УРОК КУЛЬТУРЫ НА ТЕМУ «ЕЖЕЛИ ВЫ ВЕЖЛИВЫ…»
Вид занятия: урок-игра.
Технология: на игровой основе с элементами театральной пантомимы.
Класс: 5.
Цели:
Формировать у учащихся понимание важности вежливого отношения к окружающим людям, воспитывать стремление совершать добрые дела.
Приобщать к употреблению в своей речи вежливых слов в различных ситуациях.
Развивать основы мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
Развивать речь.
Учить детей вежливому обращению друг с другом, с учителями.
Задачи урока:
Привитие интереса к чтению, литературе.
Развивать познавательную активность, актерские способности.
Способствовать развитию речи учащихся.
Музыкальный ряд: фонограммы с музыкой песен: «Веселая песенка», «Веселая неделька», «Семеновна».
Оборудование урока: на доске нарисовано солнышко, от него в виде лучиков отходят вежливые слова.
Ход урока
Ведущий 1:
«Здравствуйте!»- поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
«Здравствуйте!» -
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте»,
Больше мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же радостней сделалась жизнь?
Всем людям на земле хочется, чтобы родные, друзья и даже незнакомые люди относились к ним внимательно, по-доброму, с уважением.
Почему же нам не быть самим вежливыми, добрыми по отношению друг к другу? Ведь тогда станет больше на Земле счастливых людей.
Ведь делать это не так уж и трудно. Вслушайтесь только в замечательные слова:
«Ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».
Итак, вы поняли, что разговор сегодня пойдет о вежливости.
Ведущий 2:
Мы все научились когда-то
Ходить, рисовать, говорить.
Давайте-ка вспомним, ребята,
Как добрым и вежливым быть.
Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу,
Быть вежливым очень легко мне,
Я «здравствуйте» первым скажу.
Придумано кем-то красиво -
За помощь поблагодарить,
Обычное слово «спасибо»
Нельзя забывать говорить.
Прощаясь, мы все «до свиданья»
Друг другу всегда говорим,
«Пожалуйста» - если желанье
Иль просьбу исполнить хотим.
Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это – основа основ.
А вежливым быть очень просто:
Будь добрым – обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколь тебе уже лет.
Ведущий 1: А сейчас ребята из школьного театра актерского мастерства предлагают посмотреть вам несложные ситуации, выход из которых вы найдете сами (звучит веселая музыка, учащиеся показывают театральные постановки).
1 ситуация «Старушка».
Дети (6-8 человек) играют: прыгают через воображаемую скакалку, кидают воображаемый мяч, играют в классики.
Появляется старушка с двумя тяжелыми сумками. Останавливается, ставит сумки на пол, тяжело вздыхает.
- Ваши действия? Беседа. Анализ ситуации (Ведущий 2)
(Дети, как правило, понимают, что нужно помочь старушке. Но их действия приходится корректировать: сначала поздороваться, затем предложить помощь и т.д.)
Ведущий 1. Игра «Вежливо-невежливо».
Правила: если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши, если читаю о невежливым поступке – сидите тихо, не хлопаете.
Поздороваться при встрече
Толкнуть и не извиниться
Свистеть. кричать, шуметь в школе.
Уступить место старшим.
Не вставать на обращение учителя.
Помочь подняться по лестнице.
Попрощаться уходя.
2 ситуация «Старичок».
Дети продолжают играть. На скамеечку садится старичок, читает газету.
Старичку плохо. Он снимает очки, закрывает глаза, прикладывает руку к сердцу.
- Ваши действия. Беседа. Анализ ситуации (Ведущий 1)
(Дети вспоминают номер 03, звонят по телефону или мобильнику, но нужно им помочь точно назвать улицу и место, где находится больной старичок.)
Ситуацию моно закончить словами ведущего:
- Приехала скорая помощь, сделали укол.
Старичок приободрился, поблагодарил детей и вновь стал читать газету.
Частушки о вежливости
(в исполнении двух подготовленных учащихся)
Я Семёновну да начинаю петь,
Чтобы публике да веселей сидеть (девочка)
Эх, Семёновна, моя ты крошечка,
Да я пришёл к тебе под окошечко! (мальчик)
Поёшь ты ласково, да громким голосом,
Сначала лучше бы ты поздоровался! (девочка)
Прости, Семёновна, меня, пожалуйста,
Не будем ссориться с такой-то малости! (мальчик)
Прощу тебя, Семён, да только впредь уж знай,
Коль ты умён, силён, то слабым помогай!
Когда в автобусе людей полным-полно,
Ты место уступай, а не гляди в окно! (девочка)
Я уважаю всех, больших и маленьких,
Всегда готов помочь больным и стареньким!
Соседке дров принёс и починил утюг,
И всем ребятам я в округе лучший друг! (мальчик)
Приятно говорить благодарение,
Ты извини меня за недоверие.
Спасибо, мой Семён, спасибо за добро,
Вернётся сторицей ещё к тебе оно (девочка)
И ты, Семёновна, такая умница,
Пойдём гулять с тобой на нашу улицу.
(Последнюю строчку поют с поклоном вместе)
3 ситуация «Девочка с куклой».
Звучит веселая музыка.
Дети играют.
У одной из девочек веселая кукла. Она играет с ней, нянчит ее, баюкает.
Подбегает мальчишка, выхватывает у девочки куклу и убегает. Девочка плачет. А обидчик дразнится, гримасничает.
- Ваши действия? Беседа. Анализ ситуации (Ведущий 2)
(Действия очевидны. Обычно мальчики, а иногда и девочки, восстанавливают справедливость.)
Ведущий 2:
Загадки о вежливости
Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь: «добрый …. день»!
Друг другу на прощание
Мы скажем … «до свидания».
Друга не стоит в обиде винить,
Лучше скорее его ….извинить.
До чего ж оно красиво,
Слово доброе …«спасибо».
Как похоже слово «царствуй»
На приветливое … «здравствуй».
Когда виноваты, сказать спешите:
«Прошу Вас, пожалуйста, ….извините»
В чужой разговор никогда не встревай,
И взрослых ты лучше не … перебивай!
Ведущий 1: Стихотворение «Ежели вы вежливы» С. Я. Маршак.
Ежели вы вежливы И к совести не глухи, Вы место без протеста Уступите старухе. И ежели вы вежливы, То, сидя на уроке, Не будете с товарищем Трещать, как две сороки. И ежели вы вежливы, То в разговоре с тетей, И с дедушкой, и с бабушкой Вы их не перебьёте. И ежели вы вежливы, Тому, кто послабее, Вы будете защитником, Пред сильным не робея. | Ежели вы вежливы В душе, а не для виду, В троллейбус вы поможете Взобраться инвалиду. И ежели вы вежливы, Поможете вы маме И помощь ей предложите Без просьбы – то есть сами. И ежели вы вежливы, То всех благодарите И мячика у маленьких Без спросу не берите! |
Мы благодарим вас за отзывчивость, находчивость, умение не пройти мимо плохого, а также артистов, прекрасно сыгравших свои роли.
Ведущий 2: Наше путешествие по стране Вежливости подошло к концу. Давайте подытожим все сказанное и увиденное.
В вежливости проявляется отношение к другим людям.
Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
Воспитанный человек не дает кличек и прозвищ, не спорит по пустякам.
Так давайте будем учиться быть вежливыми. Говорите друг другу хорошие слова, и в ответ вы будете слышать только хорошее.
А чтобы закрепить знания, полученные сегодня на уроке, мы предлагаем скрепить их клятвой (клятва произносится хором всеми учащимися).
Клянемся вежливыми быть.
Всегда спасибо говорить.
Добрый день и до свидания,
Нет в мире лучше звания.
Клянемся добрыми мы быть,
А лень и грубость позабыть.
Учится этикету, науку помнить эту.
Клянемся добрыми мы быть.