СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок культуры "Ежели вы вежливы..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Ежели вы вежливы..." разработан на игровой основе с элементами театральной пантомимы. 

Просмотр содержимого документа
«Урок культуры "Ежели вы вежливы..."»

УРОК КУЛЬТУРЫ НА ТЕМУ «ЕЖЕЛИ ВЫ ВЕЖЛИВЫ…»

Вид занятия: урок-игра.

Технология: на игровой основе с элементами театральной пантомимы.

Класс: 5.

Цели:

  1. Формировать у учащихся понимание важности вежливого отношения к окружающим людям, воспитывать стремление совершать добрые дела.

  2. Приобщать к употреблению в своей речи вежливых слов в различных ситуациях.

  3. Развивать основы мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

  4. Развивать речь.

  5. Учить детей вежливому обращению друг с другом, с учителями.

Задачи урока:

  1. Привитие интереса к чтению, литературе.

  2. Развивать познавательную активность, актерские способности.

  3. Способствовать развитию речи учащихся.

Музыкальный ряд: фонограммы с музыкой песен: «Веселая песенка», «Веселая неделька», «Семеновна».

Оборудование урока: на доске нарисовано солнышко, от него в виде лучиков отходят вежливые слова.

Ход урока

Ведущий 1:

«Здравствуйте!»- поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

«Здравствуйте!» -

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте»,

Больше мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же радостней сделалась жизнь?

Всем людям на земле хочется, чтобы родные, друзья и даже незнакомые люди относились к ним внимательно, по-доброму, с уважением.

Почему же нам не быть самим вежливыми, добрыми по отношению друг к другу? Ведь тогда станет больше на Земле счастливых людей.

Ведь делать это не так уж и трудно. Вслушайтесь только в замечательные слова:

«Ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».

Итак, вы поняли, что разговор сегодня пойдет о вежливости.

Ведущий 2:

Мы все научились когда-то

Ходить, рисовать, говорить.

Давайте-ка вспомним, ребята,

Как добрым и вежливым быть.

Встречая друзей и знакомых,

С улыбкой в глаза им гляжу,

Быть вежливым очень легко мне,

Я «здравствуйте» первым скажу.

Придумано кем-то красиво -

За помощь поблагодарить,

Обычное слово «спасибо»

Нельзя забывать говорить.

Прощаясь, мы все «до свиданья»

Друг другу всегда говорим,

«Пожалуйста» - если желанье

Иль просьбу исполнить хотим.

Как много на свете полезных,

Красивых и ласковых слов.

Пожалуйста, только будь вежлив,

Ведь это – основа основ.

А вежливым быть очень просто:

Будь добрым – обычный совет,

Не важно, какого ты роста

И сколь тебе уже лет.

Ведущий 1: А сейчас ребята из школьного театра актерского мастерства предлагают посмотреть вам несложные ситуации, выход из которых вы найдете сами (звучит веселая музыка, учащиеся показывают театральные постановки).

1 ситуация «Старушка».

Дети (6-8 человек) играют: прыгают через воображаемую скакалку, кидают воображаемый мяч, играют в классики.

Появляется старушка с двумя тяжелыми сумками. Останавливается, ставит сумки на пол, тяжело вздыхает.

- Ваши действия? Беседа. Анализ ситуации (Ведущий 2)

(Дети, как правило, понимают, что нужно помочь старушке. Но их действия приходится корректировать: сначала поздороваться, затем предложить помощь и т.д.)

Ведущий 1. Игра «Вежливо-невежливо».

Правила: если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши, если читаю о невежливым поступке – сидите тихо, не хлопаете.

  • Поздороваться при встрече

  • Толкнуть и не извиниться

  • Свистеть. кричать, шуметь в школе.

  • Уступить место старшим.

  • Не вставать на обращение учителя.

  • Помочь подняться по лестнице.

  • Попрощаться уходя.

2 ситуация «Старичок».

Дети продолжают играть. На скамеечку садится старичок, читает газету.

Старичку плохо. Он снимает очки, закрывает глаза, прикладывает руку к сердцу.

- Ваши действия. Беседа. Анализ ситуации (Ведущий 1)

(Дети вспоминают номер 03, звонят по телефону или мобильнику, но нужно им помочь точно назвать улицу и место, где находится больной старичок.)

Ситуацию моно закончить словами ведущего:

- Приехала скорая помощь, сделали укол.

Старичок приободрился, поблагодарил детей и вновь стал читать газету.

Частушки о вежливости

(в исполнении двух подготовленных учащихся)

Я Семёновну да начинаю петь,

Чтобы публике да веселей сидеть (девочка)

Эх, Семёновна, моя ты крошечка,

Да я пришёл к тебе под окошечко! (мальчик)

Поёшь ты ласково, да громким голосом,

Сначала лучше бы ты поздоровался! (девочка)

Прости, Семёновна, меня, пожалуйста,

Не будем ссориться с такой-то малости! (мальчик)

Прощу тебя, Семён, да только впредь уж знай,

Коль ты умён, силён, то слабым помогай!

Когда в автобусе людей полным-полно,

Ты место уступай, а не гляди в окно! (девочка)

Я уважаю всех, больших и маленьких,

Всегда готов помочь больным и стареньким!

Соседке дров принёс и починил утюг,

И всем ребятам я в округе лучший друг! (мальчик)

Приятно говорить благодарение,

Ты извини меня за недоверие.

Спасибо, мой Семён, спасибо за добро,

Вернётся сторицей ещё к тебе оно (девочка)

И ты, Семёновна, такая умница,

Пойдём гулять с тобой на нашу улицу.

(Последнюю строчку поют с поклоном вместе)

3 ситуация «Девочка с куклой».

Звучит веселая музыка.

Дети играют.

У одной из девочек веселая кукла. Она играет с ней, нянчит ее, баюкает.

Подбегает мальчишка, выхватывает у девочки куклу и убегает. Девочка плачет. А обидчик дразнится, гримасничает.

- Ваши действия? Беседа. Анализ ситуации (Ведущий 2)

(Действия очевидны. Обычно мальчики, а иногда и девочки, восстанавливают справедливость.)

Ведущий 2:

Загадки о вежливости

Говорить друзьям не лень,

Улыбаясь: «добрый …. день»!

Друг другу на прощание

Мы скажем … «до свидания».

Друга не стоит в обиде винить,

Лучше скорее его ….извинить.

До чего ж оно красиво,

Слово доброе …«спасибо».

Как похоже слово «царствуй»

На приветливое … «здравствуй».

Когда виноваты, сказать спешите:

«Прошу Вас, пожалуйста, ….извините»

В чужой разговор никогда не встревай,

И взрослых ты лучше не … перебивай!

Ведущий 1: Стихотворение «Ежели вы вежливы» С. Я. Маршак.

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.

И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.

Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.

И ежели вы вежливы,
То всех благодарите
И мячика у маленьких
Без спросу не берите!

Мы благодарим вас за отзывчивость, находчивость, умение не пройти мимо плохого, а также артистов, прекрасно сыгравших свои роли.

Ведущий 2: Наше путешествие по стране Вежливости подошло к концу. Давайте подытожим все сказанное и увиденное.

  • В вежливости проявляется отношение к другим людям.

  • Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.

  • Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.

  • Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

  • Воспитанный человек не дает кличек и прозвищ, не спорит по пустякам.

  • Так давайте будем учиться быть вежливыми. Говорите друг другу хорошие слова, и в ответ вы будете слышать только хорошее.

А чтобы закрепить знания, полученные сегодня на уроке, мы предлагаем скрепить их клятвой (клятва произносится хором всеми учащимися).

Клянемся вежливыми быть.
Всегда спасибо говорить.
Добрый день и до свидания,
Нет в мире лучше звания.
Клянемся добрыми мы быть,
А лень и грубость позабыть.
Учится этикету, науку помнить эту.
Клянемся добрыми мы быть.