Культура и наука в МССР (1944 -1991гг.)
Кристева С.И.
Как вы думаете о чем пойдет речь на уроке, исходя из названия темы?
Цели: - Ознакомиться с ключевыми понятиями; - понять каким образом советское государство устраивало преследования в области культуры в МССР; - знать какой язык стал государственным в МССР в послевоенный период; - знать какие меры наказания применялись к людям, если они вели свою «политику»; - ознакомиться с изменения, которые происходили в образовании, науке, литературе, музыке в послевоенный период.
Идеологизация Цензура Денационализация
Идеологизация – проникновение политической идеологии во все сферы жизни тоталитарных обществ. Цензура – предварительный контроль государственными органами содержания публикаций, выступлений, радио, телепередач, а иногда и переписок и телефонных переговоров. Денационализация - передача объектов государственной собственности в частную.
Область культуры и образования в МССР была чрезмерно идеологизирована. Действовала жестокая цензура, проводилась русификация и денационализация. Однако благодаря деятелям культуры и науки были не только достигнуты результаты во всех областях, но и сохранён национальный дух.
Самостоятельная работа Прочитать и отв. на вопросы. (стр. 198)
1гр. Какая идеология доминировала в МССР?
2гр. Что преследовала политика советского государства в МССР в области культуры?
3гр. Какой язык стал государственным в МССР в послевоенный период?
- Какие меры наказания применялись к людям, если они вели свою «политику»?
- Как и кем принимались все решения в МССР?
Навязывание идеологии, культуры, образа жизни, чуждых национальным ценностям, имело серьёзные последствия для национального самосознания не только румын МССР, но и других этносов в стране. Однако тоталитарному коммунистическому режиму не удалось стереть национальную идентичность молдавского народа.
Самостоятельная работа Прочитать и отв. на вопросы. ( п.1 стр.199).
1гр. Описать структуру системы образования в МССР в послевоенный период.
Какие изменения были сделаны в результате реформ
1984-1986 гг. (абз. 1).
2гр. Какая проблема в МССР стояла в послевоенный период?
Что можно сказать об изменениях в 60 -х годах
(об учителях)? (абз. 2,3).
3гр. Описать систему среднего специального и высшего образования. (абз. 4,5).
В послевоенный период действительно не хватало учебных заведений. И ответственность за их строительство возлагалась на местные структуры. Количество румынских школ резко сократилось. Румынские преподаватели после 1944г. заменялись русскоязычным персоналом. Их привозили сюда из других регионов СССР. В 1944-1945гг. была восстановлена деятельность пединститутов (в Кишиневе, в Бельцах, в Тирасполе). В 1945г. также основан был Государственный медицинский институт в Кишиневе.
Самостоятельная работа Прочитать и отв. на вопросы. ( п.2 стр.199-200).
Наука
Что было создано в МССР?
1946г. -
1949г. -
2 августа 1961г. -
Здание Академии наук Молдавской ССР.
Самостоятельная работа Прочитать и отв. на вопросы. ( п.3 стр. 200).
Литература
1гр. Какие запреты были по поводу литературы в МССР в послевоенный период?
2 гр. Чему подвергалась литература?
3 гр. Кого подвергали партийной критике, за что и как их называли?
Самостоятельная работа Прочитать и отв. на вопросы. ( п.5 стр. 200-201).
- Что за дата - 5 июля 1957г.?
- Кто считается примадонной национальной оперы и кем она была признана?
- Назовите какие художественные коллективы продвигали своё музыкальное творчество?
Музыка
МАРИЯ БИЕШУ
Оперная певица. Народная артистка СССР. В творческом архиве народной певицы несколько фильмов с ее участием и о ней, грамзаписи песен, романсов. Мария Биешу пела на сцене Большого театра, в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, на оперных сценах ведущих театров бывшего СССР, совершила концертные турне по городам Европы, Японии, Австралии, Кубы и Израиля. Перечень ролей, сыгранных Биешу на оперной сцене, огромен. Среди самых известных - партии в произведениях:
«Мадам Баттерфляй»
Самостоятельная работа Прочитать и отв. на вопросы. ( п.7 стр. 201).
1. Что создано было в 1962г?(стр.201)
2. Знаменитые личности в кинемотографии. (стр.202)
Кинематограф
Знаменитые личности
Эмиль Лотяну молдавский, советский и российский кинорежиссёр, сценарист, педагог. Народный артист РСФСР .
Эмиль Лотяну актер драматического театра им. А. С. Пушкина в Кишинёве. Учился на актёрском факультете; окончил режиссёрский факультет.
В 1962—1973 работал режиссёром на киностудии «Молдова-фильм», где дебютировал с лентой «Ждите нас на рассвете».
Особую популярность ему принесли экранизация м Горького «Табор уходит в небо », экранизация Чехова «Мой ласковый и нежный зверь.
Михай Волонт — советский и молдавский актёр театра и кино, театральный режиссёр, певец. Лауреат государственной премии Молдавской ССР. Народный артист СССР (1984). Кавалер молдавского ордена республики (2012).
Наиболее известен благодаря киноролям цыгана Будулая и прапорщика Волентира.
В кино М. Волонтир дебютировал в 1967 году на студии «Молдова-фильм» в фильме «Нужен привратник», в роли Ивана Турбинкэ. Затем последовала целая жизнь отданная театру и кино - более 60 ролей в театре, более 30 фильмов. В 1973 году Волонтир получает довольно серьезную роль государственного деятеля Молдавии, ученого-философа, историка, лингвиста, близкого друга и советника Петра I Дмитрия Кантемира. Однако настоящую любовь зрителей принес Волонтиру сериал «Цыган" (1979), о судьбе цыгана Будулая, его скитаниях по земле в поисках счастья и свободы.
РЕФЛЕКСИЯ