Так и случилось: краснолицые «дикари», украшенные перьями и пускающие дым изо рта, поразили весь испанский двор. Постепенно курение стало «путешествовать» по Европе, дошло и до России. Но первое время за курение наказывали: если заставали человека за курением в первый раз, то наказывали палочными ударами, во второй – отрезали уши. Женщины вначале не курили табак, а только нюхали.
Велика армия «дымящих». Велик соблазн, которым обладают бесчисленные сорта папирос, сигарет, сигар.
Богаты на выдумку многоопытные мастера торговой рекламы табака. На всех языках мира они призывают, уговаривают вдыхать дурманящий дымок.
И человек поначалу пробует, затем втягивается, привыкает, и, наконец, становится рабом привычки.
Задание № 1.
Один из европейских путешественников в 1492 г. увидел, как краснокожие люди Америки выпускают изо рта и носа клубы дыма. Они сворачивали сухие листья в длинные трубки. Такой сверток они называли ТАБАКО. Европейцы смотрели на это с удивлением и отвращением.
Вопрос: Кто из европейских путешественников впервые увидел курящих людей? В каком веке?
Фрэнсис Дрейк – XVI век,
Давид Ливингстон – XIX век,
Христофор Колумб – XV век,
Джон Байрон – XVIII век,
Васко да Гама – XV век.
Вскоре табак стал популярным во всем мире. Но, несмотря на широкое распространение табака, курение через некоторое время было запрещено.
В разных странах меры наказания были различны: издавались указы, отлучали людей от церкви. В Сант-Яго в 1692 г. за курение были замурованы в стену пять монахов. В Турции курение рассматривалось как нарушение законов Корана: человека избивали и возили на осле по улицам Константинополя. Когда в Константинополе возник пожар – курение запретили под страхом смерти. Состоялись массовые казни курильщиков. В Персии запрещали курение под страхом лишения носа и губ, а торговцев табака было приказано сжечь на костре.
Вопрос: Кто из русских правителей запретил курение?
Царь Михаил Федорович,
Иван Грозный,
Петр I,
Елизавета,
Павел I,
Екатерина I.
Вопрос: По какой причине в России было запрещено курение?
Политика,
Экономика,
Из-за частых пожаров,
Для сохранения здоровья,
Чтобы не одурманивать народ.
Торговцы табака наживали крупные капиталы от его продажи. Курильщики, несмотря на жестокие расправы, продолжали курить, а знать устраивала специальные вечера в погоне за новшеством.
Так как продажа табака являлась источником больших доходов для казны, то постепенно в разных странах отменялся запрет на курение и табак стали считать лечебным.
Вопрос: Кто из русских правителей разрешил курение табака?
Павел I,
Николай I,
Петр I,
Екатерина II,
Александр III,
Вопрос: По какой причине было разрешено курение табака?
Политика,
Экономика,
С целью оздоровления,
С целью расположить к себе народ.
Шло время, и стало понятно, что курение вредно для здоровья. курящий человек гораздо чаще болеет, чем не курящий. Индейцы в своих книгах писали о возможности применения листьев табака для уничтожения врагов.
А в 1828 г. два американских исследователя Ройман и Посельт впервые получили высокотоксичное средство из листьев табака – сильнодействующий яд НИКОТИН.
Ученые рассчитали, что количество никотина, содержащееся в одной сигарете, достаточно, чтобы наступила смерть, если ввести этот яд внутривенно. Никотин в чистом виде сейчас получают для борьбы с сельскохозяйственными вредителями.
«НАПОМИНАЕМ. Никотин, так же как и алкоголь, не может быть твоим другом, и, прежде чем вдохнуть в себя «дымок от сигареты», хорошо подумай».
Вопрос: Какие болезни возникают от курения?
Варианты ответов: рак легких, рак гортани, отравление, язва желудка, депрессия, склероз сосудов, инфаркт, инсульт, мигрень, слабость.
Вопрос: Как бросить курить?
Варианты ответов: сила воли, жевать жвачку, сосать конфету, разговаривать с попутчиком, заниматься спортом, с помощью специального лечения, психологический метод (внушение), быстрая ходьба, сигарету подержать во рту и положить на место.
Задание № 2.
(Каждая группа получает у ведущего списки качеств характера и выстраивает рейтинг качеств, необходимых для отстаивания своего решения).
Целеустремленность.
Уверенность в себе.
Чувство собственного достоинства.
Самостоятельность.
Настойчивость.
Находчивость.
Упрямство.
Смелость.
Независимость.
Сила воли.
Расставляются порядковые номера качеств по степени их важности для противостояния давлению. Затем представители групп зачитывают свой рейтинг качеств.
(Далее группам раздаются карточки со словами. В течение 3 минут надо придумать и написать напротив слова-антонимы, связанные с проблемой курения).
Мудрость – Глупость Свобода – Зависимость
Удовольствие – Боль, страдание Здоровье – Болезнь
Добро – Зло Жизнь – Смерть
Сила (воли) – Безволие Целеустремленность – Бесцельность
Оптимизм – Пессимизм Твердость – Неуверенность
Искренность – Хитрость Счастье – Горе, беда
Задание № 3.
Наши ресурсы в трудную минуту можно использовать в виде самопомощи и поддержки. Каждый человек обладает неповторимыми качествами, которые делают его индивидуальностью. Сейчас мы определим ваши достоинства. Каждый подумайте о своем:
Теперь вы должны нарисовать ситуацию, характеризующую ваши интересы или пристрастия. Рисунки не должны быть слишком сложными (это должно подбодрить тех, кто не очень уверен в своих способностях художника).
(Показывая свои рисунки остальным членам групп, каждый должен объяснить, что означает рисунок).
Задание № 4.
Математика и курение.
Задача 1. Внимательно прослушай следующую информацию и переведи встретившиеся математические величины в международную систему единиц измерения массы и объема (SI – СИ).
Ученые из детского медицинского центра в Цинциннати (США) обследовали 4399 детей в возрасте от 6 до 16 лет. Они измерили в их крови содержание котинина – продукта распада никотина, а затем предложили тесты для определения коэффициента умственного развития. Чтобы исключить активно курящих, в эксперимент не брали детей, у которых содержание котинина в крови превышало 15 нг/мл. Таким образом, изучали «пассивных курильщиков». Исследователи обнаружили прямую зависимость между присутствием в крови этого вещества и коэффициентом интеллектуального развития (IQ). Один нанограмм котинина на миллилитр крови снижает IQ на два пункта. То же происходит и в тестах на чтение. В тестах на математические способности снижение составляет 3-4 пункта.
Ответ: 1 нг (нанограмм) = 10-9 граммов, или 0,000000001 г; 1 мл (миллилитр) = 10-3 л, или 0,001 литра.
Задача 2. Выкурив сигарету, твой друг повысил содержание котинина в крови на 10 нг/мл. Объясни ему, на сколько пунктов он рискует снизить свой IQ.
Ответ: Если 1 нг/мл снижает коэффициент интеллектуального развития на 2 пункта, то друг рискует «поглупеть» на 20 пунктов.
Задача 3. Дым от одной сигареты содержит 1 мг никотина. Сколько никотина примет человек за один день, выкурив 20 сигарет, если от каждой их них в его организм попадает 1/5 часть никотина?
Ответ: 1 сигарета = 1 мг никотина; 1/5 от 1 мг – это 0,2 мг. Значит при курении 1 сигареты в организм попадет 0,2 мг никотина; от 20 сигарет – 4 мг никотина отравили его организм.
Задача 4. Пусть 1 пачка сигарет стоит 10 рублей. Старшеклассник Петя выкуривает в день полпачки. Какую сумму потратит он за месяц курения? За год? За 5 лет? За 20 лет? Какие полезные вещи мог бы он приобрести за эти деньги, если бы отказался от своей вредной привычки?
Задание № 5.
Проанализируйте одну из дилемм: курить или не курить, заниматься физкультурой или нет. Заполните таблицы.
МОЙ ВЫБОР – НЕ КУРИТЬ
№ | Аргументы «ЗА» | Аргументы «Против» |
1. | | |
2. | | |
3. | | |
4. | | |
МОЙ ВЫБОР – ЗАНИМАТЬСЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ
№ | Аргументы «ЗА» | Аргументы «Против» |
1. | | |
2. | | |
3. | | |
4. | | |
После этого каждая группа представляет результаты своей работы.